Лондон, гудбай!

Кто сказал, что вам нужен английский?

  • 6557

Владеть английским языком модно. Бывший сокурсник читает книги в оригинале, коллеги зовут на показ фильма без дубляжа, троюродная племянница на семейных встречах вещает о том, как свободный английский помог ей объездить пол земного шара. Блоги, журналы, рекламные ролики всеми силами убеждают нас: английский стал неотъемлемой частью жизни.

 

 

Но фильмы, книги, путешествия — это все лирика. Гораздо большее давление создает идея, что английский язык жизненно необходим для работы и карьерного продвижения. То и дело появляются статьи или рекламные объявления в стиле «английский язык увеличит вашу зарплату в 2 раза».

Мы решили выяснить, стоит ли верить подобным заявлениям, и опросили экспертов в сфере подбора персонала и обучения иностранным языкам, а также руководителей компаний. Эта статья будет полезна тем, кто сомневается, стоит ли вкладывать огромное количество времени и сил в изучение английского языка.

 

Развеянные иллюзии

Разочаруем сразу: независимые эксперты в своем мнении единогласны — владение английским языком само по себе не гарантирует карьерных высот и заоблачных зарплат.

 

Преподаватель английского языка для корпоративных клиентов Максим Поливкин отмечает:

«Лично я не встречал тех, кому одно только знание английского удвоило зарплату. Будучи студентом иняза, я работал барменом в ресторане, где за знание языка мне доплачивали 300 рублей в месяц».

 

Зарплаты некоторых специалистов со знанием английского языка действительно выше, чем у аналогичных специалистов, владеющих только родным русским. Но тут важно исключить логическую ошибку.

 

Старший консультант по подбору персонала Ирина Половинкина поясняет:

«Обычно более высокие зарплаты связаны не со знанием языка как таковым. Дело в том, что требования к уровню языка в первую очередь выдвигают западные компании, где уровень дохода в целом выше».

 

Не волшебная пилюля

Для того чтобы построить успешную карьеру, нужен широкий набор навыков и качеств, как личностных, так и профессиональных. Знание английского языка в этом ряду стоит далеко не на первом месте.

 

Начальник отдела по работе с персоналом в международной компании Ирина Ахметгареева объясняет:

«Потенциальный руководитель не построит карьеру только на знании английского языка. Для этого важны опыт, гибкий ум, мотивация, умение работать в условиях многозадачности и другие, более узкие в зависимости от позиции характеристики».

 

 

Утверждать, что без знания английского языка невозможно построить карьеру, тоже неправильно. Ирина Половинкина подтверждает:

«Мы сотрудничаем с большим количеством кандидатов, которые не могут похвастаться высоким уровнем английского, но при этом очень успешны — они строят карьеру в рамках местных компаний».

 

Очевидно, что английский язык не волшебная пилюля. В одних случаях он может сыграть на руку кандидату и помочь руководству принять решение в его пользу, в других будет совершенно бесполезен.

При этом не стоит забывать о временных и финансовых затратах, связанных с изучением языка. Поэтому, прежде чем записываться на очередные курсы, важно выяснить, потребуется ли английский язык именно в вашей профессиональной деятельности.

 

Эксперты выделили 4 основных фактора, которые помогут это понять

 

— МАСШТАБ КОМПАНИИ. Международные компании предъявляют более высокие требования к уровню английского языка, нежели местные.

 

Даже если речь идет о стартовых позициях, сотрудникам придется разбираться в рабочем сленге, оперировать англоязычными терминами и показателями, работать в программах с англоязычным интерфейсом, вести документацию, читать различные руководства и инструкции на английском.

 

 

По мере развития карьеры и роста компетенции в рамках международной компании возникает необходимость общаться с иностранными коллегами, вести деловую переписку на английском языке, а также ездить в зарубежные командировки.

 

Марина Мокина, руководитель направления внешних и внутренних коммуникаций на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Coca-Cola HBC Россия:

«Английский — официальный язык мирового бизнес-сообщества. И в Coca-Cola, в одной из ведущих мировых компаний, его часто используют для делового общения. У нас работает много англоговорящих сотрудников, и, чтобы понимать друг друга, нам необходимо говорить на одном языке. Поэтому с момента появления Coca-Cola в России внутри компании разговаривают и на английском, и на русском.

Некоторые стартовые позиции не предполагают непосредственного общения на английском, однако без него сложно продвигаться по карьерной лестнице. Необходимо уметь как минимум расшифровывать рабочие английские аббревиатуры, чтобы понимать, о чем идет речь в документе или разговоре. Стандартное требования для приема к нам на работу — знание английского языка на уровне Intermediate. Для того чтобы его определить, один из этапов интервью проводится на английском языке».

 

— СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ. Однако если вы работаете в местной или федеральной компании, это еще не означает, что английский вам не нужен.

 

 

Стоит собрать и проанализировать информацию о стратегии развития вашей компании.

Если в компании поговаривают о выходе на новые рынки, а вы не против многочисленных командировок или временного переезда в другую страну, нужно готовиться, чтобы при открытии вакансии быть в числе первых кандидатов.

 

Дэвид Райт, директор Wright Tutors:

«Нынешний руководитель отдела международных отношений нашей компании сначала был рядовым сотрудником, работающим в одном географическом направлении со всеми. Знание языка наряду с навыками и опытом сыграло ключевую роль в его назначении на позицию топ-менеджера по развитию нового рынка».

 

 

Также на этом этапе может выясниться, что учить вам придется не английский язык, а какой-нибудь другой.

Компании, которые выходят на рынок Латинской Америки, набирают сотрудников со знанием местного языка — испанского или португальского. Дело в том, что уровень владения английским языком в этом регионе невысок, так что проще построить бизнес, когда сотрудники говорят на местном языке.

 

— СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Помимо масштаба и стратегии развития компании большое значение имеет непосредственно ваша профессиональная область.

Если передовая информация в вашей сфере деятельности выходит на английском языке, вы не сможете оперативно с ней ознакомиться — придется ждать перевода. То же самое справедливо для отраслей, где необходимо регулярное чтение технической документации.

 

«IT-специалист нашего офиса в России не взаимодействует с лондонскими коллегами, но постоянно изучает англоязычные ресурсы: по его мнению, на русскоязычных форумах мало специалистов, способных раскрыть интересную ему тему.

Руководитель может и не подозревать, что его бизнесу нужен сотрудник со знанием английского языка. Но практика показывает, что, к сожалению, многие инновации приходят в Россию из-за рубежа», — говорит Дэвид Райт.

 

— ВАШИ АМБИЦИИ. Последний, но немаловажный фактор — уровень ответственности, на который вы рассчитываете выйти.

 

Если вам чужды карьерные амбиции, то, скорее всего, даже в международной компании свободное владение английским языком вам не понадобится.

 

Конечно, оно будет выручать в отдельные моменты, но по большому счету серьезно доплачивать за него вам не будут, это качество просто не нужно на данной позиции.

Справедливо и обратное. Если вы строите карьеру в местной компании, но мечтаете выйти на международный уровень, английский язык вам необходим. Когда вы подадите заявку на руководящую позицию в международной компании, при прочих равных условиях предпочтение отдадут кандидату со знанием английского языка.

 

Ирина Володина, руководитель проекта Emotional English:

«Думаю, глупо говорить, что руководитель и все высшее звено должны свободно владеть английским.

Ведь именно им вести основные переговоры и заниматься перепиской. Конечно, всегда можно взять с собой переводчика, но, как показывает опыт, лучше знать английский самому.

Таким образом вы просто выигрываете время на обдумывание ответа и стратегий».

 

Принимаем решение

Нет смысла бросать все силы на изучение английского или любого другого языка только потому, что это модно и «везде требуется». Ответьте для себя на вопросы из списка ниже, и станет ясно, нужно ли вам срочно подтягивать английский язык или лучше потратить время и деньги другим образом — например, на свое профессиональное развитие.

Понимаете ли вы свои мотивы? Перед тем как испытывать неловкость за то, что вы не можете смотреть сериалы в оригинале, подумайте, так ли это вам нужно.

Вы потратите на изучение языка сотни часов и десятки тысяч рублей, при этом никто не может обещать, что даже через несколько лет упорного труда вы сможете понимать носителей так же хорошо, как они понимают друг друга.

При чем тут реклама? По сути, реклама языковых курсов мало чем отличается от рекламы любых других товаров и услуг. Только она давит на другие точки. Если у вас нет суперспособностей или приличного базового знания языка, наверстать упущенное за полгода, как это обещают создатели онлайн-рекламы, вы вряд ли сможете.

Смогу ли я конвертировать свои знания в деньги? Изучение языка можно рассматривать как долгосрочную инвестицию. И если все остальные факторы: профессия, масштабы компании, тяга к саморазвитию — имеют место в вашей реальной жизни, то это одно. И в таком случае вкладываться в изучения языка — более чем разумный шаг.

Но если вы наивно полагаете, что совершенное знание языка не гарантирует вам роста доходов и продвижения по карьерной лестнице просто потому, что кадровик поступил «как все» и добавил этот пункт в требования к соискателю — как это бывает в абсолютном большинстве случаев, — то выгоды вам это не принесет.

Предполагает ли ваша профессиональная область постоянное развитие и обновление знаний? На каком языке выходят передовые материалы? Проигрываете ли вы своим «англоговорящим» коллегам, которые могут прочитать новую статью, не дожидаясь перевода, или посетить лекцию мирового гуру?

Хотите ли вы построить карьеру международного масштаба? Готовы ли вы мотаться по зарубежным командировкам или каждые несколько лет переезжать из страны в страну? Разделяет ли ваша семья эти устремления? Есть ли вообще шанс на то, что другие ваши профессиональные навыки позволят вам продвинуться на международный рынок?

Вообще, интересна ли вам корпоративная гонка? Или вам милее спокойная предсказуемая работа, которая оставляет достаточно времени для хобби и увлечений?

 

 

Текст: Жанна Омельяненко , Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: David Dibert / Unsplash.com

 

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

comments powered by HyperComments