Просмотрено 5390 Комментарии 4.5 минуты

Критика

Критика в отношении 1 к 1

Жестко критиковать человека при других — нехорошо. Я так раньше делал, и всякий раз жалел. Чем дольше потом до тебя доходит, что ты поступаешь плохо, тем хуже дело. Я потратил немало сил, чтобы отучить себя от жесткой публичной критики.

Разумеется, это не значит, что не нужно иметь своего мнения, или изо всех сил избегать столкновений при других людях. Ни одно важное решение не принимается без трения. Но жесткая критика проявляется не в трении. Нас выдает слишком агрессивный или пассивно-агрессивный тон. Ингда критика — это мгновенная ответная реакция. Бывает, мы начинаем критиковать просто чтобы почувствовать себя чуть лучше. Иногда такая критика — просто признак недостаточной информированности. Вашей информированности.

Короче, нельзя переделать человека, сказав ему в лицо, что он идиот.

Несколько лет назад я придумал для себя правило: критиковать себя столько же, сколько я критикую других, в пропорции один к одному. Принцип простой: прежде чем критиковать кого-то публично, нужно было сначала покритиковать себя.

Если я собираюсь наехать на другого человека по поводу его работы, сначала нужно посмотреть на себя: а я-то хорошо отработал? Если кто-то, на мой взгляд, неправильно управляет своей компанией, я сначала загляну в себя — а я-то сам хорошо справляюсь? Если я вслух выражаю недовольство чьей-то точкой зрения, — могу ли я считать себя непогрешимым? Что не так с моим собственным подходом и мышлением? Наверняка же что-то не так.

Идея, разумеется, не нова. Но есть подковырка: суть не в том, чтобы никого никогда не критиковать — тогда ведь ни вы, ни другой человек ничему не научитесь. Дело в том, чтобы сначала покритиковать себя. Критика помогает учиться и улучшаться. И, иной раз, взгляд на себя помогает увидеть, что вы просто психуете. Значит, нужно придержать коней. Постепенно вы научитесь сводить такую критику на нет.

Правила конструктивной критики


Перевод статьи 10 Smart Rules for Giving Negative Feedback на Inc.com. Автор — Джефри Джеймс, консультант по продажам, автор книги Business to Business Selling Power и англоязычного блога об искусстве продаж .

Хвалить за хорошую работу — дело нехитрое. Но иногда сотрудникам нужен скорее пинок, чем похвала. При этом нужно делать так, чтобы команда не потеряла боевой дух. Об этом — ниже.

Но прежде важное замечание: цель критики — не сказать, как именно и что именно делать. Это, в лучшем случае, одна из задач. А вот настоящая цель критики — улучшить поведение коллег, чтобы каждый работал вдохновенно, талантливо и эффективно. Понимая это, приступим к советам.

1. НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ КРИТИКИ ПРИВЫЧКИ

Когда сотрудника критикуют за все и всегда, постепенно цель критики пропадает из вида. Все начинают понимать: что бы они ни делали, их все равно раскритикуют в пух и прах. Гендиректор «Ай-би-эм» Дэн Черутти, например, пытается на каждое серьезное критическое замечание похвалить человека семь раз.

2. НЕ НАКАПЛИВАЙТЕ КРИТИКУ

Влиять на поведение других лучше понемногу, а критику выдавать маленькими порциями. Если разом вывалить на команду кучу проблем, у них появляется чувство безысходности, бренности мира и несправедливости космоса. Такое происходит, когда руководитель ждет «подходящего момента», чтобы поговорить о проблемах.

Бизнес-тренер Кейт Людеман советует критиковать в реальном времени или сразу после. Не затягивайте с критикой.

3. НЕ СРЫВАЙТЕСЬ НА ДРУГИХ

Всем тяжело, и вам, наверняка, тяжелее всех. Жесткая критика других снимает раздражение и помогает расслабиться. Но она не улучшает поведение тех, кого вы критикуете. Скорее, наоборот: такая критика создает сопротивление и неприятие.

4. НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ КРИТИКУ ПО ПОЧТЕ

Если вы по жизни избегаете трений и конфликтов, скорее всего, вам захочется отправить неприятную критику по почте. Добрый совет: никогда так не делайте. Большинство людей истолкуют вашу критику неправильно, обидятся и начнут жаловаться. Лучше поговорите лично.

5. НАЧНИТЕ С ИСКРЕННЕЙ ПОХВАЛЫ

Постройте обратную связь вокруг похвалы. Покажите, что человек делает хорошо. И укажите, что из его обязанностей еще нужно развить. Любая обратная связь будет эффективнее, если для начала сосредоточиться на хорошем.

6. ДОКОПАЙТЕСЬ ДО КОРНЯ ПРОБЛЕМЫ

Ваши комментарии и критика будут эффективнее, если вы поймете, как человек изначально воспринимал ситуацию и из чего исходил. Задавайте вопросы: «Объясни, как ты пришел к решению», «Из чего ты исходил?». Такие вопросы помогают понять корень проблемы не только вам, но и вашим коллегам. Здорово, если они сами все поймут.

7. СНАЧАЛА ПОСЛУШАЙТЕ ДРУГИХ

Люди, в своей массе, не могут чему-то научиться, если чувствуют, что их не слышат. Хорошая обратная связь требует сочувствия. Чтобы другой человек захотел стать лучше, у него не должно быть ощущения непонятости и неоцененности.

8. НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Чаще всего мы знаем, что что-то не так. Часто даже понимаем, что именно и как это исправить. Поэтому вместо того, чтобы с порога диктовать другим правильное решение, сначала спросите их, как бы они исправили положение сами.

9. БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ

Критика бесполезна, если непонятно, как исправиться, и если у критикующего самого рыльце в пушку. Критикуя, оставайтесь примером для других. Помните, что подчиненный работает не лучше, чем его руководитель.

10. ПРИНИМАЙТЕ КРИТИКУ

Если вы верите, что критика улучшает работу и делает компанию лучше, то и вам следует любить и принимать ее. Не так-то просто встретить менеджеров, которые хорошо реагируют на критику. А ведь это — ценнейший источник для развития бизнеса.

Критика — это комплимент


Дизайнер Илья Бирман написал заметку в блоге . Приведу две любимые цитаты:


«Как нормальный человек поведет себя, когда прохожий скажет ему: „простите, у вас шнурок развязался“? Ответит „Спасибо“, завяжет шнурок, пойдет дальше. Если же он ответит: „Твое какое дело? Хочу с развязанным ходить и хожу!“, то в его вменяемости возникнут сомнения. А уж если он всерьез начнет рассуждать о том, что прохожий указывает ему на развязанный шнурок, не замечая всего богатства его внутреннего мира, то уже исчезнут практически все сомнения в невменяемости.

Вроде бы так естественно сказать „Спасибо“, когда тебе указывают на то, где ты налажал. Но для кучи людей это, почему-то, совсем не естественно; естественно для них послать подальше, сказав „Тебя не спросили!“. Почему люди так болезненно воспринимают критику — загадка. Адекватно реагировать на исправление или указание на ошибку — очень полезное в жизни умение. Как без него развиваться-то? Не скажу, что я в этом безупречен, но глядя на то, как реагируют многие другие люди, я понимаю, что могу быть собой вполне довольным»

«Поправляешь всегда того, кто тебе нравится, кто тебе интересен, чьи вещи тебе небезразличны. Если тебе до кого-то нет дела, то и поправлять его причин немного. А уж если человек тебе неприятен, то точно не придет в голову подсказывать ему, где он неправ»

ОТ РЕДАКТОРА

Еще меня бесит критика для самоутверждения. Это такие дешевые мелочные выпады, которые не помогают сделать продукт лучше, а служат для возвышения над толпой. Я попробовал структурировать приемы такой критики в блоге, чтобы ловить на ней себя и помочь другим. Сбор приемов продолжается в комментариях, присоединяйтесь.

недостатки crm систем смотрите в нашем блоге.

Вам понравилась статья?

0