Просмотрено 69659 Комментарии 5.5 минут

Пассивная агрессия

Пассивная агрессия

В США давно осознали проблему пассивно-агрессивного поведения, сделали ее предметом общественного обсуждения и частью культуры. Сегодня разберемся, грозит ли это нам.

Что это такое

Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение гнева. Проявляется в сарказме, паясничестве, прокрастинации, саботаже и неосознанном вредительстве. Разрушает отношения, тормозит рост компании, мешает людям становитсья счастливыми.

Пассивно-агрессивное поведение возникает тогда, когда человек по какой-то причине запрещает себе выражать гнев: описать его словами, проявить эмоции, стукнуть кулаком об стол и «разрядиться». Вместо этого человек блокирует гнев, и он просачивается через сглаженные углы.

РЕБЕНОК, РЕШАЮЩИЙСЯ НА САМОУБИЙСТВО; СУРОВЫЙ ОТДАЛИВШИЙСЯ СУПРУГ; СОТРУДНИК, КОТОРЫЙ ОТКЛАДЫВАЕТ ВАЖНЫЕ ДЕЛА — ВСЕ ЭТО ЛИКИ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ.

Откуда берется

Пассивная агрессия — это шрам из детства. Человек получает его, когда родители ограничивают его в проявлении гнева. Возможно, они пресекают гнев ребенка словами вроде «Прекрати! Не позволю так с собой разговаривать!» Возможно, они сами были мастерами пассивной агрессии, и ребенок сразу впитал их неспособность открыто выражать свои чувства.

Как и все из детства, пассивная агрессия становится частью личности, и ее крайне трудно заметить в себе, если не знать ее признаков.

Признаки пассивной агрессии

Человека с пассивно-агрессивным поведением легко узнать:

Он согласится вам помочь, но будет делать это из-под палки. Если поручить такому человеку работу, он отложит ее на последний момент.

Кажется, что его окружают люди, из-за которых он не может быть счастливым. Он постоянно на них жалуется. Чувствует себя подавленным и недооцененным.

В конфликтной ситуации его любимые фразы — «Так, ладно!» и «Все, хватит!»

Во время открытых споров он переходит на личности, припоминает старое, находит в чем обвинить оппонента и до последнего старается переложить вину на других.

Он возьмет на себя любые обязательства, лишь бы закончить неприятный ему разговор, но не выполнит обещание. Кроме того, вы так и не узнаете, что ему этот разговор был неприятен.

Он мастер иронии и сарказма.

Полезный материал с полезной CRM-системой - успех для бизнеса.

Пассивная агрессия на работе

Эту часть рассылки подготовила Марина Сулимова: бизнес-тренер, консультант.

Пассивная агрессия тормозит и разрушает бизнес.Помимо названных выше признаков, пассивную агрессию в офисе легко узнать:

по сплетням и слухам, которые в офисе охотно обсуждают;

по уходу с работы без объяснения причин;

по кулуарным жалобам на большую нагрузку, начальство и тяжелые рабочие условия.

ИСТОЧНИКИ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ В ОФИСЕ


Грубый и деспотичный начальник: не располагает к доверию или конструктивному диалогу. Часто люди работают под его началом просто из страха не найти новую работу. Ни о каких новшествах или росте речи быть не может.



Невнимательное руководство, которое не готово прислушиваться к своим сотрудникам: вызывает у талантливых и трудолюбивых сотрудников чувство неоцененности. Часто руководитель даже не представляет, насколько более продуктивными будут сотрудники, если обратить внимание на их проблемы.


Радикальные новшества: сотрудникам трудно принимать изменения в работе. Новые правила и процедуры, новый сценарий звонка или даже новая расстановка мебели может вызвать яростное сопротивление. Старайтесь вводить новое постепенно и при поддержке сотрудников. Часто они же сами и предложат правильные изменения.


Провокаторы: жадные до власти, но недостаточно талантливые для руководящей работы, эти люди плавают по дну офисной жизни и пытаются хоть как-то завладеть умами коллег. И это у них отлично получается. Они влияют на настроение сотрудников, плетут заговоры и интриги, любят давать советы и самоутверждаться за счет других.

Решение проблемы


Руководитель должен быть морально силен, не практиковать пассивно-агрессивное поведение быть примером для сотрудников: открыто решать конфликты, слушать других и уметь обосновать свою позицию.


Порядок в делах поможет сотрудникам не злиться на руководство за бесцельно потраченное рабочее время. Организуйте работу так, чтобы им не приходилось делать что-то по нескольку раз, вносить одни и те же данные в несколько мест, работать с большим количеством документов. С современными системами управления это возможно.


Инструкции и корпстандарты помогут новичкам сориентироваться в работе куда лучше, чем опыт окружающих коллег. Открытое общение в компании (например, на корпоративном форуме или портале) дает возможность сотрудникам высказывать пожелания еще до того, как они станут конфликтами. Слушайте сотрудников.

Пассивно-агрессивные клиенты

Эту часть составил Игорь Корниенко: психолог, бизнес-тренер, генеральный директор холдинга «Бизнес-симметрия».

Представьте: вы делаете холодный звонок. Здороваетесь, делаете введение, начинаете задавать вопросы. Но как только клиент понимает, что вы ему что-то продаете, его мгновенно переклинивает:

— Спасибо, нам ничего не надо.


Знакомо? Это пассивно-агрессивная реакция. Клиент хочет послать нас куда подальше, но подавляет этот импульс. В таком состоянии с ним бесполезно работать, и это состояние можно изменить. Но сначала разберемся, откуда оно берется.

С ВАМИ ГОВОРИТ ЯЩЕРИЦА

Мозг


Согласно одной из магистральных психологических теорий, наш мозг состоит из нескольких исторически сформировавшихся органов: рептильного мозга, лимбического мозга и неокортекса — коры и префронтальных отделов.

Рептильный мозг отвечает за примитивное физиологическое выживание. Определение опасности, страх, паника, агрессия, ступор — это реакции рептильного мозга.

Лимбический мозг отвечает за сложные эмоции, память, обучение, регуляцию давления и гормонов. Этот мозг есть у млекопитающих, и ему присуща любовь и обида, радость и грусть, стремление к сиюминутному удовольствию. Перекусить посреди ночи — это его проделки.

Неокортекс — это высшие мыслительные процессы, язык и логика, рациональные решения. Этот мозг способен взвесить за и против, принять решение, построить планы на будущее. Кора может скомандовать лимбическому мозгу потерпеть и лишить себя сиюминутного удовольствия, чтобы в будущем добиться большой цели.

Кажется, что человек постоянно «находится» на самом высшем уровне мозга, принимает рациональные решения и всё взвешивает. На самом деле — нет. Я наблюдал, как современные российские взрослые, выросшие в позднем СССР и ранней России, большую часть времени действуют согласно механизмам лимбического и рептильного мозга, руководствуясь базовыми вещами: привычками, принципом сиюминутного вознаграждения, постоянным страхом и агрессией, стремлением защитить себя, неспособностью действовать согласно стратегическому плану.

Это относится не ко всем, разумеется. Но когда на том конце провода слышится «Спасибо, нам ничего не нужно» — не сомневайтесь, это рептильный мозг в действии.

КАЖЕТСЯ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО «НАХОДИТСЯ» НА САМОМ ВЫСШЕМ УРОВНЕ МОЗГА. НА САМОМ ДЕЛЕ — НЕТ.

Как обезвредить

Чтобы отключить агрессию рептилии, дайте ей понять, что вы рептилия более страшная. Спину ровно, голос уверенный, улыбка на лице, мягкий напор:

—Добрый день! Меня зовут Иван Петров, я готовлю отчет для комитета по контролю качества обслуживания...


Далее привлеките внимание:

— Я собираю информацию об эффективности компаний туристического сектора...


И дальше уже задаем наводящие вопросы и продаем. Клиент отключает рептильную защиту и готов слушать ваши рациональные аргументы.

Помните, что это достаточно серьезная манипуляция, которая в долгосрочной перспективе может подорвать к вам доверие. Но, кстати, ничто не мешает вашей компании создать комитет по контролю качества обслуживания и составить для него отчет.

ОТ РЕДАКТОРА

Я замечаю за собой столько пассивной агрессии, сколько хватит на двух здоровых американцев. Возможно, это такая русская национальная черта — терпеть и зубоскалить. Я надеюсь, что нет.

Впрочем, мы здесь не одиноки. Если говорите по-английски, полистайте уморительный блог Passive Aggressive Notes — свидетельства подавленного гнева творческих, одиноких и очень пассивно-агрессивных людей.


СПАСИБО!

В работе над этой рассылкой мне помог Игорь Корниенко и Марина Сулимова. Игорь встретился со мной в офисе, а Марина написала длинное и мощное письмо. Спасибо!

Если вам понравились идеи Игоря, пишите: kornienko@khbs.ru.

crm минусы смотрите в нашем блоге.

Вам понравилась статья?

0