Великие открытия ученые совершали благодаря счастливой случайности. Американский изобретатель Чарлз Гудьир пытался создать вулканическую резину, но не знал как. Гудьир смешивал основу с перцем, солью, песком, сажей, чернилами, касторовым маслом и даже супом, пока случайно не пролил смесь каучука и серы на раскаленную печку.
До начала ХХ века гениальные идеи были результатом проб и ошибок. Но об этом никто не знал. Открытия окружили тайной — только избранные способны мыслить нестандартно. Так мы думаем до сих пор и ошибаемся.
Эвристика — наука по изучению творческого мышления — доказала, что есть универсальный рецепт решения нестандартных задач.
Если вы до сих пор думаете, что природа на вас отдохнула, а творческое мышление — удел избранных, эта рассылка для вас.
Ловушки творчества
Чтобы сделать открытие, нужно много учиться: разбираться в предмете и не изобретать велосипед. Парадокс в том, что именно знания мешают совершать открытия.
Образование основано на штампах «как надо» и на списке запретов «как нельзя». Именно эти оковы мешают творить. Придумать новое — взглянуть на известный предмет под необычным углом, без запретов и ограничений.
Однажды студент Калифорнийского университета Джордж Данциг опоздал на лекцию. На доске было уравнение. Джордж решил, что это домашнее задание. Он ломал над ним голову несколько дней и очень волновался, что сдал решение с опозданием.
Через пару дней в дверь Джорджа постучал взволнованный профессор университета. Оказалось, Джордж случайно доказал теоремы, над решением которых бились десятки математиков, начиная с Эйнштейна.
Преподаватель записал теоремы на доске как пример нерешаемых задач. Другие студенты были уверены, что ответа нет, и даже не пытались его найти.
Альберт Эйнштейн говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, — он-то и делает открытие».
Мнение авторитетов и большинства мешает появлению нестандартных подходов. Люди склонны не доверять себе. Даже если сотрудник уверен, что идея принесет компании деньги, под давлением коллег он опускает руки.
В 1951 году психолог Соломон Аш попросил студентов Гарварда «проверить зрение». Группе из семи человек он демонстрировал карточки, а потом задавал по ним вопросы. Правильные ответы были очевидны.
Из семи человек только один был участником эксперимента. Шесть других работали «подсадными утками». Они специально выбирали неправильные ответы.
Настоящий участник всегда отвечал последним. Он был уверен, что остальные ошибаются. Но когда очередь доходила до него, он подчинялся мнению большинства и отвечал неправильно.
Люди выбирают готовые ответы не потому, что слабохарактерны и глупы. На решение задачи мозг расходует много энергии, а все рефлексы организма заточены на то, чтобы ее сохранять. Этот принцип достался нам от предков: энергия пригодится в случае нападения саблезубых тигров или при охоте на мамонтов. Готовые ответы экономят ресурсы.
Мы на автомате водим машину, наливаем кофе, закрываем квартиру, выбираем одни и те же бренды. Если бы мы обдумывали каждое действие, уставали бы быстрее. Но для выхода из нестандартной ситуации придется сражаться с ленивым мозгом.
Проверьте себя: не задумываясь и быстро назовите поэта, часть тела и фрукт.
Большинство россиян вспомнят Пушкина или Есенина, нос или губы, яблоко или апельсин. Это происходит из-за общего культурного кода. Если вы не упомянули ни один из ответов, поздравляю: вы — творческий человек. Если ответы совпали, творческие способности можно развить.
Стандартные ответы не продвинут вперед. Мир постоянно развивается, и мы ждем новинок. Современность играет на руку предпринимателям: модно быть не таким, как все, нестандартным.
Цукерберг не стал бы всемирно известным предпринимателем, если бы был уверен, что форумов людям достаточно для общения.
Приготовить шоколад в форме зверушек или налить молоко в пакет вместо бутылки — значит сломать стереотипы у себя в голове. Именно это умение комбинировать несовместимое помогает придумывать новые, более удобные и полезные вещи.
Метод подбора
Творческий процесс — метод подбора. Изобрести что-то новое «в первый раз» почти невозможно. Когда Леонардо да Винчи проектировал летательный аппарат, он изучал строение птичьего крыла, траекторию падающих листьев и принципы движения парусных кораблей. Эти элементы он объединил в работе.
Есть методы разработки творческих подходов и в бизнесе. О некоторых из них хорошо написано в книге «Рисовый штурм». Но эти схемы не дают готовых решений. Они сокращают время поиска нужной идеи и дают пинок воображению.
В 1900 году приказчик мясной лавки из Ливерпуля Франк Хорнби ехал в поезде и размышлял о техническом прогрессе. Он хотел придумать детскую игрушку, развивающую навыки изобретательства. Он перебирал в голове существующие игрушки и пытался их совместить.
Через год Хорнби представил миру конструктор «Меккано»: набор металлических планок и винтиков, из которых ребенок мог собрать что пожелает.
Принцип, который применил Франк во время поиска, очень похож на круги Эйлера.
Круги Эйлера — геометрическая схема, которая пришла в бизнес из математики. Система помогает придумывать новые товары, объединяя существующие предметы со сходными характеристиками.
Первый круг — один товар, второй — другой. Область их пересечения — новый продукт, обладающий свойствами первого и второго товара. Так появились фотоаппараты с функцией видео, портативные компьютеры и «жвачка» для рук.
В компании «Йота Девайсез» хотели придумать телефон с долгой зарядкой. Электронные книги не разряжаются неделями. Разработчики «скрестили» смартфон и «читалку».
Йотафон получил все характеристики своих «родителей». У Йотафона два экрана: в одном используются электронные чернила, второй действует как обычный экран смартфона. Первый экран почти не расходует энергии, смартфон же дольше держит заряд.
Область пересечения кругов Эйлера обладает сразу всеми характеристиками пересекающихся кругов. Но если нужно добавить к существующему предмету только одну функцию, подойдет метод фокальных объектов.
Фокальный объект — предмет, находящийся в фокусе. К исходному товару добавляют случайные свойства других объектов, которые этому товару нехарактерны.
Так появились светящаяся клавиатура (пользователь в темноте может видеть, какие буквы нажимает), ручка-сканер (все написанное тут же отражается на экране компьютера), игрушка-грелка (развлекает ребенка днем и согревает ночью, когда он берет ее в постель).
В рекламе Сникерса «Ты не ты, когда голоден» в баскетбол играла балерина Анастасия Волочкова, а бок о бок с китайскими ниндзя сражался британский актер Роуэн Аткинсон в роли мистера Бина.
Рекламщики совместили несовместимое: балерины в пачках не играют в спортивные игры, а неуклюжий комик не сможет бесшумно бегать по крышам. Благодаря комичности видеоролики стали популярны. Эта рекламная кампания увеличила продажи Сникерса на 8–17% в разных странах.
Совмещать несовместимое тоже надо с умом. Поможет методика SCAMPER — готовая схема для решения творческих задач. Она состоит из семи вопросов:
Что заменить в продукте?
С чем соединить?
Как адаптировать?
Как изменить?
В какой другой отрасли применить?
Как упростить?
Какие части поменять местами?
Вопросы помогут придумать способ увеличения прибыли в привычных условиях. Ясно, что старые схемы не принесут больше денег. Надо что-то менять, но что — неизвестно. Тогда ответы на вопросы покажут возможные области перемен.
Применять все варианты необязательно. Достаточно выбрать менее затратные преобразования. Вопросы работают. Доказано Макдоналдс.
Первым логотипом Макдоналдс был Спиди — гамбургер на ножках, который символизировал быстрое обслуживание. В 1963 году его заменили клоуном Роналдом Макдоналдом. Клоун больше нравился малышам, и это привлекло в ресторан семьи с детьми.
Макдоналдс первым адаптировал кафе для заказа еды из окна машины. Покупать гамбургеры стали военные, которым на дежурстве запрещено покидать служебные автомобили.
В ресторанах поменяли привычную систему заказа еды: ввели систему предоплаты. Прежде люди приходили в ресторан, выбирали пункт меню и после обеда платили по счету. В Макдоналдсе клиенты стали платить до того, как получали заказ.
Поиск творческих идей — поиск новых комбинаций. Чем больше элементов в мозаике, тем больше вариантов. Чем больше мы знаем, тем больше сочетаний и ассоциаций приходит на ум.
Профильная литература, обучение, общая эрудиция повышают шансы на успех. Но они же приносят штампы и запреты, с которыми приходится бороться. Иногда одному человеку это не под силу. И тогда требуется взгляд со стороны — помощь коллег.
Коллективный креатив
В прошлом авторы гениальных шедевров и изобретений были одиночками: да Винчи, Эйнштейн, Тесла. Сегодня все чаще появляются работы, созданные коллективами авторов.
По исследованиям Северо-Западного университета США, за последние 50 лет уровень открытий, совершенных группами ученых, увеличился на 95%.
Причина — усложнение процессов и увеличение объема информации. Если изобретатели первого самолета братья Райт собирали летающий аппарат вдвоем, сегодня только для одного двигателя Боинга нужны сотни рабочих. Если раньше бизнес состоял из одной-двух торговых лавок, сегодня компании владеют точками по всему миру.
Для решения сложных задач нужны специалисты из разных областей. Иногда вопросы появляются на стыке рекламы и логистики, планирования и бюджетирования. Простой взгляд со стороны помогает выпутаться из неразрешимых ситуаций. Именно для этого и существуют техники коллективного поиска идей.
Шестьдесят два года назад в книге «Управляемое воображение» Алекс Осборн описал метод мозгового штурма. Он популярен до сих пор.
Во время Второй мировой войны Алекс Осборн служил офицером на корабле, перевозившем военные грузы в Европу. Корабли были беззащитны перед торпедными атаками противника. В один из рейсов Алекс предложил морякам высказать самые безумные идеи, как уберечь судно от торпед.
Один из матросов пошутил, что все моряки должны встать по борту и дуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Благодаря этой фантастической идее по бокам судна установили подводные вентиляторы. При приближении торпеды они создавали мощную струю, которая «отдувала» опасность в сторону.
Тогда Алекс и выработал главное правило мозгового штурма: когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью. Если бы матросы боялись офицера, никто бы не стал шутить, — решение так и не нашли бы. Страх мешает творить.
Правильный мозговой штурм проводят в три этапа.
Подготовка: обозначить проблему.
↓
Креатив: запретить критику, собрать как можно больше идей.
↓
Отбор: проанализировать результаты, выбрать 2–3 идеи и применить их.
Мозговой штурм работает, когда в обсуждении участвуют сотрудники разного уровня. Не один руководитель и подчиненные, а несколько руководителей отделов и подчиненные. Страхи выглядеть глупо перед лицом начальства и осуждения от вышестоящего мешают высказывать свежие идеи.
При разработке нового продукта раз в неделю в Эппл проводят мозговой штурм «крыша поехала», где приветствуются самые безумные и странные идеи в рабочей области.
Большинство компаний прекращает поиски, как только определяют основное направления работы. Но Эппл не останавливается до самого выпуска продукта, чтобы держать сотрудников в тонусе.
Нельзя говорить, что идея плохая. Нельзя отвергать идею, потому что «это смешно», «так никто не делает» и «как ты собираешься это воплотить». Пользу приносит только конструктивная критика — спор.
В 2003 году Харлан Немет, профессор психологии из Университета Калифорнии, провела эксперимент. 265 студенток разбили на три группы и предложили решить проблему пробок в Сан-Франциско.
Первая группа работала по системе мозгового штурма — никакой критики на этапе креатива. Второй группе разрешили спорить. Третья группа не получила условий.
Группа, где участники вели дебаты во время обсуждения, высказала на 20% больше идей, чем ее противники. После окончания каждую участницу спросили, не хочет ли она добавить еще пару идей. Члены первой и третьей предложили по 2–3 идеи. Девушки из группы спорщиков назвали по семь идей.
Критика-спор помогает увидеть недостатки идеи и найти зацепки для воплощения новых идей. Мозговой штурм не работает, если в обсуждении допускается субъективная оценка: вам не нравится идея, но нравится человек, который ее высказал. И наоборот. Критиковать друг-друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо. Проблема — найти его.
Решение придумал Уолт Дисней — он разработал технику «трех стульев». Великий мультипликатор проводил мозговые штурмы так:
Есть нестандартна задача. Представьте три стула. Один участник мысленно занимает первый стул и становится «мечтателем». Он придумывает самые фантастические методы решения задачи.
Второй садится на стул «реалиста» и описывает, как бы он воплощал идеи «мечтателя» в жизнь. Участник примеряет эту роль независимо от того, как сам относится к идее. Его задача — оценить трудности и возможности.
Последний стул занимает «критик». Он оценивает предложения «реалиста». Решает, какие ресурсы можно использовать в воплощении. Отсеивает идеи, которые не подходят по условиям, и выбирает оптимальную.
Британский психолог и писатель Эдвард де Боно расширил этот метод до способа «шести шляп».
Белая шляпа: изучение и применение известных данных.
Красная шляпа: интуиция и эмоции.
Черная шляпа: пессимизм и поиск слабых мест.
Желтая шляпа: оптимизм и поиск преимуществ.
Зеленая шляпа: творчество и поиск необычных решений.
Синяя шляпа: шляпа для руководителя, который подводит итоги.
Шесть шляп помогают взглянуть на проблему шире. Боно утверждал, что суждения и споры больше не могут вести людей вперед. Не бывает плохих идей. Их не надо оценивать или критиковать. Надо находить минусы и плюсы, особенности и возможности. А потом выбирать ту, которая больше подходит под существующие условия.
Способы коллективного поиска идей существуют на равных. Ответа на вопрос, какой из методов продуктивнее, нет. Кому-то подойдет традиционный мозговой штурм, кто-то готов примерить на себя роль «мечтателя» или «реалиста», кто-то наденет шляпы.
Дизайнерская команда «Гугл Венчурс» соединила разные методики и разработала свой вариант творческих совещаний. Из мозгового штурма они взяли отсутствие критики, из техники Диснея — стул «реалиста», а из «шести шляп» — синюю шляпу руководителя.
Первые десять минут встречи каждый участник пишет на бумажке идеи. Цель — написать как можно больше идей. Когда время истекло, каждый оценивает свой список и выбирает 1–2 самых перспективных пункта. «Реалист» презентует выбранные пункты и выписывает их на доске.
Когда выступления закончились, проводят общее голосование. Каждый отмечает лучшее решение. Один из участников «надевает синюю шляпу» и присуждает приз — выбирает самую достойную идею.
Применение этого метода занимает 15 минут рабочего времени.
Главное в любом коллективном методе — выслушать участника группы. Каждая мысль — ступенька на пути к решению.
Воплощение в жизнь
Креативность — законы, а не таланты. Это не умение увидеть таблицу химических элементов во сне. Это конкретные методики, которые помогают расшевелить сознание.
Если вам кажется, что вы не умеете мыслить творчески, значит, ваше воображение спит. Его можно разбудить. Методов, схем и теорий по творческому развитию много. Неважно, какую именно методику вы выберете для себя. Есть общие правила, которые помогут в любом креативном поиске.
Четко формулировать. Правильно заданный вопрос содержит большую часть ответа. Не стоит спрашивать себя «Что делать?». Представьте результат, который вы хотите получить, и подумайте, какими способами его можно добиться. Зная, что нужно получить в финале, намного проще искать ответ.
Бороться с запретами. Не верьте на слово. Задача не решаема, если вы попробовали — и не получилось. Не используйте готовые ответы: они как полуфабрикаты — решат проблему голода, но сделают это с меньшей пользой для здоровья.
Совмещать несовместимое. Выдумывайте что-то новое каждый день: меняйте маршрут до работы, находите общее между вороном и письменным столом, считайте количество красных пальто по дороге к метро. Эти странные задачи тренируют мозг быстрее выходить за рамки привычного и искать подходящие решения.
Уважать коллег. Выслушивайте мнение тех, кто работает над задачей рядом с вами. Даже если их идеи кажутся абсурдными. Они могут стать толчком для ваших открытий и помогут продвинуться в нужном направлении.
Воплощать идею. Нереализованные идеи не стоят ничего. Придумать интересный ход не так сложно, как применить его на практике. Если ход уникален, под него нет ни инструментов, ни исследований. Воплотить его возможно только на свой страх и риск. Творческие решения требуют смелости, но приносят самые желанные плоды.
Текст: Александр Штурвалов, бизнес-журналист
Иллюстрации: Константин Амелин, дизайнер Больших планов
Фото в начале: картина Энди Уорхола «Цветная Мона Лиза» стоимостью 56 миллионов долларов.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
Статья полезная! Согласны, ломать стереотипы — путь к инновациям.