Просмотрено 1415 Комментарии 7 минут

Приметы и суеверия на работе: как появились и почему мы в них верим

Приметы и суеверия на работе: как появились и почему мы в них верим

Приметы и суеверия — как плацебо. Они создают иллюзию, что мы можем повлиять на разные события. Причем не только в личной жизни, но и в бизнесе: привлечь интересного клиента, защитить себя от необязательного подрядчика.

Конечно, мы понимаем, что на самом деле все зависит от нас. Но все равно надеваем «особенную» рубашку, не проводим переговоры в пятницу, 13-го. Даже если эта «бытовая магия» не работает, она успокаивает нервы и придает уверенности.

Мы в Мегаплане считаем, что бизнес — это океан возможностей. А моряки, как известно, самые суеверные люди на Земле. Поэтому решили вспомнить несколько примет, которые применимы к работе. Эта статья будет полезна не только тем, у кого есть свои ритуалы, но и людям, которые в приметы не верят.

Денежная жаба: суеверия в торговле

Больше всех народных примет можно встретить в розничной торговле, особенно на городских рынках. Например, продавцы обмахивают утром товар на прилавке купюрами, которыми расплатился первый покупатель, — считается, что это принесет прибыль.

Первому покупателю могут сделать скидку, чтобы он совершил покупку. Некоторые продавцы считают удачным день, когда первым покупателем стал мужчина. Мелочь, упавшую под прилавок, не поднимают, чтобы не было убытка. А еще под платежный терминал можно положить монетку — к удаче.

Народные приметы, например о погоде, можно использовать для привлечения клиентов. Допустим, на улице зацвела черемуха. Производители или продавцы одежды могут написать у себя в соцсетях, что есть такая примета: «зацвела черемуха — жди холодов». А потом разослать клиентам рекламу теплых товаров, чтобы поднять продажи.

Иногда магазины пользуются суеверностью своих покупателей. В 2000 году исполнительный директор ООО «Потешный промысел» Галина Варенюк рассказывала про такой случай. Их мастера изготовили интересную мягкую куклу, но она терялась среди других товаров. Тогда один из менеджеров предложил назвать куклу «Домовенок». Продажи выросли, особенно в северных регионах, где еще бытует культ домовых. Высоким спросом она стала пользоваться в Вологде, Череповце, Великом Устюге.

Какие приметы бывают в торговле

Дурной глаз: суеверия на производстве

На производствах, где изготовление продукта требует больших усилий, а испортить его может любой пустяк, побаиваются сглаза. Например, суеверия бытуют на заводах по выпуску колоколов. Форма для колокола готовится несколько месяцев, а при заливке металла имеет значение множество мелочей — от состава до температуры окружающей среды. Любая непредвиденная ситуация приводит к браку.

У московских колокольных мастеров Москвы была традиция: распускать нелепые слухи в день заливки форм. Считалось, что так и колокола будут звонче, и злопыхатели, которые могут все испортить, будут отвлекаться на сплетни. При этом слух должен быть таким нелепым, чтобы о нем говорила вся округа.

В 1878 году, когда отливали самый крупный колокол храма Христа Спасителя в Москве, по городу распустили слух, что один известный при дворе барон располнел, потому что скоро родит сына. Слух так понравился москвичам, что после отливки колокола опровержение пришлось печатать во всех газетах.

Но и в XXI веке суеверия на производстве не редкость. В 2017 году на одном из региональных заводов по производству цемента решили не запускать отремонтированную печь в пятницу, 13-го. За это голосовали главный инженер и ведущие технологи — те специалисты, которые лучше всех понимают сложность и непрерывность процесса производства цемента, когда даже один день отсрочки влияет на качество продукта.

Какие приметы есть на производстве

От винта: суеверия на транспорте

Не менее суеверны бывают пилоты: фраза «расчетное время прибытия» появилась не только потому, что компании не хотят давать пустых обещаний пассажирам, но и потому, что экипаж боится «сглазить» полет. А еще вы не найдете предполетные фото пилотов в Сети даже через лобовое стекло: из-за суеверий летчики опасаются, что такое фото может стать последним.

Кстати, много суеверий связано и со словом «последний», его даже часто заменяют синонимом. «Крайний» вместо «последний» используют люди, профессия которых связана с риском для жизни: летчики, космонавты, альпинисты, водолазы и другие. «Последний» они воспринимают в буквальном смысле, и гораздо спокойнее говорить о крайнем погружении, прыжке или полете, чем о последнем.

По понятным причинам приметы и суеверия чаще всего появляются в профессиях, связанных с риском для жизни людей. Но ведь компании тоже могут обанкротиться и погибнуть. Поэтому неудивительно, что до сих пор есть спрос на оформление офиса по фэншуй. Вера в чудо обостряется во время кризиса. По оценкам группы издательств «Экспо-Арт», в 2021 году спрос на эзотерическую литературу вырос более чем на 53%.

Заглянуть в будущее и избежать возможных неприятностей бизнесмены пытаются любыми способами. По результатам опроса сервиса «Работа.ру», проведенного в 2020 году, каждый шестой работодатель обращает внимание на знак зодиака, особенно если ищет кандидата на должность руководителя.

На российском рынке также популярны соционика, физиогномика, графология и нумерология. Аккаунт-директор платформы Quiet Media в 2019 году рассказала, что пользовалась нумерологией, чтобы формировать команды проектов. А в агентстве персонального брендинга BAKER на основе нумерологии и астрологии распределяют задачи среди сотрудников.

И это можно объяснить. Бизнес — тот еще стресс! Австралийский психолог Грэм Тайсон в 1981 году обнаружил, что люди, испытывающие стресс, чаще подвержены магическому мышлению. Дело в том, что невинные бытовые ритуалы помогают снизить чувство тревоги и создают иллюзию контроля над хаосом: кажется, что можно отгородиться от случайностей магической «страховкой». Ну и повлиять на будущее.

Счастливый галстук: суеверия в бизнесе

У многих предпринимателей есть талисманы, которые помогают им в бизнесе. Конечно, не все из них верят в приметы. Но когда от тебя многое зависит, хочется «разделить ответственность».

Обычно талисманы у предпринимателей появляются после удачных сделок. Успех хочется закрепить, и человек неосознанно начинает повторяться в деталях: носить «счастливый» галстук, подписывать документы одной и той же ручкой. Самый известный талисман такого рода был у американского предпринимателя Джона Рокфеллера. Одну из монет, полученных в детстве, он превратил в «‎неразменную»: всегда носил ее с собой и считал, что она притягивает богатство.

В 2010 году исследование психологов из Кельнского университета показало, что те, у кого есть талисманы, чаще добиваются поставленной цели. Так работает «якорение»: талисман становится «‎зарубкой на память» и помогает снова почувствовать себя так же, как после удачной сделки. Например, ощутить уверенность. Когда человек уверен, что ему повезет, он реже ошибается, и его шансы на успех возрастают.

Какие приметы есть в бизнесе


Совсем не приметы

Этнограф, составитель знаменитого толкового словаря Владимир Даль определял поверья как «всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его». Это значит, что некоторые народные приметы, каким бы дремучим суеверием они нам ни казались, на самом деле основаны на реальных наблюдениях.

Даже если мы не верим в чудеса, приходится признать, что часть суеверий работает. Хотя бы те, что связаны с природными явлениями. Например, с луной: конечно, нечистая сила не выходит в эти дни на промысел, но лунные циклы влияют на приливы, отливы и самочувствие метеозависимых людей.

С детства мы знаем присказку «птицы низко летают — к дождю». Кажется, что полет птиц и погода не связанные события. Наши предки не смогли найти им другого объяснения, кроме магического. Но сейчас ученые доказали: перед дождем атмосферное давление повышается, и мошкара опускается ближе к земле. Птицы охотятся на мошек и потому летают низко.

С другой стороны, есть традиции, которые начинались с примет. Мы их соблюдаем и даже не задумываемся, что когда-то так возносили молитвы языческим богам. Разбивание бутылки о борт корабля — это «крещение» судна, которое появилось еще в Древней Греции. Спуская на воду корабль, моряки пили вино и поливали борта водой, чтобы снискать расположение Посейдона. Религиозное значение традиция потеряла в XVII веке: палубу поливали вином из символического кубка, который потом выкидывали за борт. А битье бутылок появилось в Британской империи, когда скорость производства кораблей так увеличилась, что кубки заменили на дешевое шампанское.

А вот традиция спортсменов поливать друг друга шампанским на церемонии награждения гонок на самом деле к суевериям не относится. Она появилась относительно недавно. В 1966 году на автогонке «24 часа Ле-Мана» в качестве приза вручили шампанское. И вот тут версии расходятся: или шампанское выстрелило само, или победитель так неумело открывал бутылку, что внезапно напитком забрызгало всех вокруг. Но некоторые зрители увидели в фонтане радугу и сочли это хорошим знаком.

Приметы и суеверия безвредны, пока не мешают человеку жить. Вы можете верить или не верить в черных кошек и пятницу, 13-го, но не стоит смеяться над суевериями других. Ведь кому-то они действительно помогают. Однажды астролог посоветовал американскому миллионеру Джону Пирпонту Моргану не подниматься на борт «Титаника». Над бизнесменом все подшучивали: отказаться от такого дорогого и интересного плавания просто из-за веры в астрологию! Но банкир был очень суеверен и на рейс не пришел. Как известно, он никогда не жалел о пропавшем билете.

Приметы работников Мегаплана

Cпециалист технической поддержки Алина Шершнева:

— Открывая браузер в начале работы, помни: если страница зависает, обнови сперва три раза, а потом очисти кэш. Если ты смотрел «запретные» сайты — обязательно почисти кэш.

Старший специалист клиентской поддержки Ирина Пак:

— То, что повышает мою продуктивность и самочувствие, — это бутылка воды на столе. Перед работой наливаю бутылку воды и ставлю себе на стол, выпиваю ее и после обеда набираю повторно.

Специалист по тестированию ПО Анна Крупина:

— Святой закон в отделе тестирования Мегаплана: у всех должно быть что-то сладкое дома по четвергам, когда у нас проводится регресс. Кто не знает, регресс в тестировании — это проверка работоспособности после исправления ошибок. После него нужно сразу съесть сладкое. Соблюдаешь — жди хороший и быстрый регресс. А спортивную фигуру другие ритуалы приносят.


Текст: Александр Штурвалов. Иллюстрации: Константин Амелин

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Я давно заметил, есть такая примета: если сотрудник в офисе, то сделает он больше, чем если работает из дома. Уж не знаю, это офис у нас по фэншуй или звезды сошлись над зданием, но я считаю, что такую примету стоит соблюдать время от времени и самому проверять, работает суеверие или нет.

Вам понравилась статья?

0