Дело хорошее. Опубликовал
остроумную вакансию, заплатил, стал ждать. Через десять минут посыпались странные, неадекватные письма. Самое
безобидное было таким:
Зачем, в сущности, откликаться на вакансию? Ведь вакансия — суть пустота, свободное место. Ээй! Есть кто там? Ответьте! Или я один в этом информационном космосе?..
Были и стандартные (орфография сохранена):
Я стрессоустойчива и обучаема, Я коммуникабельна и ответственна, и надеюсь, что именно Я стану отличной частью Вашей Команды!
Моим безусловным преимуществом перед другими кандидатами являеться мое стремление к постоянному улучшению всего, до чего докасается рука.
Я родился в маленьком городке в Амурской области. Уже с детского сада мои родители заметили во мне литературные таланты. Обучаясь в школе, меня отметили на олимпиаде по литературе...
Я терпеливо отвечал каждому: «Спасибо за отклик! К сожалению, не могу предложить вам работу», а по щекам
катились социопатовые слезы.
Потом я вытер слезы и подумал: почему так? Почему умные, адекватные люди присылают такие странные, больные отклики?
Вакансии же простые, требования понятные. Напиши простое уважительное письмо, расскажи о себе все, что нужно. Дело
несложное. Но проблема налицо: когда людей просишь написать письмо о себе, у них как будто замыкает.
Давайте размыкать.
Статья для всех, кто хотя бы раз за свою жизнь захочет найти работу.
Матчасть
Вы пишете письмо в ответ на вакансию. Ваше письмо прочитает либо кадровик, либо руководитель.
Кадровик принимает решение, допустить ли вас до руководителя. Он работает фильтром грубой очистки: отсеивает больных, неадекватных, профнепригодных и всех, кто не соответствует формальным требованиям вакансии. Критерий эффективности его работы — руководитель получил на выбор адекватных кандидатов.
Руководитель принимает решение о найме. У него другая проблема: в бизнесе образовалась функциональная дыра, и ее нужно срочно закрыть квалифицированным, взрослым и самостоятельным сотрудником. Желательно, чтобы сотрудник справился с работой без посторонней помощи. Критерий эффективности — бизнес-функция закрылась, на нее больше не нужно тратить время.
У кадровика и руководителя две боли:
Кандидат неадекватный, не соответствует требованиям вакансии.
Кандидат несамостоятельный, с ним нужно возиться.
Чтобы получить приглашение на собеседование, работайте с этими болями. Больше ничего не нужно. Особенно не нужно
вот этого:
Рассказывать свою подробную биографию. Об этом вас спросят на собеседовании.
Говорить, сколько денег компания заработает с вашей помощью. Вы не знаете этого наверняка, и со стороны это выглядит смешно и по-детски.
Сравнивать себя с другими кандидатами. Вы не знаете, кто еще отправлял резюме.
Рассказывать о том, как вам нужна работа, чтобы оплачивать квартиру и кормить детей. Ваше благополучие пока что никого не интересует.
Добиваться встречи всеми силами, например, «О своем опыте работы я бы хотел рассказать при личной встрече». Это похоже на манипуляцию, а у руководителя нет времени встречаться со всеми подряд. Ему проще вам отказать.
Теперь давайте покажем работодателю, что вы адекватный, профпригодный и самостоятельный, как Дядя Федор.
Требования вакансии
Представьте, что текст вакансии — это карта сокровищ. Нужно уметь ее прочитать, и пиастры ваши. Посмотрите на каждый
пункт вакансии и подумайте, почему он там. Какая за ним кроется боль?
Коммуникабельность | Важно, чтобы вы хотели и могли общаться с клиентами с утра до вечера. Клиенты попадаются вредные. |
Полное сопровождение клиента | Вы должны самостоятельно вести клиента, отвечать на все вопросы и решать проблемы. Главное — не трогать коллег и делать все самому. |
Управление подрядчиками, работа с подрядчиками | Вы будете получать задания на семерых, и ваша задача будет сделать так, чтобы ее выполнили семеро независимых подрядчиков, за разумные деньги и в нужном качестве. Вы отвечаете за результат. |
Работа в команде | Помимо вас в отделе работают другие люди, и они будут от вас постоянно что-то просить. Будьте готовы им помогать. |
Работа на результат | Вы не ноете и не опускаете руки, если что-то не получается, а доделываете до конца. С переработками. |
Стрессоустойчивость | Ваши коллеги, партнеры, подрядчики или руководители неорганизованные, забывчивые или ненадежные. Примите этот факт жизни и справьтесь с ним. |
Опыт работы в корпоративной среде | Вы должны знать, что корпорации — это гнетущее болото. Вы должны уметь этому противостоять и делать свое дело. |
Опыт в сфере маркетинга — не менее двух лет | Вас некогда обучать. Если вы не знаете профессию, вы не справитесь. |
Изучите требования вакансии под микроскопом. Если вы хоть в чем-то не соответствуете им, это серьезный багаж.
Создайте табличку из трех столбцов: «Да», «Нет» и «Не знаю». В «Да» запишите требования, которым вы точно
соответствуете и можете это доказать. В «Нет» — точно не соответствуете. В «Не знаю» — те вещи, которые
вы не понимаете или не можете доказать. Получится что-то вроде такого:
Да | Не знаю | Нет |
---|---|---|
Опыт в маркетинге 2 года; знание английского; опыт управления | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, обучаемость | Опыт работы в корпорации; работа в программе SocialSuite |
Последним пунктом в «Да» добавьте самостоятельность, если не сделали этого ранее. Приведите для себя аргумент, в чем
вы самостоятельны. Аргумент должен касаться вакансии:
Самостоятельно вел корпоративную рассылку: решал технические, организационные, финансовые вопросы, подключал дизайнеров и писателей, вел переписку с читателями.
Самостоятельно провел рекламную кампанию: от идеи до анализа статистики. Подключал дизайнеров, агентства, согласовывал размещения щитов в мэрии, работал с типографией.
Таблица, которую вы составили — это план вашего сопроводительного письма. Давайте теперь его напишем.
Письмо
Расслабьтесь, сделайте глубокий вдох. Писать сопроводительное письмо проще, чем кажется.
Возьмите первое формальное требование из столбца «Да». В одном абзаце объясните, почему вы соответствуете этому
требованию:
Последние два с половиной года я работал в маркетинговом агентстве «Мегатаргет»: проводил для клиентов рекламные акции, собирал статистику, занимался документацией и решал проблемы с подрядчиками.
Свободно владею английским: закончил ин. яз МГГУ, работал репетитором и преподавателем английского, три месяца жил в США. Одним из моих клиентов в «Мегатаргете» была международная компания: вся переписка и скайпы с ними были на английском.
Обратите внимание: я рассказал об образовании и летних поездках в Америку, но не в рамках общего жизнеописания,
а применительно к требованиям вакансии. Если бы в вакансии не нужно было знание английского, эта информация была бы
бесполезной.
Мегаплан успешно внедряет crm системы более 10 лет. Посмотреть что такое crm системы можно здесь, а тут цены и тарифы ;)
Когда описали все требования из столбца «Да», переходите к «не знаю». Продолжайте быть честным:
Мне трудно оценить, насколько я коммуникабельный. На прошлых местах работы я постоянно общался с клиентами и подрядчиками, выступал на конференциях, вел презентации внутри компании. По моим ощущениям, проблем с общением не было. Вместе с тем, у меня нет ораторского образования, я не проходил курсы по общению или переговорам.
Обратите внимание на формулу:
Я не знаю + Мой фактический опыт + Возможные проблемы и препятствия
Попробуем еще раз:
В вакансии есть требование «стрессоустойчивость». Мне трудно судить о себе в этом ключе. На прошлом месте работы часто приходилось работать в авральном режиме, доделывать проекты по ночам, переделывать презентации за пять минут до начала или срочно находить новых подрядчиков. Я справлялся с этими задачами, но после длительных авралов нужен был отдых. К сожалению, я еще не владею профессиональными техниками противостояния стрессу, но планирую их изучить.
Теперь столбец «Нет». Так же честно признайтесь, что вы не соответствуете этим требованиям. Если вы готовы
исправить этот недостаток, напишите об этом:
К сожалению, мой опыт работы в маркетинге — только год. За это время я провел шесть рекламных кампаний и два исследования, посетил курсы по маркетингу и запустил новый сайт компании, но понимаю, что опыт у меня все еще небольшой.
К сожалению, я никогда не работал в корпорации. На предыдущем месте работы я работал удаленно через Мегаплан, общался с подрядчиками по скайпу и отчитывался перед одним руководителем. Я готов работать в офисе, но не знаю, как корпоративный стиль отразится на работе.
Так вы разоружаете адресата: он только хотел вас отбросить из-за несоответствия формальным требованиям,
а вы ему честно признались, что не умеете, но готовы исправиться. Честность — лучшая стратегия.
Помните, что формальные требования в вакансии не просто так. Если написано «работа в офисе», это не значит, что вы договоритесь работать удаленно. Иногда «работа в офисе» означает работу в офисе. И если вы не соответствуете этому требованию, вы не подходите на вакансию. Даже если вы гений, и письмо у вас гениальное.
ИНОГДА «РАБОТА В ОФИСЕ» ОЗНАЧАЕТ РАБОТУ В ОФИСЕ
Борис Щербаков. Издатель отказывает Пушкину в удаленной работе из Михайловского. Музеи России
Последние штрихи
Если в вакансии пять формальных требований, сейчас в вашем письме должно быть пять абзацев, по одному на каждое требование. Плюс абзац о самостоятельности. Шесть. Осталось еще три: вступление, заключение, призыв.
Во вступлении вы говорите, что хотите работать на этой должности. Абзац идет в самом
начале:
Здравствуйте! Меня зовут Максим. Хочу стать главным редактором в журнале «Золотой телец».
Задача вступления — погрузить читателя в контекст. Вот вы, вот вакансия, вы хотите ее закрыть. Точка.
Заключение пойдет после основного текста письма. Расскажите, почему вы хотите работать в этой
компании:
Я читаю «Золотой телец» с детства. Этот журнал вдохновил меня стать писателем и журналистом. Теперь хочу принять участие в его создании.
Хочу работать у вас, потому что мне нравятся ваши проекты и клиенты: Нестле, Адидас, Микрософт.
Хочу работать с вами, потому что меня вдохновляют ваши ценности и принципы.
Если вам нечего сказать, а просто нужны деньги, то опустите заключение и переходите к призыву.
Призыв — это приглашение продолжить диалог:
Буду рад ответить на вопросы и выполнить тестовое задание.
Буду рад пообщаться лично.
К сожалению, до сентября я не в Москве, но буду рад пообщаться по телефону или почтой.
Не забудьте указать телефон.
Что получилось
В итоге ваше письмо будет таким:
Спокойное и короткое вступление. «Хочу у вас работать».
В чем вы соответствуете вакансии, по пунктам. Доказательства каждого пункта.
В чем вы не уверены, по пунктам. Формула: «Я не знаю + Фактический опыт + Возможные проблемы»
В чем вы не соответствуете, по пунктам. Что вы готовы исправить.
Заключение: «Хочу у вас работать, потому что...»
Призыв: «Буду рад пообщаться...»
В этой структуре нет места жизнеописанию, наездам, навязыванию себя, упражнениям в остроумии или креативности,
просьбам и мольбам, предложениям о взаимовыгодном сотрудничестве и что еще там пишут в американских книгах. Все
строго по делу, заботливо и в мире клиента.
Ожидания
Вы написали замечательное сопроводительное письмо и приложили подходящее резюме. Пригласят вас на работу?
Не обязательно.
Вспомните об адресате. У него несколько десятков кандидатов, которых он отфильтрует в несколько этапов:
Отсеет сумасшедших и полностью профнепригодных (90 из 100)
Отложит в сторону тех, кто не соответствует формальным требованиям (5 из 10)
Из тех, кто соответствует, отберет троих самых опытных и умелых. Пригласит их на собеседование
Если никто из них не пройдет собеседование, он начнет выбирать из тех, кого отбросил на втором и третьем этапе.
Если вы составили хорошее сопроводительное письмо, вы прошли первый этап. Теперь адресат оценит ваши профессиональные
навыки и сравнит с другими кандидатами. Если они на голову лучше вас, вам не поможет даже гениальное письмо. Примите
это: на работу берут не письмо, а человека. Иногда вам просто не хватает опыта и навыков, и это нормально.
С другой стороны, если вы произвели на адресата хорошее впечатление, он обратит на вас внимание. Любой руководитель понимает, что лучше нанять адекватного, взрослого и неопытного, чем капризную гениальную примадонну.
Однако не стройте слишком больших ожиданий. Отличное письмо — это еще не приглашение на работу мечты. Отправьте это и пишите следующее.
Если вы когда-либо нанимали и собеседовали кандидатов на вакансию, расскажите о своем опыте в комментариях.
Автор — Максим Ильяхов
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>