Просмотрено 3 Комментарии 4.5 минуты

Как общаться со сложными людьми, особенно если вы ими управляете

Как общаться со сложными людьми, особенно если вы ими управляете

Так уж повелось, что руководитель несёт ответственность за команду и направление, которым он управляет. Поэтому ему приходится взаимодействовать с самыми разными людьми. Наладить контакт, как правило, удаётся быстро. Но случаются ситуации, когда приходится иметь дело с непростыми коллегами, которые тяжело принимают чужое мнение или критику, а также неохотно идут навстречу по любым вопросам. Но реальность такова, что такие люди будут всегда и с ними тоже нужно уметь вести переговоры.

Об умении находить подход к разным людям, даже сложным и закрытым подчинённым, начальникам и партнёрам, поговорим дальше.

5 типов сложных людей

По мнению авторов книги «Как общаться с невыносимыми людьми» (Dealing with People You Can’t Stand) Рика Бринкмана и Рика Киршнера, существует пять типов личности, которые усложняют нашу жизнь:

  • «танк» — злой и агрессивный;
  • «снайпер» — выставляет вас дураком;
  • «граната» — взрывается бешенством ни с того ни с сего;
  • «всезнайка» — ведёт себя авторитарно и хочет, чтобы всё было только так, как он решил;
  • «нытик» — постоянно жалуется, не предлагая конкретных решений.

Общаться с трудными людьми не только неприятно, но и опасно для профессиональной деятельности. Вот что пишет Роберт Саттон, преподаватель науки управления из Инженерной школы Стэнфордского университета, в своей книге с недвусмысленным названием «Как выжить среди м*даков»: «Стычки с грубыми, злобными и гадкими людьми снижают продуктивность сотрудников, в том числе притупляют их навыки принятия решений, креативность, желание усерднее трудиться и оставаться на работе чуть дольше, чтобы завершить проект или помочь коллегам».

Негатив может выплеснуться в общественном месте: в кофейне, ресторане или магазине. Например, ситуация может быть такой. В кофейню заходит парень в деловом костюме и делает сложный заказ, не прекращая разговора по беспроводной гарнитуре. Затем он забирает свой кофе, делает первый глоток и изрыгает проклятия на всю кофейню. Этот покупатель — «танк» или «граната». Его ярость вырвалась наружу и готова уничтожить всё на своем пути.

Как ведёт себя в этой ситуации умный бариста? На мгновение он замирает, затем выходит из ступора, выслушивает разъярённого клиента и быстро переделывает его заказ. Бариста вежливо переделывает кофе, дожидается подтверждения от клиента, кивает и переходит к следующему заказу. Мужчина выходит из кофейни — именно этого добивался бариста. Он получил то, что хотел. Бариста действовал как настоящий профессионал. Вы тоже можете этому научиться. Вот три совета, которые помогут вам добиваться желаемого при столкновении с трудными людьми.

1. Помните о цели и слушайте

Сначала бариста замер, чтобы избежать конфликта. Это получилось ненамеренно — так устроен наш мозг. Когда происходит какое-то стрессовое или выбивающее из колеи событие, мозг переключается в режим «бей, беги или замри». Но бариста смог справиться с первой автоматической реакцией организма, разобраться, чего он хочет в данной ситуации, и добиться этого.

Активное слушание в комбинации с попыткой понять, чего хочет трудный человек, даёт вам возможность закончить общение и при этом добиться цели. Бариста осознал, что на самом деле ругательства и проклятия, которые извергал мужчина, не имели значения. Бариста понял его истинное желание — чтобы кофе приготовили так, как он просил. Бариста слушал, сквозь крики пытаясь понять, как он может исправить ситуацию и добиться своей собственный цели, чтобы проблемный клиент ушёл.

Если вы столкнулись с «танком» или «гранатой» в виде орущего клиента, коллеги или начальника, главное — сохранять спокойствие. Такие люди пытаются завести вас и взвинтить эмоционально— не поддавайтесь. Позвольте им выпустить пар, но не подливайте масла в огонь.

Роберт Саттон называет этот приём «снижением темпа». Он открыл его, наблюдая за работой коллекторов во время одного из своих исследований. Чем более разъярённым и раздражённым был должник, чем громче он кричал и чем больше осыпал проклятиями собеседника, тем спокойнее и медленнее отвечал ему коллектор. Примерно через 10 минут даже самые агрессивные должники становились спокойнее, вежливее, и большинство из них вносило требуемый платёж.

Помните о цели и слушайте

2. Фокусируйтесь на том, что можно изменить

Если вы столкнулись с «нытиком», который изливает на вас поток бесконечных жалоб, важно задавать ему как можно больше наводящих вопросов. Это поможет ему высказать всё, что он думает, а вам — выяснить, как можно исправить ситуацию.

Фокусируйтесь на том, что можно изменить

Помните, что «нытики» делятся на две категории. Первых на самом деле не волнует решение, они просто хотят, чтобы их выслушали. Они приходят и говорят, говорят, говорят, пока вы не выпроводите их из своего офиса. Вот что можно сделать, если к вам пришел «нытик». Поговорите с ним немного, дайте ему понять, что его чувства вам понятны, утешьте его, если необходимо. А после этого направьте разговор к решению проблемы. Поскольку на самом деле «нытик» ничего не хочет решать, то, как только вы заговорите о решении, он сам очень быстро покинет ваш офис.

«Нытики» второй категории жалуются, когда на самом деле не знают, что делать. Предлагая способы решения проблемы, вы действительно им помогаете. Главное — не делать их зависимыми от вас. В противном случае они будут возвращаться к вам с одной и той же проблемой снова и снова, безжалостно пожирая ваше время. Проще говоря, дайте им не рыбу, а удочку.

Скажите такому человеку следующее: «Хорошо, в этот раз я тебе покажу, как это сделать. Бери ручку и листок. Я буду объяснять, а ты делай пометки. После нашего разговора ты должен уметь всё делать самостоятельно. Так что следи внимательно и не стесняйся задавать вопросы». Во время разговора ведите себя вежливо, но твёрдо. Если вы поможете «нытику» разобраться с проблемой, то избавите и себя, и его от лишней работы.

3. Отделяйте трудных людей от трудных сообщений

«Снайперы» и «всезнайки» часто обижают других сотрудников, убивая инициативу и энтузиазм в коллективе. «Снайпер» — это тот самый человек, который сидит в глубине комнаты и отпускает язвительные замечания о присутствующих, скрупулёзно выискивая мелочи, к которым можно придраться.

***

Надеемся, на вашей работе вам редко приходится общаться со сложными людьми. Но если это не так — наши советы должны сделать это общение хотя бы немного легче. Берите на вооружение!


Редакция Мегаплана. Иллюстратор: Лидия Пожидаева

Вам понравилась статья?

0