Одна из цитат древнеримского поэта Ювенала: «Редкая птица на земле подобна черному лебедю». Он говорил так о чем-то таком же редком и практически невозможном, как черный лебедь.
Ведь даже если попросить кого-нибудь представить себе лебедя, то, скорее всего, в его воображении возникнет образ красивой белоснежной птицы. Мало кто представит лебедя другого цвета. Более того: до XVII века считалось, что они бывают исключительно белые. Но позднее голландские исследователи обнаружили в Западной Австралии целую популяцию черных лебедей. В общем, к чему это все: наши знания ограниченны и есть вещи, о которых мы не можем знать заранее и предсказать их.
Кстати, пока не забыли. Мы выпустили долгожданное обновление ― Рабочие пространства. Они помогают руководителям видеть данные по проектам, продажам и процессам в одном месте, а сотрудникам ― планировать свой рабочий день и больше ничего не терять. В пространствах удобно получать автоматизированные отчеты и проводить глубинный анализ, двигаясь от общих показателей к деталям на разных уровнях бизнеса. Посмотрите на свою компанию под новым углом! Вот тут больше подробностей. А теперь вернемся к нашей теме.
Как черный лебедь стал популярным
Популярным выражение про черного лебедя стало благодаря американскому писателю и риск-менеджеру Нассиму Талебу, который написал цикл книг о роли случайности в бизнесе и жизни. Наибольшую известность получила вторая его книга: «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». В ней он описывает случайности, которые мы не можем предугадать, но которые оказывают на нас сильное влияние: теракты, финансовые кризисы, войны и другие масштабные события. Это те самые черные лебеди, которые находятся за границами нашего знания. Такие события отличают три особенности:
- Неожиданность даже для экспертов и непредсказуемое развитие.
- Разрушительные или другие значительные последствия. Такой черный лебедь меняет привычный уклад жизни.
- И, что самое интересное, наличие рационального обоснования этих событий. Они не происходят просто так, а являются логичным последствием чего-либо. Просто такой исход мало кто мог предугадать.
Вспомним атаку на башни-близнецы 9 сентября 2001 года. Никто не мог предположить, что в самом центре Нью-Йорка вообще возможен теракт такого масштаба — это было практически нереально. Вот вам классический черный лебедь.
Впрочем, не всегда событие, которое можно назвать черным лебедем непременно несет в себе опасность. К примеру, появление интернета можно назвать лебедем, появление которого нельзя было предугадать, но который, безусловно, перевернул нашу жизнь.
Почему появляются черные лебеди
- Во-первых, потому что мы верим тем, кому доверяем. То есть если в нашем окружении распространено одно мнение, скорее всего, мы будем его придерживаться, отвергая остальные.
- Во-вторых, потому что мы привыкли делать прогнозы на основании прошлого опыта. Но, как мы уже говорили, есть вещи, которые находятся за пределами наших знаний и способностей к предсказанию.
Ведь, того же теракта 9 сентября можно было бы избежать, например усилив охрану аэропортов и процедуру досмотра пассажиров. Но само это событие казалось чем-то нереальным, поэтому все эти меры в конце концов были приняты, но, увы, уже после трагедии.
Как антихрупкость противостоит черному лебедю
Противостоять черным лебедям действительно сложно. Но преодоление непредвиденных трудностей ― обязательное умение хорошего руководителя. Предсказать все риски, которые поставят бизнес под угрозу, невозможно. Поэтому, чтобы выстоять, не нужно стремиться быть неуязвимым – нужно быть антихрупким.
Собственно «Антихрупкость» – это название еще одной книги Нассима Талеба. Ее идея в том, чтобы не просто адаптироваться к хаосу или черным лебедям, а использовать их в свою пользу. То есть речь в книге идет про умение посмотреть на любой кризис как возможность для роста, и как раз умение быть антихрупким помогает разглядеть новые возможности.
Конечно, гораздо проще заранее выстроить систему защиты от «ожидаемых неожиданностей», которые мы предсказываем на основании опыта. На то, чтобы себя обезопасить, мы тратим много ресурсов. Увы, от каждого черного лебедя оградиться невозможно. В быстро меняющемся современном мире умение на ходу подстраиваться под изменившуюся реальность – не менее важный навык, чем вдумчивое долгосрочное планирование.
Чтобы лучше понять, что такое антихрупкость, рассмотрим два других состояния — хрупкость и неуязвимость.
Хрупкость и неуязвимость: в чем смысл
Хрупкость — это уязвимое состояние, когда любая угроза вызывает страх и даже ужас, а мозг переходит в режим «Бей, беги или замри». Когда мы хрупкие, любая сложность может нас сломать.
Неуязвимость — состояние между хрупкостью и антихрупкостью выражается в стремлении не поддаваться страхам, а реагировать на угрозы, выстраивая вокруг себя защиту.
Антихрупкость — настрой, при котором мы не страшимся угроз и не пытаемся от них оградиться. Потому что знаем, что это бессмысленно: невозможно учесть все факторы, которые влияют на нас самих и наш бизнес. Антихрупкость – состояние, когда трудности не только не ломают вас, но и делают сильнее.
Вообще, быть антихрупкими полезно всем. Если у вас есть бизнес, вы растите детей или хотите научиться спокойнее переживать расставания, используйте принципы антихрупкости.
Главные принципы антихрупкости
1. Антихрупкость позволяет посмотреть на вещи под новым углом: в бизнесе увидеть новые направления развития и ниши. Порой мы стучимся в дверь, за которой нам не очень-то рады, а умение быть антихрупкими помогает вовремя остановиться и разглядеть другие скрытые возможности.
Например, после ухода люксовых зарубежных брендов российский бренд одежды 12storeez из мидл-сегмента начинает выходить в люксовый, занимая места ушедших компаний. Для компании кризис оказался возможностью улучшить восприятие бренда и в разы повысить средний чек.
2. Изменение восприятия. 50% нашего настроения зависит не от внешних факторов, а от их восприятия. Можно пытаться обезопасить себя от всевозможных угроз, но если не выйдет, философия антихрупкости поможет вынести полезные уроки и позитивно отнестись к ошибкам и стресс-факторам. Антихрупкость — это спокойное отношение к кризисам и возможным неудачам, а также умение найти плюсы в плохих ситуациях.
3. Умение избавляться от неэффективного. Как одна ошибка меняет всю картину, так и один хрупкий процесс в бизнесе может быть причиной большого провала. Чтобы сделать антихрупкую систему, от ее хрупких частей нужно избавиться. Например, закрыть направление бизнеса, которое не приносит прибыли, чтобы сфокусироваться на том, что приносит.
По мнению Нассима Талеба черные лебеди до определенного момента могут быть полезными для компании, даже если это кризисы. Например, можно повысить цены на дефицитный товар или провести маркетинговую кампанию на фоне репутационных потерь индустрии. В разумных пределах кризисы могут делать бизнес более устойчивым как раз из-за наличия антихрупкости. Причем в отличие от умения предсказывать будущее, антихрупкости можно научиться.
«Прививка» от черного лебедя
Нассим Талеб выделяет четыре основных компонента антихрупкого состояния:
1. Избыточность. Самый простой способ противостоять черным лебедям — иметь резерв ресурсов, который позволит продержаться на плаву какое-то время. Это та самая подушка безопасности, которую мы копим на черный день. И когда он наступает, мы не замираем от паники, а грамотно перераспределяем ресурсы в соответствии с новыми условиями.
2. Стратегия штанги. Ее используют трейдеры и риск-менеджеры, когда распределяют ресурсы следующим образом: 90% вкладывают во что-то надёжное, а 10% — во что-то рискованное, но, возможно, более прибыльное. Эту стратегию можно сравнить с принципом Парето: 20% усилий приносят 80% результата, который, как и стратегию штанги, можно применить к любой задаче.
Например, 90% времени заниматься работой и привычными делами, а 10% времени выделить на что-то новое. Тогда риск потерять все минимальный, в отличие от ситуации, когда в поиске нового занятия увольняются с работы и уходят в свободное плавание.
Также в бизнесе. По мнению Нассима Талеба, большинство задач и проектов должны быть надежными и стабильными и только немногие рискованными и, возможно, прорывными. Тогда даже в случае неудачного старта амбициозного проекта вы останетесь антихрупким.
3. Минимизация рисков. Оценивая путь к цели и последовательность действий, оптимизируйте хрупкие вещи, то есть избавляйтесь от ненадежных элементов, которые могут потянуть компанию вниз при первом же кризисе. Лучше не распыляться и не масштабироваться, если это сделает бизнес слишком хрупким.
4. И последнее: если система большая и в ней много составных хрупких частей, не всегда получится сделать их антихрупкими. Какие-то процессы все равно могут просесть. Как раз в таком случае хорошо вспомнить про неуязвимость и сделать эти процессы прочными, чтобы обезопасить себя от рисков. Но из-за сложности системы это практически нереально, к тому же, усложняя составные части, мы теряем гибкость и не растем.
В таком случае лучше всего быть гибкими и способными адаптироваться к изменяющейся реальности. Для этого пригодится навык самоорганизации: когда наступит угроза, вы задумаетесь, как лучше реорганизовать отстающий процесс.
Самое главное, чему учит философия антихрупкости, заключается в том, что угрозы и стресс-факторы окружают нас повсюду и полностью обезопасить себя от них не получится. А стремление к этому может обернуться потерей гибкости и мобильности. Наилучшая стратегия — быть настороже и вовремя реагировать на кризисы, умея быстро перестраиваться. И помните, кризис — это не конец света. При грамотном подходе и спокойном перераспределении усилий он может стать началом нового успешного пути.
Автор: Полезное чтение. Иллюстратор: Лидия Пожидаева.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>