Индикаторы эффективности захватили корпоративный мир. Сотрудники компаний концентрируются на достижении целевых показателей, от выполнения которых зависит повышение зарплаты и карьерный рост. Мало кто из работников задумывается, как их индивидуальные успехи влияют на результат компании в целом.
Нам кажется, что локальные улучшения непременно ведут к улучшениям глобальным. Практика доказывает, что это не так. Мы всего лишь приняли это допущение за аксиому и организовали всю работу на его основе. Создатель теории ограничений Элияху Голдратт в книге «Цель. Процесс непрерывного улучшения» раскрывает опасность такого подхода: следуя старым неверным допущениям, мы загоняем свою компанию в ловушку.
Эта статья будет полезна тем, кто устал улучшать все подряд. Мы расскажем, как повысить эффективность вашей компании с помощью воздействия на несколько ключевых факторов.
Цели и показатели
Основная цель бизнеса — делать деньги. Это очевидно. Но чем больше разрастается компания, тем сильнее главная цель отдаляется от каждого сотрудника. Не минует эта участь и управленческий персонал — менеджеры все больше погрязают в пучине статистических данных и ключевых показателей эффективности.
Интернет-маркетолог борется за повышение конверсии сайта и снижение стоимости клика.
Начальник заводского цеха концентрируется на росте производительности и сокращении времени простоя оборудования.
Менеджер по продажам ставит во главу угла выручку и объем продаж.
На первый взгляд все логично. Но Голдратт предупреждает: гонка за максимизацией локальных показателей не ведет к повышению эффективности всей системы. Более того, местная оптимизация может стать причиной глубокого кризиса в компании.
Чтобы избежать простоя оборудования при отсутствии реальных заказов, станки загружают работой впрок. Это хорошо отражается на показателях производительности, но губит бизнес: все больше денег «замораживается» в виде незавершенного производства или излишков продукции, которые плохо продаются и требуют затрат на хранение.
Чувство цели
Красивые цифры хорошо смотрятся на бумаге, но тащат вашу компанию в пропасть.
Чтобы справиться с кризисом, Голдратт призывает сфокусироваться на самой главной цели. После того как цель определена, нужно ввести простую систему индикаторов, которые максимально точно показывают, приближаемся ли мы к поставленной цели или отдаляемся от нее.
Голдратт предлагает использовать три базовых показателя: скорость генерации дохода, связанный капитал и операционные расходы.
Скорость генерации дохода — скорость, с которой компания зарабатывает деньги посредством продаж.
Связанный капитал — деньги, вложенные компанией в материалы и оборудование, которые могут быть проданы.
Операционные расходы — деньги, которые компания тратит на превращение связанного капитала в генерацию дохода.
Главное достоинство такой системы показателей в том, что она дает предельно точный и ясный взгляд на реальную ситуацию.
Если связанный капитал увеличивается, например в случае роста незавершенного производства, значит, эффективность компании снижается.
Если операционные расходы падают, эффективность растет.
Если мы наблюдаем высокие показатели производительности труда и оборудования, но продукцию покупают плохо, радоваться нечему.
Ограничение системы
Производственный процесс построен на основе жесткой последовательности операций: изготовление деталей, обработка, сборка, контроль качества. Точно так же можно декомпозировать любой бизнес-процесс вашей компании, будь то продажи, маркетинг или бухгалтерия.
Это важно сделать по одной причине — сила цепи равна силе самого слабого из ее звеньев. Как только вы разложите рабочий процесс на последовательные элементы, можно будет найти звено, ограничивающее производительность всей компании.
Бухгалтер не успевает вовремя выставлять счета на оплату, как результат — приход денег от покупателей задерживается.
Дизайнер не успевает верстать буклеты по заявкам отдела маркетинга.
Менеджер интернет-магазина не успевает обзванивать всех клиентов в день поступления заявки.
В производстве ввели специальный термин для этого элемента — «узкое место». Но фактически узкое место может появиться в любой бизнес-функции.
Голдратт называет узкие места компании ограничениями системы.
Ограничения могут быть связаны с политикой компании, ее правилами и процедурами, с недостатком ресурсов и материалов, с нехваткой заказов или слишком медленным реагированием на потребности клиента.
Как только главное ограничение вашей компании найдено, нужно сделать две вещи.
Во-первых, следует по возможности расширить мощность узкого места.
Если персонал отдела не справляется с работой, стоит организовать хронометраж рабочего времени. По его результатам нужно определить, как использовать рабочее время эффективнее. Например, можно заменить часть ручного труда автоматизированными процессами. Если это невозможно, придется расширить штат.
Когда вы повысили мощность ограничения до предела или убедились, что это невозможно, нужно переходить ко второму шагу. На этом этапе вы адаптируете весь рабочий процесс с учетом мощности узкого места.
Нет смысла на 100% загружать каждого сотрудника и каждую единицу оборудования, если в итоге продукты их работы застопорятся перед узким местом и не смогут попасть к конечному потребителю вовремя.
По теории ограничений ресурсы, которые узким местом не являются, должны простаивать определенную часть времени. Эти ресурсы обладают избыточной мощностью в отличие от узкого места, мощности которого недостаточны.
Барабан — буфер — веревка
Чтобы в корне изменить процесс управления бизнесом, необходимо отказаться от предпосылок, которые раньше считались незыблемыми: принцип 100%-ной занятости сотрудников или оборудования, условия поставки материалов, расписание обедов. Вместо этого Голдратт предлагает построить весь технологический процесс вокруг узкого места компании по методу «барабан — буфер — веревка».
Барабан — это ограничение, которое задает ритм всему рабочему процессу. Вместо того чтобы максимизировать производительность на каждом этапе, мы работаем под ритм «барабана», то есть адаптируем рабочий процесс под ограничение.
Контекстная реклама генерирует 100 лидов в сутки, а менеджеры по продажам могут качественно обработать только 50 заявок. Операционные расходы растут, при этом общий уровень обслуживания снижается. Решение — настраиваем контекстную рекламу так, чтобы получить предсказуемое количество лидов, которое наши менеджеры в состоянии качественно и своевременно обработать.
Буфер — резерв перед узким местом. Поскольку главное ограничение определяет эффективность всей системы, очень важно использовать его по максимуму и не допускать простоев. Буфер обеспечивает узкое звено работой, даже если какой-то из предыдущих элементов цепочки на время выходит из строя.
Если основной поток заявок идет с сайта, нужен запасной план на случай технических неполадок. Например, менеджеры могут обзвонить старых клиентов, которые давно ничего не покупали. Чтобы избежать простоя, необходимо иметь готовую базу.
Веревка — механизм, связывающий буфер и барабан. Мы подаем новые материалы в производство только тогда, когда буфер перед узким звеном спустился ниже определенного минимума. Если этим условием пренебречь, мы снова вернемся к перегрузке рабочего процесса.
Нет смысла давать новую рекламу, пока текущие заявки не обработаны
Непрерывность процесса
Невозможно оптимизировать рабочий процесс раз и навсегда. На смену решенным проблемам приходят новые трудности. Голдратт подчеркивает — процесс улучшений должен быть непрерывным. Модель непрерывного внедрения улучшений состоит из пяти шагов:
1. Найдите ограничение системы. Выясните, что ограничивает эффективность всей компании. Узкое место — это то, что мешает вашему бизнесу делать больше денег.
2. Решите, как эффективно использовать ограничение. Определитесь, как использовать узкое звено по максимуму. Именно на этом участке не должно быть простоев и потери времени
3. Согласуйте остальные действия с этим решением. Адаптируйте весь рабочий процесс с учетом мощности вашего узкого звена. Убедитесь, что все остальные бизнес-функции позволяют узкому звену работать бесперебойно
4. Повысьте пропускную способность ограничения Купите дополнительное оборудование, наймите персонал, внедрите автоматизацию или измените рабочие процедуры.
5. Перейдите к первому шагу. Устранив проблему в одном узком месте, мы возвращаемся в начало алгоритма и снова находим ограничения, с помощью которых можно повысить эффективность всей системы.
Текст: Жанна Омельяненко
Иллюстрации: Константин Амелин
Иллюстрация: Shutterstock
Голос проекта «Большие планы»—Димитрий Чумак , диктор, тренер по публичным выступлениям, ораторскому мастерству и развитию голоса.Подробности с удовольствием расскажет лично. Пишите dictor@chumak.su
Послесловие:
Сергей Козлов, Генеральный директор МегапланаС теорией ограничений я познакомился, как, в общем-то, и должно было быть, еще когда работал на заводе. Мой тогдашний руководитель очень увлекался этой книгой. И под новый, 2008 год, когда мы отмечали с виски у него в кабинете успешную защиту бюджета, он подарил мне книгу Голдратта «Цель». Вот это был действительно хороший подарок на Новый год. По крайней мере, в моем сознании многие представления перевернулись. Несмотря на то что я теперь работаю в ИТ-компаниях, книга по-прежнему у меня на полке занимает важное место. Есть в ней, конечно, и отголоски 1980-х годов с их индустриализацией, но и сегодня для проектной работы и создания программных продуктов подходят. Просто основные производственные силы другие в ИТ, другие «горлышки бутылок» и взаимодействие цехов. От дизайнеров — к фронтэндщикам, от тестирования — в релиз.
Друзья, а что вы думаете с тщетности улучшения всего подряд?
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>