Разбираемся, как успешно взаимодействовать с поколением снежинок: нанимать и управлять теми, кто младше тридцати и с особым трепетом относится к личным границам и психологическому комфорту.
Конфликт отцов и детей, сеньоров и джунов, бумеров и зумеров — вечная тема. Те, кому сейчас 40, 30 и 20 часто принципиально по-разному относятся к работе, общаются и справляются с трудностями. Общество меняется быстро и сильно: в середине прошлого века хоть и рассуждали «а вот в наше время!..», такой глобальной разницы с предыдущими поколениями не было. Давайте разбираться, кто же такие «снежинки» и как с ними взаимодействовать.
Что за поколение
Поколение снежинок (от англ. Generation Snowflake) — так называют тех, кто родился после 1990 года. Почему так? Эти люди хрупки, чувствительны, склонны к обидам и делают ставку на свою уникальность.
Неправильно считать всех миллениалов или «поколение Z» снежинками. Просто черты, о которых идёт речь, встречаются в этой возрастной группе чаще.
Как точка отсчёта часто фигурирует 1990-й, но, кажется, её можно сдвинуть к 2000-м. Всё-таки родившиеся на закате СССР проводили детство на улице, а не в онлайне. А там были разбитые колени и носы, конфликты в реальности, а не в чатах.
Термин «снежинка» иногда употребляется в презрительном контексте, вроде «белоручка» или «салага». В этой статье мы не хотим никого обидеть и используем это слово только для обозначения категории людей. Таких же, как и все остальные. И нет, это уточнение — не скрытый сарказм или газлайтинг.
Как узнать «снежинок»
Вот основные характеристики поколения снежинок:
- Чувствительность. Эти люди плохо воспринимают критику, видя в ней личные претензии. Часто это следствие завышенной самооценки.
- А ещё они эмоционально уязвимы. Снежинку легко обидеть, и ей бывает тяжело контролировать эмоции.
- Открытость новому у них в крови, поэтому они никогда не рассматривают текущее место работы как что-то на долгие годы.
- Они ценят нематериальную мотивацию. Руководствуются не столько уровнем дохода, сколько субъективным «драйвит / не драйвит».
- Непременно уделяют внимание психическому здоровью. Бодро отстаивают личные границы и иногда видят токсичность и абьюз там, где их нет.
- Ищут комфорт. Не только в рабочих условиях, но и в отсутствии конфликтов, стрессовых ситуаций.
- Любят подчеркнуть индивидуальность. Часто это проявляется во внешнем виде, необычных хобби.
- Овершеринг, или стремление чересчур много рассказывать о себе окружающим, — это тоже о них. На вопрос «Как дела» они могут начать в подробностях рассказывать о вчерашнем походе к врачу, процедурах и покупке лекарств.
Почему они такие
Слишком бережное воспитание
Скорее всего, родители, прошедшие шаткие и опасные 90-е, хотели обезопасить чадо от невзгод. А если при этом делали акцент на уникальности и правоте ребёнка, то уже в школу подрастающая снежинка пошла как в злой и опасный мир. Где могут и не согласиться, и дураком обозвать.
Ещё по теме: Что не так с кризисом среднего возраста
Соцсети как источник ориентиров
В них снежинки находят и социальное поглаживание в виде лайков, и кнут для самобичевания, когда видят, какая яркая жизнь у других людей. Лента формирует каскад эмоций: от завышенных ожиданий к другим и недовольства собой до отторжения всего «неэстетичного».
Давайте прямо: трудности в диджитал-мире — совсем не то же самое, что проблемы на стройке, заводе или складе. Если вам нужно срочно залить большой фундамент, а первая бетономешалка приехала только к 17 часам, то весь вечер вы проведёте на объекте. И «коллеги, я не в ресурсе, вернусь к задаче завтра» здесь не работает.

Цифровой мир по-своему сложный, но в целом он более терпимый к проколам, перестановкам задач, сдвигам сроков. Часто и процессы, и результат, и сложности здесь виртуальные. Их нельзя пощупать, они не ударят по ноге и не испачкают.
Как быть привлекательным работодателем для снежинок? Советы дальше основаны на опыте Мегаплана.
- Проводите собеседование мягко. Без стресс-тестов и жёсткой критики. Если кандидат выполнил тестовое хорошо, но неидеально, сначала отметьте то, что получилось, а потом поговорите про недоработки. В нашей культуре увы, часто отмечают только минусы, подразумевая, что «всё остальное норм». Так и скажите — «снежинке» это важно услышать.
- Предлагайте гибкий график и удалёнку. Миллениалы ценят комфорт и баланс между работой и личной жизнью, и при прочих равных выберут вариант с работой из дома.
- Практикуйте обучение за счёт компании. Не просто книги в офисе, а возможность купить курс, тренинг. На разных условиях, в зависимости от должности в компании.
- Учитывайте ожидания и мотивацию «снежинок». Курсы йоги или сессии у психолога могут быть для них привлекательнее, чем ДМС. Хотя ДМС, особенно со стоматологией, по-прежнему хорошо себя показывает.
Как работать со «снежинками»
1. Избегайте стереотипов и предвзятости. То есть называть их в лицо «снежинками» не стоит, как и говорить «а, ну всё с тобой понятно, ты же зумер», «поколение тиктока, что с вас взять» и тому подобное. Личность человека, его ценности, опыт, характер и вкусы определяются не только возрастом.
По возможности, давайте молодым и коллегам постарше разнообразные задачи, не деля их по формату: «У тебя клиповое мышление, вот тебе простое и быстрое. А вы, Семён Семёныч, собаку съели на аналитике поездок за чиабаттой на Яндексе, вот вам увлекательная задачка на две недели».
Ещё по теме: 5 фатальных ошибок при управлении миллениалами
2. Общайтесь открыто — и за кофе, и на планёрке. Создавайте дружелюбную атмосферу — она важна для всех возрастов. Поощряйте «снежинок» высказывать мысли. А сами тактично, но прямо и честно давайте им обратную связь. Они ценят, когда фидбэк регулярный и конкретный.
3. Оценивайте действия и результат. Не давайте снежинке повод думать: «Ну вот, мой дизайн не понравился. Значит, я бездарь». По возможности, формулируйте конкретное задание, по которому работу можно оценить не на уровне вкуса, а по объективным параметрам.
4. Уважайте личные границы. На работе это тоже можно: устанавливайте реальные сроки, не требуйте предлагайте взять работу на дом, не манипулируйте, не навязывайте своё общество и мнение, умейте принимать «нет».
5. Учитесь друг у друга. Если у вас достаточно большой и разновозрастной коллектив, подумайте, чем и как могли бы поделиться друг с другом люди постарше и молодёжь. Это может быть классический менторинг или неформальные вечера в форме TED-выступлений или стендапа. На них коллеги разных возрастов смогут обменяться опытом — «Я хотел бы знать эти 10 вещей в свои 25» и новым подходом — «Как общаться в соцсетях, чтобы это был краш, а не кринж».
6. Культивируйте подход «Возраст говорит только о возрасте». Не всегда седина — показатель ума, мудрости, эмпатии и достойных личностных качеств. А молодость — бестолковости, неопытности и ветра в голове. Показывайте, что отношение к человеку определяется не цифрами в паспорте.
7. Учитывайте различия в коммуникации. Соседние поколения даже смайлики / эмодзи воспринимают и называют по-разному — что говорить про предпочтительный формат общения. «Снежинки» чаще всего предпочитают переписки и голосовые сообщения в соцсетях. Зум — ладно, что поделать. Электронная почта — «сомнительно, но окей». Личная встреча — а это ещё зачем? А у их коллег постарше может быть ровно наоборот. И это нормально.

8. Признавайте достижения. Банально, но «снежинкам» приятно, когда их достижения отмечают. Не за то, что «ты же у нас младшенький», а за объективные успехи. Будьте по-хорошему требовательны, но справедливы и добры к снежинкам — тогда они растают. Конечно, в переносном смысле.
Автор: Александр Литвин. Иллюстратор: Лидия Пожидаева.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>




