Просмотрено 7672 Комментарии 8.5 минут

В чужой монастырь

В чужой монастырь

В этой статье мы разберем, какие сложности поджидают нового сотрудника и что поможет с ними быстрее справиться.

 

Приходя на новую работу, вы как минимум знаете свое расписание, знакомы с начальником и имеете представление о правилах универсального офисного этикета. Скорее всего, вам также в общих чертах обрисовали суть работы, которой вы будете заниматься.

Однако тонкости повседневной деятельности — с кем из коллег вы будете плотно взаимодействовать, какой стиль общения принят в компании, какие процедуры нужно соблюдать — вы узнаете только во время первых дней работы.

 

Пугающая неизвестность

На новой работе все по-другому. Вы не знаете, кто есть кто, и пытаетесь разгадать неписаные правила офиса. Канцелярские принадлежности спрятаны, кофе-машина работает совсем не так, как на вашей прежней работе. В довершение всего, вас приглашают на пятнадцать разных совещаний, посвященных проектам, о которых вы только что узнали.

 

В чужой монастырь 1

 

Станьте губкой. Внимательно слушайте все, что говорят, и наблюдайте за коллегами. Пока вы много не понимаете до конца — это нормально. Соберите печатные и электронные материалы, которые помогут вам разобраться и пролить свет на текущие проекты: маркетинговые планы, прайс-листы, отзывы покупателей, служебные записки, старые договоры, — и изучите их.

 

Разберитесь в работе. Досконально изучите все тонкости своей работы. Сделайте это приоритетом номер один, если хотите быстро превратиться из новичка, который ничего не знает, в специалиста, который может справиться с чем угодно. Начальство и все остальные члены коллектива наблюдают за вами, так что постарайтесь произвести хорошее впечатление.

 

Просите помощи и задавайте вопросы. Не бойтесь звать коллег на помощь, даже если речь идет о тривиальных задачах. Если у вас не получается воспользоваться копировальным аппаратом или сканером, спросите у коллег, как это сделать. То же самое касается непосредственно рабочих процессов. Не нужно постоянно кивать головой, как китайский болванчик. Если вам что-то непонятно в текущем проекте, спросите у начальника или другого компетентного специалиста. Не старайтесь казаться всезнайкой, у вас действительно мало опыта в новой компании, признайте это.

 

В чужой монастырь 2

 

Не придумывайте сложности. Если вы понимаете, что для работы не хватает определенных знаний или навыков, разберитесь с этим. Составьте список слабых мест и разработайте план по их ликвидации. Но рисовать в голове жуткие картины того, что может произойти и каким позором это для вас обернется, — напрасная трата сил и времени. Не стоит переживать из-за того, что не случилось и, скорее всего, никогда не произойдет.

 

Информационная перегрузка

Один из самых сложных аспектов в новой работе — быстро догнать существующую команду, особенно если вы кого-то заменяете. Большинство руководителей понимают — чтобы втянуться в работу потребуется время, но бизнес не может долго ждать. Обычно новые сотрудники чувствуют, что на них выливают тонну информации за раз.

 

Вам придется познакомиться с огромным количеством новых людей, запомнить их имена, функции в компании и личные характеристики. Вам нужно будет запомнить, где находятся различные департаменты, подсобные помещения, столовая.

Вам предстоит разобраться, где хранятся канцелярские принадлежности, архивированные данные и текущие документы. Также важно будет не забыть график выполнения определенных рутинных задач и календарь проведения еженедельных и ежемесячных собраний.

 

Систематизируйте информацию. Распечатайте организационную структуру компании, подпишите на ней, к кому и по каким вопросам нужно обращаться. Составьте схему с целями вашей работы и всеми задачами, которые нужно выполнять. Ведите список логинов и паролей для различных программ, которые вы будете использовать. Сделайте файл со ссылками на сайты и статьи, к которым вам нужно будет вернуться позже.

Делайте заметки. На встречах и собраниях внимательно слушайте, что говорят другие, и помечайте основные мысли. Вам может казаться, что все запомните и так, но это обманчивое ощущение. В состоянии информационной перегрузки информация ускользает из нашей памяти очень быстро. Ваша задача сейчас — как в системе Дэвида Аллена Getting Things Done, вынести информацию в надежное хранилище и разгрузить голову, чтобы освободить ресурсы для принятия самых важных решений.

 

Работа на побегушках

 

В чужой монастырь 3

 

Пока одни новички завалены работой, другим ее может недоставать. Если на неделе, когда вы начинаете работать, ваш начальник особенно загружен, вполне вероятно, что вы будете заниматься какими-то малозначительными задачами, не имеющими непосредственного отношения к вашей должностной инструкции. Работа на побегушках может стать ценным опытом — вы узнаете о тонкостях работы организации, которые иначе были скрыты от вас. Но если вы чувствуете, что вам совсем нечем заняться, не сидите сложа руки.

 

Проявляйте инициативу. Бездействие и безынициативность плохо скажется на вашем имидже как профессионала. Не бойтесь взять ситуацию в свои руки. Спросите у начальника, что еще вы можете сделать. Возможно, у него будет свободная минутка, чтобы вас чему-то научить. Даже если все коллеги слишком заняты, используйте время продуктивно своими силами — почитайте профессиональные статьи, повторите материалы с тренингов, потренируйтесь работать в новых программах.

 

Новый коллектив

Влиться в слаженный коллектив непросто. Если вы работаете в большой компании, даже запомнить всех коллег по именам не получится с первого раза. Кроме этого, вам нужно знать, кто чем занимается, какой стиль работы предпочитает, а также личностные особенности каждого сотрудника. Одни коллеги будут дружелюбными с самого начала, они станут поддерживать вас и приглашать с собой на обед. Другие будет вести себя холодно и отстраненно, некоторые могут вовсе отказаться замечать вас и воспринимать всерьез.

Ведите список контактов. Записывайте не только имена коллег и их должности в компании, делайте также заметки по поводу личной информации. Один любит классическую литературу, другой фанат здорового образа жизни, третий вырос с вами в одном городке. Когда вы встретитесь в следующий раз, будет с чего начать разговор.

 

В чужой монастырь 4

 

Разберитесь в корпоративной культуре. Декларируемые ценности не всегда совпадают с реальными. Понаблюдайте за своими коллегами. Они встречаются в нерабочее время? Обедают вместе? Какой стиль работы они предпочитают? Как быстро решают полученные задачи? Каким образом расставляют приоритеты? Когда вы выявите устремления и ожидания вашего коллектива, это поможет вам правильно ставить цели и продвигаться вперед.

 

Будьте полезны. Организационная структура компании поможет вам разобраться, кто что делает, но лучший способ построить отношения — помогать и делиться информацией. Не стесняйтесь предлагать свою помощь там, где это возможно. Коллеги быстрее станут воспринимать вас как настоящего члена коллектива, и у вас будет больше шансов получить поддержку, когда она потребуется.

 

Отсутствие репутации

На прошлой работе вы были уважаемым специалистом, вас ценили, к вам часто обращались за помощью или советом, к вашему мнению прислушивались. На новом месте о вас мало знают и мало вам доверяют. Вам хочется восстановить справедливость и доказать, что вас наняли не зря. Вы стремитесь оптимизировать все возможные процессы и преобразовать компанию.

 

В чужой монастырь 5

 

Предлагайте продуманные идеи. Вы воодушевлены новой работой, поэтому неудивительно, что вам хочется предлагать идеи и все улучшать. Новички рвутся на передовую и стремятся побыстрее внести свой вклад в общее дело. Но без базовых знаний процедур компании, норм и особенностей коллектива этот вклад будет сомнителен. Поэтому, прежде чем предлагать изменения в существующих процедурах, внимательно изучите имеющуюся информацию. Скорее всего, текущий порядок устоялся по определенным причинам. Кроме того, старым сотрудникам не понравится выскочка-новичок, которому кажется, что он знает все на свете.

 

Поставьте ясную цель. Лучшие способ доказать коллегам, что вас наняли не зря, — достигнуть чего-то видимого и значимого. Поставьте понятную цель и составьте план по ее достижению. Работа над ней поможет завоевать доверие в глазах коллег, а также справиться с вашей неуверенностью. Когда непонятно, что делать, вы чувствуете себя запутавшимся, потерянным и не способным сфокусироваться. Когда вы работаете над конкретной задачей, все начинает проясняться.

 

Спуститесь с пьедестала. Как ни странно, завышенные ожидания обычно исходят не от вашего босса или кого-то другого в компании, а от вас самих. Амбициозные профессионалы и просто компетентные специалисты сами приговаривают себя к провалу, потому что ждут от себя слишком многого. Таким образом, вы чрезмерно давите на себя, что только повышает вероятность ошибиться или принять неправильное решение. К тому же ваши завышенные стандарты становятся причиной неадекватных ожиданий со стороны коллег, которым в итоге вы не сможете соответствовать. Большинство видов работ и так связаны с интенсивным стрессом, не стоит создавать дополнительное напряжение.

 

Дайте себе время. Освоение на новой работе не происходит за один день. Вам потребуется время, чтобы принять текущий порядок вещей и подстроиться под него. Скорее всего, вы будете ошибаться и делать неправильные вещи. Но ошибки — всего лишь составляющая часть процесса обучения, это нормально. Через некоторое время вы впишетесь в новую рабочую среду, быстрее, чем может показаться.

 

Иллюстрации: SeenTheWorld / Shutterstock.com

Вам понравилась статья?

0