Просмотрено 4026 Комментарии 8.5 минут

Бизнесмены удачи

Бизнесмены удачи

Одна из самых мощных рекламных кампаний прошла на рубеже XVI–XVII веков и провели ее пираты Карибского моря. Они так активно рекламировали себя, что об их «подвигах» помнят спустя 400 лет.

Инновационные методы работы с персоналом, которые использовали «бизнесмены удачи», качественно повышали производительность труда, а их умение вести дела приносило контракты с государственными заказчиками.

Несмотря на то что со времен боевой славы корсаров и флибустьеров прошли столетия, некоторый методы их работы актуальны и сегодня.

Эта статья будет полезна тем, кто продвигает личный бренд и ищет новые способы мотивации сотрудников.

«Веселый Роджер»

Если встречают по одежке, то из толпы конкурентов фирму выделяет бренд. Для работы на перспективу необходимо, чтобы за громким именем стояли качество и гарантии, но для первого впечатления достаточно быть узнаваемым и запоминающимся.

Как и любой логотип, пиратский флаг не создавался методом случайного подбора и нес сообщение потенциальным «клиентам» и «конкурирующим фирмам».

Личный флаг заказывали художникам такие английские пираты, промышлявшие примерно в одно и то же время в Карибском бассейне, как Эдвард Тич (1680–1718), Джек Рэкхем (1682–1720), Генри Эвари (1659–1699), Стид Бонет (1688–1718) и другие. Не на каждом из этих флагов появлялись черепа и кости. Многие флаги были красными, иногда появлялись рисунки желтого и синего цвета. Пиратский флаг был посланием встречным судам.

Бизнесмены удачи 1

К примеру, флаг пирата Кристофера Муди (1694–1722) содержал песочные часы с крыльями, руку с занесенным кинжалом и череп с костями. Расшифровывалась пиктограмма так: «Ваше время истекает, сдавайтесь! Или мы возьмем вас силой и никого не оставим в живых».

Даже если пиратские инвестиции в собственный пиар были удовлетворением тщеславия капитанов, они принесли свои плоды.

Ни один бандит и разбойник не был так романтизирован, как образ благородного флибустьера. Теперь о них снимают фильмы и пишут книги. Пираты немного перестарались: хотели вселить страх и снизить количество возможных битв, а стали частью культурного кода и героями детских игр.

Капитанская харизма

Руководитель компании, которого покупатель знает в лицо, добавляет бренду очарования. Так, у Virgin Group есть Ричард Брендсон, а у Honda Motor — Соитиро Хонда. Личный бренд Большого Босса действует так же в обе стороны: большинство сотрудников выберут работу под руководством яркого лидера, даже если он лично не принимает участия в производственных процессах. На пиратском корабле капитан был визитной карточкой разбоя, его символом и человеком, за которым остается последнее слово. Внешнему имиджу разбойничьи главари тоже уделяли особое внимание.

Бизнесмены удачи 2

Известный английский пират Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода лично участвовал всего в десятке морских сражений. Но, увидев его корабль, большинство купцов сразу поднимали белый флаг. Дело в том, что пират вовремя понял, что значит громкое имя. Он оплачивал услуги биографов и платил сплетникам за распространение кровожадных слухов.
Тич больше любого шоумена заботился о внешнем облике и первом впечатлении: на палубу перед капитаном захваченного судна он выходил, обвешанный оружием, а из-под шляпы, по словам очевидцев, у пирата торчали зажженные фитили. Такой пугающий вид заставлял противника сдаваться без боя и экономил время и деньги на ремонт корабля после боя.

Мы помним не состав пиратских флотилий, а пиратов, о которых рассказывали самые удивительные истории. Не все эти джентльмены отличались только кровожадностью: англичанин Уильям Дампир (1651–1715) писал книги, английский корсар Фрэнсис Дрейк (1540–1596) обогнул Землю, а шотландец Уильям Кидд (1645–1701) еще при жизни где-то зарыл несметные богатства, которые до сих пор разыскивают.

О знаменитых разбойниках говорили за стойкой таверн и в великосветских салонах, власти объявляли награду за их головы и распространяли портреты головорезов для опознания, а именами этих пиратов еще при жизни пугали детей. В итоге их слава создавала им необходимую репутацию в профессиональной сфере.

Награбленная доля

В бизнес-литературе сказано: мотивированный работник увеличивает показатели труда. Разные бизнес-системы спорят, как лучше повышать заинтересованность сотрудника: выплачивать премии, устраивать корпоративы, вывешивать имя героя на Доске почета или игрофицировать его рабочее место.

Пираты подошли к делу проще: в мире, где каждый четко знал свою ступень на социальной лестнице, эти разбойники создали зачатки демократии — дали людям то, о чем они даже не смели мечтать. Свобода, равенство и братство пиратской доли с лихвой искупала риск и издержки профессии.

Бизнесмены удачи 3

На королевском флоте моряк получал червивый крекер, кружку рома и жалованье. На пиратском корабле — право голосовать и долю от добычи. От того, какой крупный приз возьмут пираты в бою, зависело, сколько денег они смогут пропить в портовых кабаках. Прежде чем разделить награбленное, из суммы вычитали понесенные расходы и фиксированные выплаты, остаток делился на всех согласно должности. Пиратам было выгодно совершать абордаж с минимальными потерями для корабля и команды, так что это повышало их эффективность. Их бесстрашие в бою мотивировали еще и компенсации раненым. Если во время боя разбойник терял глаз, руку или ногу — пострадавшему полагалась крупная выплата. В случае смерти награда отправлялась семье.

Понимание того, что пират работает на себя, повышало его стремление лучше выполнять свою разбойничью вахту. Правда, о моральном духе своих сотрудников пиратские атаманы не заботились, потому, возвращаясь с добычей, джентльмены удачи тратили заработанное так же быстро, как и грабили.

Боцманская должность

Продвижение по карьерной лестнице — отдельный стимул, который помогает работнику проявлять инициативу и демонстрировать лидерские качества. В фирмах, где нет карьерного роста, сотрудники могут годами сидеть на своем месте, выполнять работу в стандартных рамках, не показывая выдающихся результатов. На пиратских кораблях любой матрос, заслужив уважение команды, мог стать капитаном. Но для этого на его счету должно быть немало боевых побед.

Англичанин Джек Рэкхем, или Сицевый Джек, (1682–1720) ушел на флот зарабатывать на кусок хлеба. Под командованием пирата Чарлза Вейна он дослужился до старшины рулевых, когда в 1718 году их корабль попал под обстрел французских пушек. Капитан приказал отступить, но команда хотела идти на абордаж. Большинством голосов пираты сменили капитана на Рэкхема, а Вейну и тем, кто был против, дали возможность уйти на шлюпке. Под руководством Джека команда еще несколько лет грабила испанцев недалеко от берегов Кубы.

Фирма, где любой сотрудник может выбиться в начальники, мотивирует работников проявлять инициативу и брать ответственность. По трудовой активности можно понять, кто готов к руководящим должностям. Каждое повышение в пиратской иерархии означало увеличение доли добычи, но и повышало риски: в бою «офицеры» вели вперед абордажные команды, награда за поимку пирата увеличивалась в зависимости от ранга, а значит, привлекала больше охотников за головами. Некоторые должности требовали специфических знаний. Например, специалисты, умеющие читать навигационные карты, ценились очень высоко. Этот стимул подталкивал к самообразованию. Правда, количество квалифицированных кадров на разбойничьих кораблях все равно оставалось слишком низким.

Губернаторские контракты

Компания, которой требуется реализовать свой продукт, ищет партнеров и место на рынке. Во время переговоров очень многое зависит от дипломатического такта и умения убеждать. Пираты, будучи вне закона, умели заключать контракты с представителями официальной власти.

Бизнесмены удачи 4

От капитанов требовалось вести переговоры на «высшем уровне», иначе рынки сбыта награбленного были бы для них закрыты.

Многие известные пираты пользовались официальным покровительством местных властей. Следить за порядком в островных колониях правительство материков назначало губернаторов, а те, в свою очередь, на местах единолично вели дела от имени короны. Многие пираты, которых на родине ожидала виселица, на островах своей страны спокойно вели торговлю и получали финансовую помощь. Капитаны умели убедить официальных лиц, что выгода от сотрудничества превышает возможное наказание. Однако больше всех отличился Генри Морган. В 1671 году он был схвачен по обвинению в пиратстве и привезен на суд в Лондон. Против капитана были предъявлены неопровержимые доказательства, но Морган был настолько убедителен, что на время процесса его выпустили на свободу «под честное слово». Три года пират провел в Лондоне, пользуясь небывалой популярностью, в результате был признан невиновным и вернулся на Ямайку в должности вице-губернатора.

Дар убеждения приписывают Стиду Боннету, Генри Эвери и другим капитанам. Для общения с представителями власти некоторые нанимали учителей по этикету и придворным манерам, консультировались с юристами, купцами, казначеями и лично вникали во все тонкости торговых операций. От этого зависела сумма возможной выручки.

Кроме губернаторов, капитанам требовалось убедить своих людей следовать за ними на самые опасные авантюры. Для этого морские разбойники продумывали воодушевляющие речи не хуже полководцев. В приключенческих романах джентльмены удачи описаны как кровожадные бандиты или романтические герои, но в реальности это были предприимчивые торговцы и искусные стратеги, которые постоянно совершенствовали свое мастерство ради прибыли.

К сожалению, история показала, что пиратом быть невыгодно. Золотой век морского разбоя продержался всего 80 лет, примерно с 1650-х до 1730-х годов, пока в распоряжение штурманов не поступил первый вариант морского хронографа Харрисона — прибор, который позволял определять долготу, находясь в море. Кораблям больше не приходилось следовать вдоль берега, путь купеческих перевозок стал непредсказуемым, и разбойники уже не могли предвидеть, где и когда встретят добычу. Пиратство не было производством, поэтому с исчезновением промысловых районов их бизнес не мог существовать. Однако при всех издержках и рисках разбой приносил прибыль, несмотря на то что математически это было невозможно. В 2012 году британские ученые доказали, что одному капитану требовалось захватывать минимум по два корабля в неделю, чтобы уйти в плюс. Такого количества «призов» в мире просто не существовало. Однако любимцы фортуны все равно находили средства на создание флотилий, захват городов и создание собственного государства. Именно их умение разбираться в людях и в своем ремесле давали такие фантастические плоды.

Первая встреча. Умейте себя подать и рассказать о своих достоинствах еще до предоставленного слова. О профессионализме говорит не только сделанная работа, но и внешний вид, страничка в социальной сети и отзывы коллег. Изучите свой «внешний» облик и улучшите его в зависимости от необходимых задач.

Секретное слово. Говорите с собеседником на его языке. Стиль общения, уместный для деловых переговоров, никогда не поднимет командного духа. Для работы с молодым коллективом стоит разбираться в молодежной культуре, для дискуссии с партнерами — в сфере их бизнеса.

Зависимый бонус. Дайте возможность сотрудникам почувствовать связь результата и вознаграждения. Приз не обязательно должен быть материален, но важно осознание конечности работы и влияние этого факта на окружающую действительность. Понимание того, как изменится результат, повышает качество выполнения работы.

Свое место. Ищите для своих подчиненных такие должности, где их способности будут максимально эффективны. Лидеру надо дать больше ответственности, хорошему исполнителю — четко ставить задачи. Для определенных вопросов выгоднее нанять временного консультанта, чем методом проб и ошибок воспитать его в своем коллективе.

Текст: Александр Штурвалов, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Слово «пират» произошло от «искатель удачи». И первоначально, еще в античные времена, пираты от морских торговцев не особо отличались. Когда было удобно торговать — торговали, когда выгоднее грабить — грабили. Тут скорее параллель с предпринимателями 1990-х. Им тоже приходилось приспосабливаться к дикому рынку. Но цивилизация не стоит на месте, и в конце 2010-х годов остается больше романтического шлейфа о пиратах-предпринимателях прошлого.

Вам понравилась статья?

0