Просмотрено 24504 Комментарии 9 минут

Как нанимать маркетологов

Как нанимать маркетологов

Clawmachine

В одной только нашей рассылке эта тема обсуждалась тринадцать недель. При желании есть на чем поучиться.

И если вы только начинаете бизнес, вы обязаны заниматься маркетингом сами. Сами настраивайте аналитику, пишите рассылки, придумывайте способы привлечения и пополняйте счет в «Директе» с личной кредитки. Без этого никак. Непреложное правило: никаких маркетологов до первого миллиона.

Но когда компания вырастет, больше не будет времени делать все это самостоятельно. Потребуется специально обученный человек. И вот о том, как его нанять, в интернете написано мало.

Алексей Куличевский Алексей Куличевский строил систему маркетинга в «Островке», «Дарберри» (теперь это «Групон») и сейчас развивает собственный проект — систему статистики «Оумайстатс» с одноименным блогом.


Я попросил Алексея рассказать, как он нанимал маркетологов, в чем были трудности и как он с ними справился. А получилась статья о том, как нанимать, в принципе, кого угодно.


Кому это полезно

Текст полезен всем, кто искал, ищет и будет искать сотрудников на средние позиции. Претендентам на средние позиции тоже будет полезно, но в меньшей степени.

Минимальные требования

Хороших маркетологов мало. Хороших безработных маркетологов еще меньше. Зато много странных персонажей, посмотревших фильм «99 франков», прочитавших пару статей о диджитале и, в лучшем случае, поработавших пару месяцев в рекламном агентстве. Это кто угодно, но не маркетологи. Нам же нужны нормальные ребята.

Кадр из фильма 99 франков
Кадр из фильма «99 франков» реж. Яна Кунена


Нормальный маркетолог отличается от проходимца по нескольким критериям:

Он любит и понимает цифры. Его основной рабочий инструмент — «Эксель», а не «Фотошоп».

Ему нужны интересные задачи и возможность достичь классных результатов и научиться новому. Зарплата идет после.

Хороший маркетолог работает самостоятельно и на опережение. Он умеет сам поставить себе задачу, оценить сроки и уложиться в них. Плохой маркетолог, напротив, ждет, когда босс стукнет его по голове за двухмесячный спад в продажах. А тогда уже поздно что-то делать.

Маркетологам полезно уметь хорошо и быстро писать. Хороший маркетолог — это аналитик и книжный червь, а не рок-звезда.

Хорошо бы уметь работать с какими-нибудь «Яндекс-директами» и «Гугл-адвордсами». Но при наличии предыдущих пунктов этому учатся за месяц.


Нанимая маркетолога, придется проверить все эти пункты. При этом желательно не тратить на проверку слишком много времени.

Вакансия и отклики

Расскажу, как я строил процесс найма в «Дарбери», «Островке» и как строю в «Оумайстатсе».

Сначала я публиковал вакансию. Маркетологи не любят скучные старперские компании, так что старался писать проще, в разговорном стиле. Всеми силами избегал канцеляризмов. В прошлом году написал вакансию маркетолога в «Оумайстатс» (уже не актуальна), начиналась она просто и по делу, без бахвальства и корпоративной шелухи:

Одна из главных маркетинговых проблем, с которыми сталкиваются наши пользователи, — это дефицит хороших маркетеров. Нанять умного специалиста сложно. Чтобы помочь клиентам мы создали специальное консалтиновое подразделение быстрого реагирования: Oh My Stats SPEC OPS. Бойцы внедряются в компанию клиента, анализируют текущие показатели, применяют лучшие практики рекламы, CRM-маркетинга и ремаркетинга, выстраивают эффективный процесс, обучают этому процессу внутренюю команду клиента и отходят на подстраховку.


Из первого абзаца понятно, что делать. Нет необоснованных обещаний и попыток «продать» вакансию. Строго, по делу, для нормальных людей.

Вакансия опубликована, начинают сыпаться резюме. Не читайте их пока, не тратьте время. Всем претендентам я шлю анкету, которую позаимствовал у ребят из «Айти-эйдженси»:

Привет!

Спасибо за отклик! Чтобы понять, получится нам вместе добиться классных результатов, нам нужно чуть больше информации.

Пожалуйста, ответь на несколько вопросов ниже.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Расскажи, каких важных результатов тебе удалось достичь за последние несколько лет? Запустил новый сайт, провел мощную рекламную кампанию, написал книгу, пробежал марафон? Будет здорово, если о некоторых достижениях ты сможешь не только рассказать, но и показать их. Файлики и ссылки отлично подойдут.


ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Ниже я даю список областей, с которыми можешь встретиться в процессе работы. Напиши, пожалуйста, для каждой сферы пример конкретной задачи, которую ты решал.

Например: контекстная реклама — пару лет назад запускал объявление по 10 ключевым словам для сайта www.____.ru

Или так: контекстная реклама — в прошлом месяце запустили продуктовый ретаргетинг в Google Adwords по 15 сегментам. Увеличили ROI на 146%, снизили CAC на 550 рублей.

Но не так: контекстная реклама — да (что «да»?)

И не так: контекстная реклама — тип рекламы в интернете, при котором рекламное объявление показывается в соответствии с содержанием, контекстом интернет-страницы. (Я тоже умею пользоваться Википедией).

Профессионалов сразу во всех сферах не бывает. Я и сам в половине плаваю. Это нормально.


КОНТЕКСТНАЯ РЕКЛАМА

Запуск контекстных кампаний с нуля:

Работа с контекстно-медийными сетями:

Управление ставками на уровне запросов:

Управление бюджетами на уровне кампаний:

Прогнозирование:

Использование дополнительных инструментов:

(далее идут несколько разделов с техническими навыками, которые мы для этой статьи опустим)


КЛИЕНТСКОЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

Продажи:

Работа с клиентами:

Управление проектами:

Руководство людьми:


ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ

За что ты любишь интернет-маркетинг? Почему хочешь заниматься именно им?


ОЖИДАНИЯ

Сильный специалист может выбирать, где ему работать и чем заниматься. Есть известные агентства, есть интересные клиенты. А что ты ожидаешь от работы с нами? Чем хочешь и чем не хочешь заниматься?


КНИЖКИ И СТАТЬИ

Какие книжки больше всего повлияли на тебя? Что читаешь сейчас?

На что стоит подписаться? Дай ссылки на пару статей, которые тебя зацепили.


ТЫ

Мы принимаем в команду человека, а не набор компетенций. Расскажи что-нибудь, отражающее твою степень (не)адекватности и дай ссылки на твои блоги и профили в соц.сетях.

Жду письмо с ответами.

Ответы на все вопросы явно займут какое-то время, поэтому при получении письма сначала отпишись, когда ты планируешь прислать основное письмо с ответами.


В резюме кандидаты вставляют стандартные фразы, по которым оценить реальный уровень невозможно. Анкету приходится заполнять руками, уровень честности повысится.

Обратите внимание на последний абзац. Проверяем пункт 3 — самоорганизованность.

Теперь все кандидаты делятся на группы:

Даже не отвечают на анкету. Выбывают сразу.

Отвечают «пришлю ответы к среде» и пропадают. Выбывают следом за первой группой.

Обещают прислать к среде, а присылают в следующий понедельник. Плохой знак, но пока не будем их выкидывать. Отложим в сторонку на случай, если никого больше не будет.

Обещают к среде, присылают в срок, но в анкете ужасный бред. Отпадают.

Всё прислали вовремя, ответы в анкете хорошие. Джекпот. Зовите этих ребят на собеседование.

Посмотрите еще раз на 3 группу. Если у кого-то из них просто гениальные ответы в анкете, тоже зовите. Остальных отсеивайте.


Так вы избавитесь от 90% левых кандидатов, потратив максимум пару часов.

Собеседования

Кресло «Нук» дизайнера Карима Рашида.
Кресло «Нук» дизайнера Карима Рашида. Источник — Дизайнмилк


На собеседовании у меня две задачи: «продать» работу кандидату, чтобы он реально захотел работать у нас, и проверить все пункты из списка компетенций.

В начале собеседования я рассказываю о компании: что мы делаем, зачем, какого кандидата ищем, куда дели предыдущего маркетолога.

После рассказа я прошу кандидата точно так же рассказать о себе и внимательно его слушаю. Мысленно сверяю с тем, что человек писал в анкете. Так как людей немного, запомнить тоже несложно.

Далее — вопросы. Во-первых, уточняю то, что недопонял из рассказа. Во-вторых, проверяю нужные компетенции:

Приоритеты: предлагаю ситуацию: «Представьте, что вам сделали предложение о работе 3 очень похожие компании. В одной из них зарплата чуть больше, но начальник какой-то странный, в другой начальник — душка, зарплата окей, но офис в Переделкино, в третей суперкоманда, суперначальник, интересные задачи, но они стартап, поэтому часть зарплаты платят печеньками. Что вы выберете? Почему?» Параметры подставляю разные.

Организованность и умение писать я уже проверил анкетой. Осталось проверить технический опыт: задаю вопросы о том, как работает контекстная реклама, рассылки и т. п. Все зависит от ситуации.


В последней части собеседования предлагаю кандидату задать любые вопросы о компании и работе. Вопросы кандидата показывают, что на самом деле для него важно.

Бывает, в конце собеседования я точно знаю, хочу ли я работать с человеком. Если да, я говорю об этом: «Хочу с тобой работать. Выходи в понедельник?» Если нет — объясняю, почему мы не сможем работать вместе и над чем кандидату стоит поработать.

Если сомневаюсь, обещаю ответить кандидату в течение недели — и обязательно пишу. Для отказа можно использовать стандартное письмо, экономит время. Но выполнять обещание важно. Кто знает, может кандидат настолько влюбится в вашу компанию, что пойдет штудировать учебники и вернется через пол года, весь такой крутой, умный и блестящий?

Закрепляем пройденное

Как нанимать маркетологов 1
Кружка любителя «Экселя». Источник — FIU


Хороший маркетолог любит цифры, а не картинки; работает самостоятельно, а не по сигналу; больше пишет, чем говорит

Не пишите формальные пафосные вакансии. Пишите строго по делу, можно в разговорном стиле. И размещайте вакансии не только на «Хедхантерах» и «Суперджобах» (там вы найдете только временно безработных), но и на тематических сайтах, на которые ходят ваши кандидаты.

Прежде чем читать все резюме, проведите грубую фильтрацию: отправьте всем стандартную анкету с вопросами, которые актуальны для вашей вакансии. Сделайте ее большой, чтобы человек потрудился над заполнением — так отфильтруете совсем слабеньких. Попросите кандидата написать, когда ждать от него ответа — так отфильтруете необязательных.

На собеседовании не устраивайте конкурс красоты. Уважительно расскажите о компании и задачах кандидата. Дайте ему рассказать о себе. Смоделируйте несколько ситуаций, чтобы выявить его ценности. Слушайте вопросы кандидата.

Если кандидат точно не подходит — скажите об этом сразу и честно. Объясните, почему он не подходит. Не нужно этого «Спасибо, мы вам перезвоним».

Если обещаете написать после собеседования — обязательно напишите. Сегодня вы не взяли его на работу, а завтра он может стать вашим заказчиком. Деловой этикет никто не отменял.

Статья Максима Ильяхова

Вам понравилась статья?

0