Мечта руководителя — продавец, способный импровизировать, а не отчитывать скрипт для галочки. Частью управленческого фольклора стал миф о Крутом Продавце, Который Мог Без Этих Ваших Скриптов Продать Снег Эскимосам. «Светлые эльфы» от консалтинга и HR презрительно кривятся: «Скрипты — для роботов, а людей нужно мотивировать и развивать их творческий потенциал!»
А с другой стороны…
За 23 года в продажах автор видел тысячи продавцов (такая работа), среди них были и хорошие. Несколько раз повезло общаться с потрясающими.
Но вот незадача: чистый креатор и импровизатор, продающий совсем без домашних заготовок (тех самых скриптов), не встретился ни разу. Автору вообще кажется, что это мифическая фигура, и вероятность встречи с ним аналогична возможности встретить на улице настоящего единорога. Все лучшие продавцы, с которыми я знаком, просто опытным путем накопили больше аргументов по сравнению с менее успешными коллегами и искуснее комбинируют их. Плюс овладели технологией и научились сами конструировать новые техники продаж.
Прямая аналогия — в обучении музыке. Прежде чем браться за джазовую импровизацию, пианисту нужно научиться играть по нотам, потом — гаммы, далее — простые композиции. Позднее он сможет замахнуться на
То же самое в переговорах и любом другом деле. Креативить, творить, импровизировать УДАЧНО может только мастер, овладевший большим количеством стандартных заготовок, а на следующем уровне — методикой их создания.
Поэтому спор «скрипты или импровизация» так же странен, как и гипотетическая дискуссия «фундамент или стены». Реального противостояния
И только потом, расширяя степени своей свободы — научившись комбинировать, перефразировать, развивать и, главное, создавать новые аргументы, — продавец сможет импровизировать с пользой для дела.
Если руководитель хочет ускорить подготовку
Чтобы импровизировать, нужны скрипты. Неожиданно, да?
Другие варианты «влажных мечтаний» и устаревших стереотипов («вот бы найти такого сотрудника, чтобы сразу начал продавать без шпаргалок», «продажи — дело творческое, а скрипты творчеству вредны») относятся скорее к управленческой маниловщине и всерьез рассматриваться грамотным менеджером не могут.
Ну, а если вы услышите рассуждения о вреде скриптов от
- — прекраснодушный
идеалист-теоретик , ориентирующийся на красивые лозунги из западных книг о мотивации и лидерстве и оторванный от настоящей практики построения систем продаж;
- — или, наоборот, циник, заинтересованный максимально затянуть процесс изменений.
Понятно, что если с хорошо прописанной книгой скриптов полноценное обучение продавца занимает
Третий вариант: искренне заблуждающийся человек, малограмотный в андрагогике — науке обучения взрослых людей.
Часто против внедрения скриптов продаж протестуют «самоучки», обожествляющие только свой успешный опыт, но не обладающие системным подходом.
«Я без скриптов учился — и ничего, отлично продаю много лет» — означает только то, что с хорошими сценариями переговоров этот руководитель
Да и скрипты (домашние заготовки) на самом деле у такого продавца тоже есть, только они не записаны, а воспроизводятся на память.
Неверным было бы сделать вывод, что автор против импровизации как таковой. Конечно, здорово, когда продавец обаятелен и находчив, настойчив и гибок, может пошутить в тему и производит впечатление живого расслабленного человека, с которым приятно беседовать. Мало того, мне бы очень хотелось, чтобы все продавцы были раскрепощенными, свободными, легкими и интересными в общении, настоящими личностями. Покупать у таких — одно удовольствие!
Кто бы спорил. Автор тоже «за все хорошее против всего плохого». Но в жизни готовые виртуозы продаж редко стоят в очередь на работу в нашей компании. Приходится обучать тех, кто есть на рынке труда, — скованных, косноязычных, пришедших в продажи, «потому что больше никуда не взяли».
И суперпродавцами они не становятся сразу — сначала «ноты, гаммы, простые композиции».
Дорогой руководитель, пройдите этот путь вместе с сотрудником — и появится в вашей компании
© Алексей Урванцев,
— по продажам (рейтинг
— по ораторскому искусству (рейтинг
Ведущий передачи об умных продажах «Без скидок» на
Фото: Photo by
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>