Просмотрено 172 Комментарии 7 минут

Исконно русские предприниматели: как жили, работали и богатели купцы

Исконно русские предприниматели: как жили, работали и богатели купцы

Торговля на Руси была всегда, но только к началу XVIII века, когда сформировалось купеческое сословие, она приобрела профессиональные черты. В допетровские времена богатых дельцов, которые вели заморскую торговлю, называли гостями. И это неспроста: первые крупные торговцы действительно приезжали на Русь погостить и привозили с собой то, чего у нас не было. Потом гостями стали называть местных крупных воротил, а всех остальных именовали торговыми мужиками, или закупами.

Какими же были предшественники современных крупных предпринимателей: с чего начинали, чем торговали и как управляли делами? Мегаплан продолжает исследовать историю русского предпринимательства. Мы уже рассказывали, чем прославились уральские купцы и как не всегда честно торговали, а ещё о первых предпринимателях в юбке и о тех, кто остался при своём деле даже после революции.

Эта же статья будет полезна тем, кто хочет больше узнать о жизни ранних российских предпринимателей изнутри, погрузиться в быт и дела житейские. Мы посвятили её Дню российского предпринимательства, который отмечается 26 мая, и решили на иллюстрациях пофантазировать, каким был бы купец сегодня — в эпоху гаджетов, больших ТЦ и жизни напоказ.

Как появились купцы

До Петра I торговлей занималась так называемая гостиная сотня — высший слой русских гостей, в основном знатные и богатые землевладельцы, которые получили свидетельства на торговлю от царя. Слово «купец» появилось при Петре Первом: он повелел всем, кто занимался торговлей, вступать в купеческие гильдии.

Официально вступившие в гильдии — по сути, купеческие профсоюзы — купцы, как и члены их семей, освобождались от многих повинностей, не подвергались телесным наказаниям, могли получать чины и награды. Так начало формироваться купеческое сословие с особыми привычками и жизненным укладом.

Уже позже русское купечество стало пополняться крестьянами и мещанами. К слову, подчёркивать свои трудовые корни считалось хорошим тоном: указывая сословную принадлежность при ревизиях, многие продолжали упорно писать «такой-то, крестьянин, купец 2-й гильдии». При этом обращаться к членам гильдий нужно было исключительно «Ваше степенство».

Чем и где торговали

На Руси ценились заморское оружие и дорогие украшения, специи и редкие породы дерева. А на экспорт шли русские меха: соболь, куница, чернобурка, — причём по высоким ценам. Одна чернобурая лисица в XVII веке стоила 8 рублей — как четыре рабочие лошади, потому что её мех блестел даже в темноте. Вся европейская знать носила русские шубы.

Купцы торговали всем, что дают бескрайние леса и поля: зерном, мёдом и пенькой — дикой коноплёй для производства канатов и ткани. Иностранцы охотно закупали корабельные сосны, дубы, осины — уже в Средние века дерева в Европе стало не хватать. К тому же русская торговля процветала благодаря посредничеству между Западом и Востоком: через русские земли пролегали Великий шёлковый путь и путь из варяг в греки.

Чем и где торговали купцы

Первый большой торг был устроен в конце XIV — начале XVI века на реке Мологе в Холопьем городке, сейчас эти места затоплены Рыбинским водохранилищем. Туда, где Молога впадает в Волгу, съезжались немцы, поляки, греки, армяне, персы, итальянцы, турки. Судов было столько, что они запружали всю Волгу — 500–600 метров в ширину, по ним можно было перейти с берега на берег. На берегах стояли шатры, где торговые люди с разных концов света обменивался товарами и везли домой то, чего в их краях не видывали.

Как становились купцами

Для вступления в гильдию требовалось доказать наличие капитала и заплатить взнос. Чтобы получить гильдейское свидетельство, крестьянину нужно было пройти несколько бюрократических процедур:

  • Договориться с владельцем земли, на которой он жил, о выкупе из крепостной зависимости.
  • Обсудить с общиной, которая будет нести больше расходов после его ухода, как всё компенсировать.
  • Заручиться поддержкой купеческого сообщества того города, в котором крестьянин собирался вступать в гильдию, и заручиться его поддержкой.
  • Подать заявку в Сенат через казённую палату этого города — налоговое учреждение, взимавшее пошлину.

При подаче заявки указывался капитал, от его размера зависело, в какую гильдию попадёт новоявленный купец.

С 1807 года в первую гильдию шли предприниматели с капиталом 50 000 рублей, во вторую — 20 000, в третью — 8 000. По приблизительным подсчётам современный эквивалент 10 000 рублей XIX века — около 5 млн.

Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими и речными судами, имели право свободно передвигаться по стране — так называемая паспортная льгота.

Купцы второй гильдии могли владеть только речными судами. Кроме того, купцы первых двух гильдий могли иметь в собственности фабрики и заводы, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности, как и их дети, вписанные в свидетельство.

Купцы третьей гильдии могли вести мелкую торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом.

Подтверждать купеческое свидетельство нужно было ежегодно, выплачивая гильдейский сбор — как правило, 1% от капитала. Свидетельство давало право на торговлю в той местности, в казённой палате которой оно было заверено. В него вписывались все члены семьи, кто не торговал от своего имени, чтобы освободить их от уплаты налогов и податей.

Из сословия в сословие можно было перейти только во время ревизии податного населения, проходившей нерегулярно. А до следующей ревизии, которую можно было ждать до 15 лет, крестьянин, занимавшейся торговлей, должен был платить налоги и как купец, и как крестьянин. Таким образом, кандидаты в купцы обычно были очень богатыми людьми.

Мелкие торговцы, мещане или крестьяне по знакомству или родству посылали своих детей жить на дворе у купцов — мальчиками, которые выполняли мелкие поручения. Подросшие мальчики переходили в разряд молодцов, которые уже сидели в лавке, отвечали за товар и деньги. А бок о бок с ними часто работали купеческие сыновья и племянники.

В купеческой усадьбе обязательно была молодцовская — большая комната, где спали и ели молодцы — младшие приказчики, будущие сидельцы в лавках, а может быть, и совладельцы хозяйского дела. В 10–12 лет им уже поручали шнуровые книги для учёта товаров, а в 14–15 — путешествия по торговым делам.

В купеческой усадьбе обязательно была молодцовская — большая комната, где спали и ели молодцы — младшие приказчики, будущие сидельцы в лавках, а может быть, и совладельцы хозяйского дела.

Купеческое дело с самого начала было наследственным, его передавали в семье по старшинству. Капитал доверяли, как правило, только кровным родственникам, предпочитая их даже более деловитым и умелым, но не родным людям.

Какими купцы были в жизни

В купеческих семьях царил отец семейства: ему подчинялись братья, незамужние сёстры и все их потомки. «Сам» должен был знать обо всём, что происходит в его доме или усадьбе. В отличие от барина он не гнушается лично обойти все закоулки своего двора, заглянуть во все чуланы и комнаты, везде следя за порядком.

Домострой в XVII веке советовал главе семейства попусту не разговаривать, не смеяться с домочадцами, чтобы не ронять своего достоинства. Старые купцы и до конца XIX века разговаривали отрывисто и мало. С домашними держали себя свысока — все, даже жена, обращались к ним на «вы», а дети часто не знали отцовской ласки. Считалось, что домашний порядок нужно поддерживать средневековой суровостью. Детей в детстве били нещадно: вернулся домой позже положенного, разговаривал за столом, не в свою очередь полез ложкой в кашу, вертелся на службе в церкви. Так воспитывали смиренность и чинность.

Как и у крестьян, традиционным воплощением благополучия и достатка у купцов было телесное изобилие. Если купец хотел похвастаться, то он запрягал огромных, сытых лошадей, чьи гривы были завиты в кудри с помощью кваса, сажал на облучок крупного с лопатовидной бородой кучера, выезжал в большом крытом тарантасе. Всё у купца должно было быть дородным — дом и лошади, в лавке — толстый котяра. Даже жену он себе выбирал обычно «богатую телом».

Купцы носили полудлинные волосы, дома ходили в рубахе и шароварах, подпоясанные тканевым поясом, и в двубортном жилете до колен. Выходя на улицу, накидывали кафтан или шубу, обязательно подпоясывались широким кушаком так, чтобы был виден большой живот — такая же гордость купца, как и его окладистая борода. Купцы никогда не показывались на людях без шапки, которую снимали лишь в церкви или в присутствии царя. Купцы первой гильдии имели право носить особый купеческий мундир той губернии, в которой были зарегистрированы, а по желанию и шпагу на поясе.

Как менялась купеческая мода

В 20-е годы XIX века на смену кафтанам и кушакам пришли длиннополые синие сюртуки, а круглым шапкам — цилиндры или дорогие картузы. В моду вошла цветная шёлковая рубаха, а поверх неё черный суконный или бархатный жилет. Широкая борода и огромный живот продолжали оставаться обязательными.

Купцы, сохранявшие старый уклад в жизни и одежде, стали называться бородатыми, или серыми, а купцы нового поколения — безбородыми.

Первые торговали на внутреннем рынке, имели небольшие обороты, зависели от сезонности и жили большими семьями, вместе со всеми слугами и домочадцами.

Безбородые были людьми новой формации, которые совершали страшный грех: брили бороду.

Безбородые были людьми новой формации, которые совершали страшный грех: брили бороду. Они торговали с Западом и Востоком, могли владеть собственной фабрикой, обязательно были грамотны и говорили на иностранных языках. Многие из них коллекционировали предметы искусства, интересовались музыкой и литературой.

Почему письменные сделки считались мошенничеством

Парадоксально, но требование письменного заверения сделки в среде русских купцов воспринималось как потенциальное мошенничество. Хотя некоторые реквизиты у сделок всё же были. Если сделка была особо крупной, то, после того как купцы ударяли по рукам, они могли порвать пополам открытку. Если через условленный срок, например на следующий год, кто-то из них не мог приехать в назначенный день в то место, где заключалась сделка, и отдать деньги, он присылал человека со своей половиной открытки. Эта половина была говорящей: «сам приехать не могу, но открытка — вещественное доказательство того, что помню и деньги отдам».

Русский купец считал своё дело важнейшим в жизни после веры в Бога. Даже семья была для него менее важна, хотя оберегать и кормить домашних тоже было обязательно для верующего человека. Хорошее ведение дела и большие барыши также богоугодны, поэтому среди купцов было принято помогать нищим, отдавать большие суммы на благотворительность, обязательно жертвовать деньги церкви на постройку новых храмов.

Купцы говорили: «Честное слово дороже денег» или «Доброе имя дороже богатства». И это было главным купеческим принципом. Во многом благодаря ему, а ещё умению разглядеть потенциал и природной смекалке русское купечество стало главной движущей силой промышленной революции конца XIX века.


Автор: Георгий Манаев. Иллюстратор: Константин Амелин

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор

Несмотря на добрые старинные традиции, в современной работе мы в Мегаплане крайне рекомендуем фиксировать в карточке задачи, клиента и события, о чём договорились на совещании или созвоне с клиентом, а также проставлять дедлайны и указывать ответственных. Чтобы по прошествии времени у сторон не было разночтений.

Вам понравилась статья?

0