В этой статье — о принципах управления и ведения бизнеса основателя самого популярного в мире онлайн-аукциона.
В 1995 году Пьер Омидьяр запустил Auction Web, который позже переименует в eBay, в качестве эксперимента. Спустя 25 лет он вышел из состава директоров с личным состоянием более 10 млрд долларов. Очевидно, эксперимент удался, а то, на что опирался Омидьяр, оправдало себя.
Всё началось с теории
И это была теория об эффективных рынках. Омидьяра интересовала идея, что на финансовых рынках товары могут торговаться по справедливой цене, только если все участники имеют равный доступ к одинаковой информации.
Тогда Пьер подкопил денег и решил инвестировать в IPO одной компании. Акции вышли на биржу по цене 15 долларов за штуку. Вскоре Омидьяру позвонил его брокер и сообщил, что взял бумаги по 24 доллара. На его недоумение брокер ответил: «Пятнадцать долларов была идеальной ценой, а не той, по которой могут купить люди вроде тебя».
После этого случая Пьер стал размышлять, как обычные люди могут получить ценности, которые дают эффективные рынки. Он пришёл к выводу, что простые граждане не продают друг другу акции, но зато они продают вещи. Осталось соединить продавцов и покупателей на удобной и безопасной площадке, где они смогут доверять другу другу.
Так появился электронный аукцион. Первым товаром там была сломанная лазерная указка Омидьяра. К его удивлению, лот купили почти за 15 долларов. «Я собираю сломанные лазерные указки», — объяснил покупатель.
Дело быстро закрутилось. В 1996 году на площадке прошло 250 000 аукционов. За первый месяц 1997 года — 2 миллиона. К середине того же года eBay проводил почти 800 000 аукционов в день.
Здесь виден в действии базовый принцип любого успешного стартапа: найди проблему, боль многих людей, и предложи её решение.
Сообщество и доверие
Омидьяр полагал, что важно строить компанию вокруг комьюнити, опираясь на доверие между пользователями. В этом случае у неё больше шансов на успех, чем у просто коммерческой платформы.
«Наш бизнес — это предоставлять людям возможность строить собственные бизнес-проекты. Но для этого им нужна определенная степень доверия — друг к другу, к платформе, — рассказывал основатель eBay. — В первые дни работы сайта у меня сформировалось убеждение, что люди, в основном, хорошие. Если вы предоставите им презумпцию невиновности и дадите возможность делать правильные вещи, то вряд ли разочаруетесь. Я хочу, чтобы как можно больше людей становились предпринимателями исходя из правильных предпосылок — из желания изменить мир, привнести в него ценность, — а не ради больших денег».
Омидьяр подчёркивает, что успех eBay — это сообщество, сформировавшие рынок покупатели и продавцы. Это настоящая сила платформы.
«На чём я по-настоящему сосредоточен, так это на объединении людей вокруг общих интересов, поскольку именно так получаются самые крутые штуки. Организуя что-либо, важно помогать людям раскрывать свои способности через связи друг с другом. Я думал, что люди будут просто использовать сервис, чтобы покупать и продавать вещи. Но на самом деле им нравится общаться с другими людьми, разделяющими их интересы», — рассуждает предприниматель.
Это то, что сегодня называют «продакт маркет фит» — соответствие продукта запросам и потребностям рынка. Кстати, у нас выходила статья и выпуск подкаста на эту тему. В случае с eBay соответствие было идеальным — и по технологической доступности, и по модели. Коллекционеры стали «евангелистами» площадки.
Делегирование
Омидьяр — адепт демократического стиля управления. Он верит, что если предоставить людям возможность принимать решения и действовать самостоятельно, они будут более мотивированы и продуктивны.
При этом настоящее делегирование — это не раздача поручений. Оно подразумевает, что сотрудники компетентные, вовлечённые и мотивированные, сами решают, что и как делать в своей зоне ответственности.
Омидьяр допускал, что они могут делать это не так хорошо, но несколько человек вместе могут больше, чем он один.
«Я понял, что даже если другие в команде выполняют лишь 80%, то это тоже здорово. Потому что их пятеро, а 5 раз по 80% гораздо больше моих 100%. Осознание этого научило меня опираться на других людей».

Омидьяр быстро отошёл от управления компанией, уже в 1998 назначив на пост генерального директора Мэг Уитман.
«Я понимал: чтобы бизнес процветал, потребуются настоящие менеджеры — люди, которые умеют строить большие организации. Считаю, мы показали достойный пример, как нужно передавать управление. Часто бывает так, что основатель неохотно приглашает более опытного менеджера, а потом долго крутится рядом, пытаясь управлять компанией. Это не про нас. Я оставался в eBay около года, на время передачи своих функций, и с самого начала сказал: «Я даю Мэг советы из-за кулис. Шоу ведёт она».
Пьер не ошибся в выборе нового генерального директора. В 1999 году в работе сайта произошло несколько сбоев, самый продолжительный из которых, 22-часовой, подорвал доверие к площадке. Мэг Уитман предотвратила катастрофу: компания оперативно обзвонила с извинениями каждого из 10 тысяч крупных продавцов. Мы не узнаем этого наверняка, но можно предположить, что лояльность клиентов и сотрудников помогла eBay пережить крах пузыря доткомов, случившийся годом позднее.
Обратная связь
Рейтинги, отзывы и кнопка «пожаловаться» — базовые опции для нас. Но в конце 1990-х годов всё это было в новинку.
С самого начала Омидьяр внедрил в eBay систему отзывов, позволяющую продавцу и покупателю оценить друг друга. Для зарождающегося e-commerce это было чем-то невероятным! Решение и предотвращало мошенничество, и формировало доверие между порядочными пользователями, и избавляло модераторов от необходимости ручной проверки сделок.
Компания собирала и учитывала мнения клиентов о работе своей платформы, это помогло улучшить пользовательский опыт и внедрить актуальные функции.
Обратную связь в eBay и в начале работы, и сейчас собирают и от сотрудников. Все важные решения обсуждаются в команде, а плоская структура снижает риск бюрократии. Одно время в eBay практиковали «культуру проверки», когда любой сотрудник мог оценить и внести предложения по оптимизации работы компании.

Инновации и адаптивность
Они стали следствием открытости руководства к новым идеям. Пьер Омидьяр не боялся экспериментировать с новыми опциями, и это принесло плоды. Например, в начале 2000-х, когда на платформе были уже миллионы клиентов, eBay запустил функцию Buy It Now, позволяющую купить товар по фиксированной цене сразу, без аукциона.
В ситуации с Пьером Омидьяром рынок также воспринял функцию Buy It Now на ура — многие были готовы забрать лот сразу. Платформа Омидьяра одной из первых в электронной коммерции внедрила технологию шифрования для обеспечения безопасности транзакций, что повысило доверие пользователей. А в 2002 году eBay, видя, что большинство клиентов проводят платежи через PayPal, приобрела эту компанию за 1,4 млрд долларов, чтобы в будущем не зависеть от сторонней платёжной системы.
Лидерство через служение
Этот подход лежит в основе стиля управления Пьера Омидьяра. Он подразумевает, что топливом лидерства выступают поддержка, эмпатия и развитие сотрудников. Принцип выходил за пределы коллектива. Так, в компании действовала программа eBay Gives, где сотрудники работали волонтёрами в трудовое время, получая зарплату.
«Я всегда был сосредоточен на помощи людям. Даже когда я выбрал направление интернет-торговли, то стремился использовать технологии, чтобы улучшить мир», — говорит Омидьяр.
Эти принципы миллиардер перенёс в свой фонд Omidyar Network, который стал глобальной программой социального инвестирования. Фонд в числе прочего вкладывается в производителей товаров первой необходимости для бедных стран, в компании, выдающие целевые микрозаймы для начала своего дела.
«Латинское слово «филантропия» буквально означает «человеколюбие». Я бы определил это как стремление улучшить жизнь людей. Чтобы предотвратить беды и страдания в будущем, нужно найти их корни. И если филантроп хочет добиться устойчивого прогресса, он должен искать наилучшее применение своим деньгам» — так Пьер Омидьяр объясняет, зачем и как его фонд объединил благотворительность и коммерцию.
Вывод
Пьер Омидьяр — нетипичный представитель Кремниевой долины. Он быстро заработал большие деньги: уже через три года после основания компания провела IPO, сделавшее Пьера миллиардером. И так же быстро отошёл от дел, посвятив себя социальным проектам.
Еще в 1995 году он сформулировал три правила работы онлайн-аукциона, которые как нельзя лучше демонстрируют его собственные принципы управления.
- В основном все люди добропорядочны.
- Каждый может внести свой вклад.
- В открытом общении люди проявляют свои лучшие качества.
«Вот одно из важнейших моих открытий: мир и вправду можно изменить к лучшему. В любой сфере — коммерческой, некоммерческой, государственной. Нужно только, чтобы эти сферы взаимодействовали, а не конкурировали».
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>




