Просмотрено 7613 Комментарии 4 минуты

Продакт-менеджер

Продакт-менеджер

В мире стартапов, разработки, ежедневного выпуска новых продуктов на рынок, в режиме постоянного исправления багов и внедрения фич хватает чепухи. Продакт — это тот, кто появился на этом свете для исправления и наставления на путь истинный.

Профессия продакт-менеджера на российском рынке возникла не так давно, а стала активной частью digital-мира и того позже. Поэтому до сих пор не всегда понятно, чем должен заниматься продакт-менеджер и почему он так необходим каждому продукту.

Продукт — это не молоко в пакете, а полное производство молока в пакете: от состава молока и вида упаковки до того, как будет ездить конвейерная лента, как будут продвигать молоко маркетологи и в каком порядке оно будет выставлено на полках гипермаркета.

До появления продакт-менеджеров получалась такая ситуация:

  • технари запускали и отвечали за конвейерную ленту;
  • маркетологи продвигали то, что дают;
  • дизайнеры «извращались» с упаковкой, лишь бы директору нравилось;
  • специалисты отвечали за состав и вкус молока.

В итоге получилось так, что, если где-то что-то не работало, кто-то с кем-то не взаимодействовал, вина перекладывалась друг на друга. Продукт часто проигрывал в том или ином плане.

Роль продакт-менеджера заключается в том, чтобы исследовать рынок, производить отстройку от конкурентов, взаимодействовать с пользователем, находить новые каналы привлечения трафика со стороны возможности самого продукта и CRM-системы, а также помогать устанавливать взаимодействие между всеми отделами. В итоге виноватых нет — все знают, кто что делает, есть система приоритезации задач, баги устраняются, фичи внедряются. Идеальное молоко готово!

Что делает продакт-менеджер

Роль продакта многогранна и многопланова. Для того чтобы понять, что отличает продакта от других специалистов в команде, мы сделали сравнительную характеристику.

Продакт-менеджер 1

Продакт и маркетолог

Маркетолог занимается лидогенерацией, льет и анализирует трафик, настраивает партнерские сети, делает рассылку, ведет социальные сети, настраивает рекламу и так далее.

Продакт рассказывает и думает о том, почему продукт может и должен получить трафик, обеспечивает возможность и визуальный вид рассылки с помощью разработчиков и дизайнеров, помогает настраивать внутреннюю CRM-систему под маркетинговые задачи.

Продакт и проджект

Проджект занимается проектом, ищет ресурсы на фичи и исправление багов.

Продакт занимается продуктом, делает так, чтобы в продукте было меньше багов и больше фич.

Пример. У концерна «Молокоуралвагонмаш» есть несколько проектов. Один из них — линия молочных продуктов «Мухонька и Буренка», внутри этой линии есть йогурт «Бустики» с разными вкусами. Так вот, «Мухонька и Буренка» — это проект, а «Бустики» — продукт. Руководитель «Мухоньки и Буренки» не говорит, как работать с «Бустиками», — это делает продакт-менеджер йогуртов.

Продакт и дизайнер

Дизайнер работает с материальной стороной — рисует баннеры, сайт, создает рабочий дружелюбный, понятный пользователю интерфейс.

Продакт указывает перстом на задачи дизайнеру, приоритезирует их, смотрит на дизайн со стороны пользователя и конечного продукта.

Продакт и тестировщик

Тестировщик ищет баги — везде, всегда, всюду.

Продакт обеспокоен качеством продукта в целом, указывает и приоритезирует исправление багов в порядке, необходимом для нормальной работы продукта.

Продакт и разработчик

Разработчик кодит, делает сайт, внедряет фичи, исправляет баги.

Продакт думает о том, что надо кодить, где исправить код, куда внедрять фичи и какие баги исправлять.

Этого мало

Но этого мало — задач у продакт-менеджера намного больше.

  • 1. Продакт изучает рынок, чтобы создать продукт, который будет интересен.
  • 2. Продакт знает все о конкурентах, чтобы не быть похожим на них.
  • 3. Управляет ценностью продукта. Делает его лучше, чтобы заработать больше и продать подороже.
  • 4. Управляет жизненным циклом продукта, то есть руководит всеми сферами при его создании и реализации, а также дальнейшей жизнью продукта. В его ведении часть маркетинговых задач, вся разработка, весь дизайнерский отдел и некоторые другие важные для продукта вещи.
  • 5. Развивает каналы продаж. Как? С помощью улучшения работы CRM-системы, исправления внутренних багов, внедрения фич. Помогает выстраивать маркетинговую политику продвижения продукта с помощью имеющихся ресурсов. Помогает работать некоторым каналам трафика, которые от него зависят. К примеру, помогает настраивать SEO, говоря верстальщику, где и какие заголовки нужны для поисковой оптимизации. Делает редизайн блога.
  • 6. Анализирует эффективность внедрений. Придумать фичу мало — надо понять, насколько трудозатраты на нее окупаемы в долгосрочной перспективе. Именно в этом задача продакта.
  • 7. Управление командой. Ну тут уже, наверное, все ясно: разработчики и дизайнеры трудятся под пристальным вниманием методологий гибкой разработки и под критическим взглядом продакта.
  • 8. Управление финансами и ресурсами. Именно продакт решает, сколько и каких ресурсов надо потратить для улучшения продукта. И кому сколько платить в команде, тоже решает он.
  • 9. Разрабатывает стратегию управления продуктом. Да, это тоже он.

Итак:

Как видите, продакт-менеджер — это «человек-оркестр», знающий все обо всех. Без его указаний и его работы не будет улучшаться продукт, если он вообще выйдет на рынок. Под его пристальной заботой продукт становится лучше, продается дороже, лучше монетизируется. Мало быть разработчиком или дизайнером, потому что тогда вы делаете только материальную, физическую часть работы. Работа продакта — смотреть вдаль, видеть перспективы и знать, от чего надо отказаться, чтобы дойти до финишной прямой.


Вам понравилась статья?

0