10 инструментов для продвижения эксперта

 

  • 2853

Вы отличный специалист в своей сфере, следите за трендами, видите работу конкурентов и… не понимаете, почему они могут зарабатывать в 2, в 3, в 10 раз больше вас. Почему их статьи публикуют в СМИ? Почему в Facebook их рекомендуют, а о вас вспоминают редко? Может быть о вас просто никто не знает?

Если вы признаны в сообществе, вас знают, рекомендуют и уважают, вы получаете серьезный ресурс. Он поможет выделиться среди конкурентов, увеличить лояльность потенциальных и действующих клиентов, убедить их доверять именно вам. Потому что вы — эксперт.

Что я вкладываю в понятие «эксперт»? Эксперт — это человек, который разбирается в определенных областях лучше других и пользуется уважением коллег. Давайте договоримся: мы предполагаем, что человек в своей области действительно разбирается, а не вчера решил этим заняться.

Позиционирование в качестве эксперта актуально для юристов, врачей, психологов, архитекторов, стилистов, копирайтеров, фитнес-тренеров, бизнес-консультантов и других специальностей с высокой конкуренцией. Это может применяться и к предпринимателям, которые выходят в позицию публичного первого лица компании и эксперта рынка.

Статус эксперта стоит на двух понятиях: профессионализм и узнаваемость. Для узнаваемости нужны публичность, аудитория и убедительные доказательства вашей экспертности. Надо четко определить свое место: «Я разбираюсь в…, моя специализация — это…, я могу подтвердить, что я эксперт, потому что….». А затем внятно донести эту позицию до вашей целевой аудитории.

Как все сделать правильно:

  • • Определитесь со своей нишей. Не стоит браться сразу за флористику, строительство и обучение иностранным языкам.
  • • Сформулируйте, на чем именно вы специализируетесь.
  • • Определите, кто ваша целевая аудитория, подумайте, где ее «точки обитания».
  • • Поймите, как вы будете доказывать свою экспертность. Опыт? Сертификаты? Награды? Публичные материалы (статьи, посты, схемы), которые находят одобрение у профессионалов?

Я знаю больше сотни каналов и инструментов, которые помогут создать, закрепить и поддерживать образ эксперта. Давайте рассмотрим 10 основных инструментов, с которыми можно работать самостоятельно, не привлекая пиарщиков.

Выступления на мероприятиях

Выступления повышают вашу известность и дают отличную возможность заявить о себе. Причем и широкой аудитории, и коллегам по рынку. Чем значимее мероприятие, тем полезнее это для вашего статуса. Найдите ключевые отраслевые мероприятия, где стоит присутствовать в обязательном порядке. Как минимум в качестве приглашенного гостя, а в идеале — быть в качестве спикера, модератора или члена жюри. Когда вы спикер крупного отраслевого форума и хорошо презентуете свой опыт или видение рынка, вас отмечают, запоминают и обращаются к вам за советами и услугами.

Личный сайт и блог

Отличный канал продвижения, абсолютно подконтрольный вам, в отличие от прессы или мероприятий. Нужен не всем, но больше чем половине своих клиентов я рекомендую создавать личный сайт. Именно сайт позволяет вам создать полноценную витрину своих работ, собрать информацию о вас в одном месте и подать все в выгодном свете.

Сайт персоны может быть совершенно разным по структуре: сайтом-визиткой, сайтом-портфолио, где вы размещаете свои работы или кейсы, вашим блогом или порталом, где собраны не только ваши полезные материалы, но еще куча информации по профилю вашей деятельности.

Блог на сайте будет работать на ваше продвижение, если вы можете выдавать хотя бы 1 качественный пост в месяц. Нет времени? Наймите человека, который будет писать от вашего имени и по вашим тезисам.

Социальные сети

Один из самых бюджетных вариантов продвижения. Прекрасно помогает создавать нужный вам образ, в зависимости от ваших целей и от нужной вам аудитории. Работаете в сфере, где важна картинка? Вам в Instagram. Вы из бизнеса? Идите в Facebook. У вас недорогие услуги или вам нужен микробизнес? Можно продвигать себя во «ВКонтакте» и в Facebook. Это лишь общая рекомендация, подбирать площадки надо в зависимости от сферы и ваших личных особенностей. Ведь у каждой площадки есть плюсы и минусы.

Убедитесь, что по вашим личным страницам сразу понятно, чем именно вы занимаетесь. Вы можете использовать силу соцсетей себе на пользу, но надо вести ее соответствующим образом. Разработайте план публикаций (когда, как, о чем писать в соцсети).

Как вести личные страницы в соцсетях с пользой:

  • • Проведите аудит своих аккаунтов, найдите, что улучшить.
  • • Разработайте сами или со специалистом стратегию продвижения (как именно, кому и что вы хотите о себе доносить).
  • • Составьте контент-план, введите постоянные рубрики.
  • • Пишите не меньше двух постов в неделю, а лучше — не меньше пяти.
  • • Отвечайте на комментарии и личные сообщения.
  • • Наращивайте аудиторию друзей и подписчиков.
  • • Общайтесь с лидерами мнений.

Совет: НЕ надо копировать одно и то же на все площадки: Facebook, «ВКонтакте», Instagram… У вас же разная аудитория на этих площадках. И она по разному реагирует на ваши посты. Адаптируйте контент.

Если аудитория совсем разнородная, осваивайте разные площадки для продвижения. У меня есть блог, мое сообщество «ВКонтакте» на 12 000 человек, личные профили «ВКонтакте» и Facebook, канал на YouTube, email-рассылка. Каждая площадка адаптировалась под конкретную аудиторию, а не создавалась для количества.

Выходы в СМИ и на онлайн-порталах

Классика. Оптимальный вариант для «засветки» на широкую целевую аудиторию. Публикации создают репутацию и узнаваемость. Ставку надо делать на СМИ, которые считаются значимыми для вашей отрасли. Это могут быть не только отраслевые издания, но и вполне деловые. Традиционно все хотят в Forbes, но на деле мало кому он нужен.

Вы новичок в деле работы со СМИ? Для начала подготовьте несколько публикаций на онлайн-порталы. Но в уме держите список приоритетных изданий, в которые хотите попасть. Выбирайте профильные темы. Откажитесь, если предлагают участвовать в ТВ-программе на федеральном канале, но на тему «Как вы относитесь к курению на улице?», если вы вообще не про курение. Такие эфиры могут потешить ваше самолюбие, но продвижению как эксперта не помогут.

Не ждите, пока СМИ к вам придут. Пишите им (и для них) сами. Выбирайте действительно важную тему по которой у вас есть позиция, не надо писать очередной теоретический материал. От эксперта ждут мнения, а не копипаста статей из интернета. Используйте сервисы для запроса комментариев напрямую от журналистов, например, Pressfeed и Deadline. Media. Они помогут вам попасть на страницы нужных СМИ и онлайн-порталов с экспертными комментариями.

Email-рассылка и рассылки в социальных сетях

Email-рассылка — все еще актуальный инструмент. Хотя в последнее время открываемость писем снижается. Люди перегружены письмами в почту, рассылки читают реже чем 3 года назад. Я веду email-рассылку о личном брендинге почти 7 лет. В подписчиках больше 6 тысяч человек, и сейчас нам приходится предпринимать больше усилий, чтобы рассылку открывали и читали. Мы осваиваем новые каналы: запустили чат в Telegram и рассылку в личные сообщения «ВКонтакте». Участники моего сообщества сами подписываются на рассылку. Технически рассылки организуются через специальные сервисы. Например, для «ВКонтакте» есть Senler, Happy Santa, ArtSend, SocialSend, GandiMail. Помните о том, что люди должны подписываться на вашу рассылку добровольно. Ни в коем случае не занимайтесь спамом.

Как сделать рассылку эксперта интересной?

  • • Объясняйте сложные вещи простыми словами, говорите с подписчиками на одном языке.
  • • Пишите бодро, весело и коротко.
  • • Давайте полезное в своих текстах, отвечайте на актуальные для вашей целевой аудитории вопросы, делитесь ценными статьями, советами и лайфхаками, «секретными» инструментами и приемами.

Письма лучше писать от первого лица: «я решил…». Для повышения открываемости рассылки и лучшей работы с читателями стоит научиться делать сегментацию подписчиков по интересам и настраивать тематические цепочки писем, в зависимости от интересов подписчиков.

Рассылки эффективны, если вы хотите убедить свою аудиторию в том, что вы эксперт. Они позволяют быстро и адресно донести информацию до аудитории, которая уже на вас подписалась, уже лояльна вам. Подумайте, о чем вы могли бы писать, чтобы читатели утвердились во мнении, что вы настоящий профессионал.

Общение с лидерами мнений

Изучайте свою аудиторию и присоединяйтесь к лидерам мнений. Взаимодействуйте с ними в соцсетях, в комментариях, получайте отзывы, общайтесь при встрече на конференциях, делайте совместные фотографии и выкладывайте их в соцсети. Это производит эффект на вашу целевую аудиторию: «Признанные эксперты рынка с ним общаются, значит он того стоит». Эта техника называется «Паровозик». Есть локомотив — уже узнаваемая персона или компания. К нему можно «упасть на хвост». И на вас начинает распространятся его сила влияния. В неумелых руках это выливается в бесконечные серии селфи «Я и все подряд известные люди».

Своя книга

Мощный инструмент продвижения. Книга, изданная в известном издательстве — это наглядное доказательство вашей экспертности. В отличии, от статьи, которую прочитали и забыли, книгу вы можете ставить в список своих регалий всю оставшуюся жизнь.

Люди все еще относятся к авторам книг как к профессионалам. По крайней мере до того момента, как они вашу книгу начнут читать…

Что дает изданная книга?

  • • повышение экспертного статуса;
  • • приток новых клиентов;
  • • профессиональный рост;
  • • доступ к новой аудитории.

Если вы понимаете, что вам есть, о чем рассказать вашей целевой аудитории — пора придумывать тему. Если задумка книги будет хорошей, и вы сможете убедить издательство ее напечатать, уже через несколько месяцев ваша книга будет стоять в магазинах. Вы можете разделить с издательством риски и издать у них книгу за свой счет. Пожалуйста, не используйте сервисы электронного самиздата, они не имеют никакого отношения к продвижению эксперта. От красиво сверстанной pdf-брошюры или лонгрида с вашими советами, размещенных в сообществах соцсетей и рекомендованных лидерами мнений на своих страницах, будет больше толка для вас. Только не забывайте всегда и везде указывать свои контакты. Например, личный сайт.

Спецпроекты

Спецпроектом может быть любой самостоятельный продукт, который вы запускаете для увеличения собственной известности: тренинг, серия мастер-классов, запуск подкаста, лонгриды с советами и т. д.

Для удачного запуска спецпроекта желательно подключить к процессу лидеров мнений. Например, можно создать деловое/профессиональное сообщество в своей отрасли. Так вы можете объединить вокруг себя своих коллег и клиентов, обмениваться опытом, делать совместные мероприятия и развивать в целом отрасль. Несколько лет назад, когда мне нужна была широкая известность в PR-кругах, я делала серию встреч для практикующих пиарщиков и маркетологов. Я провела 7 мероприятий, на каждом из которых было по 130 человек. На нашей площадке выступали известные спикеры, пиарщики могли пообщаться друг с другом, клиенты понимали, как мы работаем. Я изучала рынок, знакомилась с лидерами мнений, и главное — обо мне узнала нужная аудитория.

Награды и рейтинги

Явное признание ваших заслуг профессиональным сообществом. В состав жюри профессиональных конкурсов обычно входят самые авторитетные и яркие представители рынка. Участие, и особенно победа, в отраслевом конкурсе или получение премии — это всегда переход на ступень выше. Вас уже не просто знают, ваш авторитет признают официально.

Составьте список самых значимых конкурсов, премий и рейтингов в вашей сфере. Подавайте заявки на участие. Побеждать не обязательно. В начале достаточно просто участия, эффект для продвижения будет в любом случае. Как минимум, вы сможете включать пункт о номинации на премию в свое резюме, самопрезентацию, биографию и т. п. А если вы войдете в число победителей, то это будет прекрасным информационным поводом. О вас напишут профильные СМИ и деловые порталы. Вы сможете запустить эту новость в свои соцсети и разместить на личном сайте.

Отзывы и рекомендации

Важные показатели вашего авторитета в профессиональной области. Когда вас рекомендуют клиенты или люди, которых вы даже лично не знаете — это приятно и говорит, что вы на правильном пути. Но гораздо важнее отзывы от ваших коллег. Они не обязаны вас любить, но они должны о вас знать, признавать как специалиста. Ваши коллеги и экспертное сообщество — это важная группа людей, которых нельзя сбрасывать со счетов. Эксперта делает экспертом именно признание сообщества, а не мнение его друзей.

Что еще нужно для успешного продвижения

Экспертный статус не появляется сам по себе однажды утром. Он нарабатывается. И над этим нужно работать регулярно: вкладывать время, деньги и силы в собственное продвижение. Самостоятельно или с привлечением PR-специалиста со стороны.

Чаще пишите в соцсетях. Участвуйте во всех крупных отраслевых мероприятиях, готовьтесь быть хорошим спикером. Пишите в СМИ и на порталы, создавайте спецпроекты, которые помогут вам заявить о себе, а может быть и изменить вашу отрасль.

Быть лучшим в своей отрасли — это игра в «царя горы». Сначала вы становитесь профессионалом в своей области. Затем работаете над своей нишевой известностью. Вас начинают узнавать. Когда вы достигаете вершины, получаете статус эксперта, когда вам отдают предпочтение, с вашим мнением считаются. Но бдительность терять нельзя. Вы залезли на эту гору, и вам необходимо на ней остаться. А значит теперь придется постоянно подтверждать, что именно вы достойны находиться на этом пьедестале.

Об авторе:

Практикующий PR-специалист с 2006 года. Автор более 150 публикаций в СМИ на темы PR и маркетинга. Создатель и ведущая подкаста о практическом PR Black&White, собравшего более 100 000 просмотров. Спикер и модератор ряда профессиональных конференций и форумов. Автор книги «Персональный бренд: создание и продвижение». Основная специализация: продвижение первых лиц компаний, личный брендинг, media relations (работа со СМИ).

Фото: Photo by  Bonnie Kittle on Unsplash

comments powered by HyperComments