Shape Shape Shape Path path24_3_ Combined Shape Shape Shape Path Shape
Пассивная агрессия

Кто, как и почему саботирует вашу жизнь

  • 16151

В США давно осознали проблему пассивно-агрессивного поведения, сделали ее предметом общественного обсуждения и частью
культуры. Сегодня разберемся, грозит ли это нам.

Что это такое

Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение гнева. Проявляется в сарказме, паясничестве,
прокрастинации, саботаже и неосознанном вредительстве. Разрушает отношения, тормозит рост компании, мешает людям
становитсья счастливыми.

Пассивно-агрессивное поведение возникает тогда, когда человек по какой-то причине запрещает себе выражать гнев:
описать его словами, проявить эмоции, стукнуть кулаком об стол и «разрядиться». Вместо этого человек блокирует гнев,
и он просачивается через сглаженные углы.

РЕБЕНОК, РЕШАЮЩИЙСЯ НА САМОУБИЙСТВО; СУРОВЫЙ ОТДАЛИВШИЙСЯ СУПРУГ; СОТРУДНИК, КОТОРЫЙ ОТКЛАДЫВАЕТ ВАЖНЫЕ
ДЕЛА — ВСЕ ЭТО ЛИКИ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ.

Откуда берется

Пассивная агрессия — это шрам из детства. Человек получает его, когда родители ограничивают его в проявлении гнева.
Возможно, они пресекают гнев ребенка словами вроде «Прекрати! Не позволю так с собой разговаривать!» Возможно, они
сами были мастерами пассивной агрессии, и ребенок сразу впитал их неспособность открыто выражать свои чувства.

Как и все из детства, пассивная агрессия становится частью личности, и ее крайне трудно заметить в себе, если
не знать ее признаков.

Признаки пассивной агрессии

Человека с пассивно-агрессивным поведением легко узнать:

Он согласится вам помочь, но будет делать это из-под палки. Если поручить такому
человеку работу, он отложит ее на последний момент.

Кажется, что его окружают люди, из-за которых он не может быть счастливым. Он постоянно
на них жалуется. Чувствует себя подавленным и недооцененным.

В конфликтной ситуации его любимые фразы — «Так, ладно!» и «Все, хватит!»

Во время открытых споров он переходит на личности, припоминает старое, находит в чем
обвинить оппонента и до последнего старается переложить вину на других.

Он возьмет на себя любые обязательства, лишь бы закончить неприятный ему разговор,
но не выполнит обещание. Кроме того, вы так и не узнаете, что ему этот разговор был неприятен.

Он мастер иронии и сарказма.

Пассивная агрессия на работе

Эту часть рассылки подготовила Марина Сулимова: бизнес-тренер, консультант; biznes-koncalting.ru

Пассивная агрессия тормозит и разрушает бизнес.Помимо названных выше признаков, пассивную агрессию в офисе легко
узнать:

по сплетням и слухам, которые в офисе охотно обсуждают;

по уходу с работы без объяснения причин;

по кулуарным жалобам на большую нагрузку, начальство и тяжелые рабочие условия.

ИСТОЧНИКИ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ В ОФИСЕ

Грубый и деспотичный начальник: не располагает к доверию или конструктивному диалогу. Часто
люди работают под его началом просто из страха не найти новую работу. Ни о каких новшествах или росте речи быть
не может.

Невнимательное руководство, которое не готово прислушиваться к своим сотрудникам:
вызывает у талантливых и трудолюбивых сотрудников чувство неоцененности. Часто руководитель даже
не представляет, насколько более продуктивными будут сотрудники, если обратить внимание на их проблемы.

Радикальные новшества: сотрудникам трудно принимать изменения в работе. Новые правила и
процедуры, новый сценарий звонка или даже новая расстановка мебели может вызвать яростное сопротивление.
Старайтесь вводить новое постепенно и при поддержке сотрудников. Часто они же сами и предложат правильные
изменения.

Провокаторы: жадные до власти, но недостаточно талантливые для руководящей работы, эти люди
плавают по дну офисной жизни и пытаются хоть как-то завладеть умами коллег. И это у них отлично получается. Они
влияют на настроение сотрудников, плетут заговоры и интриги, любят давать советы и самоутверждаться за счет
других.

Решение проблемы

Руководитель должен быть морально силен, не практиковать пассивно-агрессивное поведение
быть примером для сотрудников: открыто решать конфликты, слушать других и уметь обосновать свою позицию.

Порядок в делах поможет сотрудникам не злиться на руководство за бесцельно потраченное
рабочее время. Организуйте работу так, чтобы им не приходилось делать что-то по нескольку раз, вносить одни
и те же данные в несколько мест, работать с большим количеством документов. С современными системами управления
это возможно.

Инструкции и корпстандарты помогут новичкам сориентироваться в работе куда лучше, чем опыт
окружающих коллег. Открытое общение в компании (например, на корпоративном форуме или портале) дает возможность
сотрудникам высказывать пожелания еще до того, как они станут конфликтами. Слушайте сотрудников.

Пассивно-агрессивные клиенты

Эту часть составил Игорь Корниенко: психолог, бизнес-тренер, генеральный директор
холдинга «Бизнес-симметрия»; zastoya.net

Представьте: вы делаете холодный звонок. Здороваетесь, делаете введение, начинаете задавать вопросы. Но как
только клиент понимает, что вы ему что-то продаете, его мгновенно переклинивает:

— Спасибо, нам ничего не надо.

Знакомо? Это пассивно-агрессивная реакция. Клиент хочет послать нас куда подальше, но подавляет этот
импульс. В таком состоянии с ним бесполезно работать, и это состояние можно изменить. Но сначала разберемся,
откуда оно берется.

С ВАМИ ГОВОРИТ ЯЩЕРИЦА

Мозг

Согласно одной из магистральных психологических теорий, наш мозг состоит из нескольких исторически
сформировавшихся органов: рептильного мозга, лимбического мозга и неокортекса — коры и префронтальных отделов.

Рептильный мозг отвечает за примитивное физиологическое выживание. Определение опасности, страх, паника,
агрессия, ступор — это реакции рептильного мозга.

Лимбический мозг отвечает за сложные эмоции, память, обучение, регуляцию давления и гормонов. Этот мозг есть у
млекопитающих, и ему присуща любовь и обида, радость и грусть, стремление к сиюминутному удовольствию.
Перекусить посреди ночи — это его проделки.

Неокортекс — это высшие мыслительные процессы, язык и логика, рациональные решения. Этот мозг способен взвесить
за и против, принять решение, построить планы на будущее. Кора может скомандовать лимбическому мозгу потерпеть и
лишить себя сиюминутного удовольствия, чтобы в будущем добиться большой цели.

Кажется, что человек постоянно «находится» на самом высшем уровне мозга, принимает рациональные решения и всё
взвешивает. На самом деле — нет. Я наблюдал, как современные российские взрослые, выросшие в позднем СССР и
ранней России, большую часть времени действуют согласно механизмам лимбического и рептильного мозга,
руководствуясь базовыми вещами: привычками, принципом сиюминутного вознаграждения, постоянным страхом и
агрессией, стремлением защитить себя, неспособностью действовать согласно стратегическому плану.

Это относится не ко всем, разумеется. Но когда на том конце провода слышится «Спасибо, нам ничего не нужно» — не
сомневайтесь, это рептильный мозг в действии.

КАЖЕТСЯ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО «НАХОДИТСЯ» НА САМОМ ВЫСШЕМ УРОВНЕ МОЗГА. НА САМОМ ДЕЛЕ — НЕТ.

Как обезвредить

Чтобы отключить агрессию рептилии, дайте ей понять, что вы рептилия более страшная. Спину ровно, голос уверенный,
улыбка на лице, мягкий напор:

—Добрый день! Меня зовут Иван Петров, я готовлю отчет для комитета по контролю качества
обслуживания…

Далее привлеките внимание:

— Я собираю информацию об эффективности компаний туристического сектора…

И дальше уже задаем наводящие вопросы и продаем. Клиент отключает рептильную защиту и готов слушать ваши
рациональные аргументы.

Помните, что это достаточно серьезная манипуляция, которая в долгосрочной перспективе может подорвать к вам
доверие. Но, кстати, ничто не мешает вашей компании создать комитет по контролю качества обслуживания
и составить для него отчет.

ОТ РЕДАКТОРА

Я замечаю за собой столько пассивной агрессии, сколько хватит на двух здоровых американцев. Возможно, это такая
русская национальная черта — терпеть и зубоскалить. Я надеюсь, что нет.

Впрочем, мы здесь не одиноки. Если говорите по-английски, полистайте уморительный блог Passive Aggressive Notes — свидетельства подавленного
гнева творческих, одиноких и очень пассивно-агрессивных людей.


СПАСИБО!

В работе над этой рассылкой мне помог Игорь Корниенко и Марина Сулимова. Игорь встретился со мной в офисе,
а Марина написала длинное и мощное письмо. Спасибо!

Если вам понравились идеи Игоря, заходите на сайт zastoya.net и
пишите: kornienko@khbs.ru. Сайт Марины —biznes-koncalting.ru

comments powered by HyperComments
Карамзин
2014-03-30 04:04:36
полная хуйня
Яна
2014-04-23 21:52:28
Не согласна, очень часто в корпоративных условиях приходится подавлять гнев, со временем напряжение накапливается. Я ушла в свое время так с работы, тк довела себя до нервного истощения. Были бы полезны советы как уйти от подобного состояния в условиях интенсивной работы.
mau1er
2014-06-05 16:38:41
А если и впрямь "Спасибо, ничего не нужно"? Такое ведь тоже бывает
Оксана
2014-07-03 13:44:15
Аплодисменты авторам. Статья прояснила кое-что в поведении собеседников. Отдельное спасибо за "инструмент" для общения с "рептилиями")
Дмитрий Сержантов
2014-07-04 16:52:17
Последняя методологическая часть скомкана. Непонятна механика.
Дмитрий
2014-07-30 17:58:36
Статья — безграмотная ерунда. Пусть автор с рептильным мозгом хотя бы базовый курс нейробиологии пройдет.
x2y1dynk.2zp@20mail.in
2014-10-19 17:01:53
ЗАЕБАЛИ СУКИ ТОРГАШИ ЕБАНЫЕ. СБЫВАЙТЕ СВОЙ НЕЛИКВИД ГДЕ-НИБУДЬ В АФРИКЕ. Такой ответ устраивает?
Злата
2014-11-18 11:21:05
По "холодным звонкам" - вообще фигня какая-то. Если мне действительно ничего от вас не надо, я так и говорю (в слабой надежде, что на том конце провода меня поймут и отстанут). Когда вы начинаете настаивать, меня это немного раздражает, но я держусь. "Нет, девушка, меня не интересует ваше предложение по новым кредитным ставкам. Мне, правда, неинтересно...". Если любое стремление быть вежливым и не нагрубить называть "пассивной агрессией", то весь социальный этикет - сплошная подавленная агрессия. А если не доставать людей по телефону с предложениями продаж, то и агрессии никакой не будет.
Андрей
2014-12-27 03:02:33
статья мне понравилась но когда прочитал ваш отзыв, Злата, то понял, что согласен с ним полностью. Сам я менеджер по продажам поэтому когда звонят мне и предлагают что то мне совсем неинтересное я отвечаю так: я тоже продажник и хочу вам сказать, что вы сейчас теряете время (свое). поэтому советую вам не терять его, а позвонить кому то еще. Обычно помогает.
Андрей
2015-02-19 01:13:31
А мне очень понравилась статья! Спасибо авторам. Междупрочим, хотел добавить, что данный тип характера характерен для людей, которые спят в позе "ФЛАМИНГО"(http://psyline.retter.ru/diagnoz-1245.html). Я люблю спать в позе фламинго, и прочитав эту статью, я нашел много похожего. Но и не соглашусь со многими характеристиками. ПАССИВНАЯ АГРЕССИЯ НА РАБОТЕ - полностью противоположна моей. КАРДИНАЛЬНО: ненавижу сплетни и сам стараюсь в них не учавствовать, не ухожу с роботы раньше и стараюсь максимально быстро сделать работу. Не откладываю, а если и откладываю, то только бытовые проблеми (стирка, уборка и т.п.). Мне очень понравился 5 пункт пассивной агрессии: "Он возьмет на себя любые обязательства, лишь бы закончить неприятный ему разговор, но не выполнит обещание. Кроме того, вы так и не узнаете, что ему этот разговор был неприятен". Это точно мне подходит))) Спасибо авторам!)
Антон
2015-03-05 20:56:10
Про переход на личности это факт и про сарказм тоже. Выносить пассивно-агресивную женщину нереально как бы ее не любил. =(
Xyz
2015-03-08 16:14:53
Антон, не думаю, что выносливость зависит от пола любимого человека. Пассивная агрессивность мужчины никаким образом не подарок для женщины, как бы она его ни любила. Андрей, спасибо вам за идею, возьму ваш способ на вооружение.