Shape Shape Shape Path path24_3_ Combined Shape Shape Shape Path Shape
Почему начальники орут

Психологи выяснили, почему руководители кричат на подчиненных

  • 6963

Сегодня босс обходителен, вежлив и, кажется, всем доволен, а завтра сотрясает стены гневными тирадами. Ученые объяснили, по какой причине кабинет начальника может напоминать минное поле.

Руководители, стремящиеся вести себя этично по отношению к подчиненным, нередко становятся заложниками морального лицензирования — явления, при котором человек, какое-то время неукоснительно соблюдающий правила и нормы, решает, что достаточно побыл «хорошим» и может позволить себе эти правила нарушить. Как запускается и работает этот механизм, исследователи из Университета штата Мичиган (США) объяснили в статье, опубликованной в Journal of Applied Psychology.

 

В рамках исследования психологи несколько дней наблюдали за 172 руководителями, работающими в таких сферах, как розничная торговля, образование, промышленное производство и здравоохранение. Ученые пришли к выводу, что больше всех страдают боссы (и, как следствие, сотрудники вверенных им подразделений), старающиеся честно соблюдать моральные нормы и правила в общении с подчиненными.

 

Такие начальники часто подавляют собственные интересы, заставляют себя действовать «правильно», а не «выгодно». Пытаются отслеживать как действия подчиненных, так и их состояние. В результате у руководителей наступает истощение эго, что сильно ограничивает их способность к самоконтролю и увеличивает вероятность агрессивного поведения.

 

Именно истощение эго — его, по мнению психологов, легко избежать, если устраивать перерывы в течение дня, — приводит к моральному лицензированию, бороться с которым гораздо сложнее. Демонстрирующий «примерное» поведение руководитель таким образом подпитывает чувство собственного достоинства и зарабатывает моральный кредит, в результате чего разрешает себе нарушить действующие нормы и правила.

 

Под действием морального лицензирования боссы срывались на подчиненных, насмехались над ними, припоминали прошлые промахи, разговаривали с подчиненными на повышенных тонах либо, наоборот, третировали молчанием.

Из чего психологи сделали вывод, что компаниям надо пересмотреть жесткие требования к поведению руководителей, а также поощрять «этичных» боссов, хваля их или премируя. Но делать это следует быстро, пока не «рвануло».

 

Источник: researchgate.net, Фото: unsplash.com

 

comments powered by HyperComments