Королевство кривых зеркал

Как вести себя в соцсетях, чтобы построить успешную карьеру и расширить полезный круг общения

  • 10613

Соцсети — как мирный атом. Но легкомысленное отношение к нему превращает источник тепла и энергии в ядерную бомбу. Ракеты в шахтах, пусковые установки в боевой готовности, а цель — вы сами. Греемся или воюем?..

Статья будет полезна всем, кто хочет формировать свой правильный и честный образ в сети, избежав глупых и опасных для репутации ошибок.

Да, это влияет на вашу карьеру

Неудивительно, если скоро пункт резюме «Ссылки на аккаунты в соцсетях» станет обязательным. Крупные рекрутинговые сервисы — HeadHunter, Superjob — уже автоматически привязывают к профилю пользователей их сетевые страницы. Зачем?

 

Опытному эйчару фейсбучный профиль скажет больше, чем шаблонное резюме и хвалебный сопроводительный текст. По аккаунту можно прямо судить о коммуникабельности соискателя, сфере его интересов, круге общения. Косвенно — о соответствии корпоративной культуре, стрессоустойчивости, тактичности. А то, насколько соответствует онлайн-амплуа поведению человека на собеседовании и во время испытательного срока, говорит о степени его искренности и целостности.

 

Согласно опросу Job.ru, 53% эйчаров изучают профили соискателей в соцсетях. На страницы понравившихся кандидатов заходит уже 76% кадровиков. Их интересует, какие комментарии оставляют претенденты (46%), публикуют ли ссылки на профильные статьи (54%), состоят ли в тематических группах (67%). К постам «жизнь — боль» критично относится 12% рекрутеров, к грамматическим ошибкам — 8%.

А что скажет потенциальному работодателю ваша страница в соцсети?

И не только ему, но и возможным клиентам и партнерам. Человек, претендующий на доверие других и дорожащий своим экспертным образом, не может брызгать желчью в адрес заказчиков, с презрением и злобой отзываться о конкурентах, уныло сетовать на мертвый рынок и глупых клиентов.

Конечно, если он не суперзвезда на своем профессиональном небосводе и его (или ее) образ Мальчиша-Плохиша стоит дороже и ценится как минимум так же, как и профессиональные заслуги.

Если вы еще не звезда, то и в этом случае внимание к собственному профилю, уместный юмор и креатив работают на вас.

 

Киевлянка Алиса Абасова написала оригинальное резюме прямо в Фейсбуке — более 150 предложений работы, 3200 репостов и 9000 лайков меньше чем за месяц.

 

Фильтруйте поведение в соцсетях не только во время поисков — за некорректные посты можно стать безработным, особенно на службе в госструктурах и силовых ведомствах.

Это получалось у замминистра экономического развития Сергея Белякова («Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем, и за то, что мы не дорожим своим словом»), менеджера по соцсетям «Сбербанка» Екатерины Лобановой («Народный лайфхак: Если на стене мелом написать „Сбербанк“, у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал? Работает?») и других персон.

 

Если сейчас вы вспоминаете, о чем последние посты на вашей стене, — отлично!

Вы 2.0

Все мы создаем в сети свой виртуальный образ, но одни делают это осознанно, а другие — не задумываясь. Есть два варианта развития событий.

1. Быть лучшей версией себя. Менять себя к лучшему онлайн проще, чем офлайн. Самые яркие моменты — в печать. Мотивы разные: от желания повыпендриваться и насолить до необходимости получать постоянный поток лайков. В последнем случае самооценка зиждется на них.

 

Коллега-журналистка постит сочные фото с фуршетов, на которых бывает: карпаччо, икра и прочее фуа-гра. Интервью назначает в дорогих кафе, там непременно делает селфи с «утиной» улыбкой. Не журналист, а светская львица! Хочется, чтобы однажды ее тексты стали так же эстетически прекрасны, как и фотоотчеты.

 

2. Быть собой. Это хорошо получается у самодостаточных людей со здоровой самооценкой. Они отдают себе отчет в последствии сетевых действий и не зависят от онлайн-одобрения, стараются показывать свои реальные сильные стороны, поэтому не выглядят пустозвонами.

Какой из вариантов ваш?

 

Мы не агитируем за лукавство и натягивание одной маски поверх другой. Но призываем к осознанному формированию своего имиджа в сети. Он строится в любом случае, участвуете вы в этом или нет. Так не лучше ли взять дело под контроль?

 

Не ломайте себя. Хотите репостить рецепты и умные мысли, чтобы быстрее выйти замуж? Пожалуйста. С азартом добавляете мотивирующие цитаты и картинки, надеясь, что однажды они поднимут вас с дивана? Ладно. Вам должно быть комфортно в своем виртуальном образе. Но помните, что он виден и другим.

В друзья или в подписчики

Формально списки онлайн-друзей — аналоги контактов в мобильном. С той лишь разницей, что контакты не видят содержимое вашей галереи и сообщений, а друзьям доступны фото и публикации.

Добавляя человека в друзья, подумайте, хотите ли вы: а) чтобы он видел вашу ленту; б) видеть его ленту? Если ответ на оба вопроса отрицательный, но «дружить» надо, скройте его уведомления и поставьте настройки приватности на свои посты.

 

Не видеть публикаций человека в ленте: в «Настройках ленты новостей» отмените подписку на всех нежелательных друзей.

Не показывать ему свои публикации: идите в «Настройки», далее в «Конфиденциальность» — и отредактируйте доступ к будущим и прежним публикациям.

Добавлять ли в друзья коллег? Ориентируйтесь на принятые в коллективе правила, «градус» дружбы в офлайне и то, насколько часто вам приходится вместе решать вопросы.

А что насчет руководителей и подчиненных?

В компаниях с многоступенчатой иерархией и большим коллективом добавляйте в друзья свой, горизонтальный уровень и ближайшие ступени начальников и подчиненных, с которыми вы взаимодействуете.

 

Не набивайтесь в друзья к генеральному, а набившись, не лайкайте все подряд, даже если директор снимает, как Хельмут Ньютон, и пишет, как Стивен Кинг. Ваши лайки будут выглядеть как подхалимаж, хоть вы об этом и не думали.

 

Соблюдать субординацию и при этом оставаться на связи отлично помогают корпоративные CRM-системы. Например, Мегаплан. В нем можно общаться в чатах, создавать группы, ставить задачи, вести учет, сравнивать KPI.

Что и как постить

Займитесь личным брендингом, и социальные сети станут постоянным каналом привлечения заказчиков и полезных контактов.

 

Оформление страницы, ваши посты и реакции на публикации других людей должны создавать идентифицируемый экспертный образ. Чтобы это получалось естественно и интересно, ваша работа должна увлекать вас. Сложно писать хорошо и регулярно на опостылевшую тему.

 

Что постить? Делитесь наблюдениями и советами, приводите удачные кейсы, рассматривайте ошибки. Неиссякаемые источники идей — профильные новости и диалоги в комментариях. Постоянно учитесь, чтобы знать больше своей аудитории: банальщина не сделает вас экспертом. А контент не должен целиком состоять из репостов — за ними не виден ваш личный уровень.

Избегайте неоднозначного контента

Ненормативная лексика в ленте настораживает 41% рекрутеров, 72% щепетильно относятся к тому, выражает ли человек негатив по отношению к руководству и коллегам. Вопросы вызывают и откровенные фото. Впрочем, если вы модель, это можно назвать портфолио (но помните о настройках приватности).

Жалко и смешно выглядят пьяные люди, провоцирующие дискуссии. Манера письма выдает их — сообщения становятся резче, появляются грубость и фривольность. В таком состоянии не стоит писать и бывшим, и в ленту Фейсбука.

 

Неоднозначная информация — это и фото, на которых вы отмечаете людей без их согласия. Возможно, вы организатор/пиарщик и отмечаете всех, кого знаете, ведь вам нужны репосты и внимание. Расслабьтесь: люди отметят себя сами, если захотят.

Фильтруйте информационный мусор

Это контент, пропажу которого из новостной ленты никто не заметит. Он засоряет пространство и вызывает раздражение.

Типичный мусор: репосты розыгрышей, банальные поздравительные открытки, мемы, фото еды, застолья, животных и, конечно, селфи. Здорово, когда на селфи за вами Ниагарский водопад. Такое постите! Но чаще там зеркала уборных в кафе и размытый фон.

 

Важными для вас (но мусорными для ваших друзей) могут быть посты обожания кумиров, контент в стиле «сохрани себе на стену, чтобы не потерять». Для последнего заведите приватную группу.

Дозируйте острые темы

Основные из них — политика и религия. Друзья ≠ единомышленники, и это нормально. Недавняя работа Yahoo! Research показала, что пользователи Фейсбука завышают оценку того, насколько друзья разделяют их политические взгляды.

 

«Платон мне друг, но истина дороже»? Обсуждайте темы беженцев, смертной казни, абортов и внешнюю политику с уважением к оппонентам. Игнорируйте провокации, не нарывайтесь на грубость. В интернете всегда кто-то неправ, но вы не обязаны всех переубеждать.

Смелее, это не больно!

Некоторые молодые и относительно продвинутые люди до сих пор открещиваются от соцсетей — дескать, это слежка.

Один старый приятель недавно жаловался мне, что ВКонтакте заставляет его вводить капчу после каждого сообщения — он вот уже полгода отказывается привязывать аккаунт к номеру телефона. Умный человек, талантливый маркетолог, но цифровой параноик.

 

«Приватности больше нет. Она закончилась», — констатировал Скотт Макнили, управляющий директор Sun Microsystems, еще 10 лет назад.

 

Вы пользуетесь интернетом, а значит, можете забыть о приватности. История поиска, движения курсора и даже напечатанный текст (привет, Windows 10!) расскажут о вас рекламодателям, властям и страховщикам.

Смелость хороша в паре со здравым смыслом. Не стоит открывать всем подряд свои домашний адрес и телефон, сведения о том, где учатся ваши дети и какая дорогая электроника хранится дома.

Лайк, если вы…

Стараетесь быть собой и не зависеть от оценки сетевых друзей. Показываете свои сильные стороны, подкрепляете слова примерами, имеете четкие взгляды и аргументируете их.

Публикуете хороший контент, работающий на вас. Людям приятно читать ваши посты — в них виден и эксперт, и личность.

Ведете свои аккаунты в соцсетях с учетом корпоративных правил и понимаете, что профиль может привлечь или отпугнуть рекрутера вашей мечты.

Устанавливаете настройки приватности так, что друзья не видят лишней информации, а вы не думаете «Опять это!», листая ленту новостей.

Фильтруете информационный мусор, мат, порнографию. Тактично обсуждаете политику, религию, общество.

Смело смотрите в цифровое будущее. Big data знает о вас все — чего еще бояться?!

 

 

Текст: Александр Литвин, Иллюстрации: Константин Амелин, Shutterstock.com

 

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

comments powered by HyperComments