BPM система: что это такое и для чего нужна

BPM система — это программный продукт, который помогает визуализировать и упростить работу с бизнес-процессами в компании. Так, в отличие от CRM, BPM система выстраивает взаимодействие не между разными отделами организациями, а между бизнес-процессами, каждый из которых рассматривается как определенный ресурс. Это помогает сделать работу компании эффективнее и прозрачнее, избежав появления ненужных этапов. Такой способ управления направлен на предварительное моделирование всех запущенных процессов и дальнейшую их автоматизацию. Кроме того, BPM — информационная система, которая помогает быстро получать данные о том, как происходит работа на каждом этапе, что позволяет при необходимости быстро реагировать на ситуацию, внося улучшения.

Не стоит думать, что CRM, ERP и BPM системы это продукты, кардинально отличающиеся друг от друга. Разработчики активно заимствуют функционал ПО, наделяя платформы теми или иными опциями, характерными для программ другого класса. Так, можно найти CRM, которая предоставляет функционал, присущий системе класса BPM.

BPM — продукт широкого спектра действия. Такие платформы не пытаются перехватить функционал ПО других классов, при этом эффективно дополняя CRM и ERP. В ряде случаев разработчики успешно объединяют подобные программы, создавая универсальное решение для бизнеса.

Более десяти лет сотрудники портала TAdviser анализировали распределение систем BPM по отраслям, в результате чего определили тройку лидеров. Первое и второе место разделили такие сегменты бизнеса, как торговля и финансовые услуги. На третье место вышли представители государственных структур и строительные компании, набравшие равное количество процентов.


Преимущества BPM систем

Сама теория BPM (Business Process Management) основана на работе с совокупностью бизнес-процессов, запущенных в компании. Такая программа предоставляет наглядно оформленный массив данных, касающихся эффективности работы организации — это помогает быстро понять, какие этапы требуют улучшения.


Система управления BPM, внедренная в организации и правильно применяемая руководством, помогает вывести ведение бизнеса на новый уровень. Благодаря тому, что работа этих программ базируется на вполне конкретном принципе, BPM создает цикл управления, который состоит из следующих этапов:

  • Определение направления развития и целей.
  • Создание предположений о путях достижения целей и помех, которые могут возникнуть.
  • Описание дальнейшего рабочего процесса, распределение ресурсов.
  • Контроль над всеми этапами, анализ их соответствия определенной модели работы.
  • Анализ результатов и составление отчетов для внесения возможных улучшений.

Таким образом, работа становится максимально осмысленной и эффективной, соответствуя принципу «Сделали как нужно», а не «Сделали как получилось». Это неизбежно приносит положительный результат от внедрения.

Ни один обзор BPM системы не обходится без указания конкретных результатов от применения подобных программ. В их числе обязательно будут такие выгодные последствия, как:

  • Повышение дохода.
  • Прозрачность контроля.
  • Автоматизация бизнес-процессов.
  • Наглядность отчетов и схем.
  • Эффективное распределение рабочего времени и других ресурсов.
  • Гибкость при управлении компанией.

Это неизбежные следствия внедрения принципов BPM в рабочий цикл — весь функционал таких программ направлен на оптимизацию бизнес-процессов. При этом неоспоримый плюс заключается в выстраивании четкой и понятной схемы взаимосвязи этих процессов.

Как происходит внедрение BPM системы

Прежде чем внедрить подобное программное обеспечение, нужно провести подготовку. Именно она становится первым этапом работ. В ходе планирования определяются бизнес-процессы, которые подразумевает реализация проекта, а также составляется список целей, которых необходимо достичь. Далее работа идет в соответствии со следующими этапами:

  • Описание всех процессов. Оно включает определение сроков, подробный перечень всех нюансов, а также указание очередности.
  • Настройка каждого бизнес-процесса в программе.
  • Запуск работы с последующей оценкой результатов.

Последний этап не является разовым — это непрерывная работа, отраженная в базовом принципе Business Process Management. Данные о бизнес-процессах собираются и анализируются непрерывно, чтобы регулярно вносить улучшения в работу компании. Один раз настроил и забыл — это не про BPM.

Внедряя в работу принципы BPM и соответствующее программное обеспечение, не стоит забывать и про обучение персонала. Все причастные к использованию ПО сотрудники должны понимать тонкости работы с программой, чтобы избежать ошибок в эксплуатации системы и интерпретации данных.

Кому нужны BPM системы: примеры различных сфер

BPM, как системы управления бизнес-процессами, используются в различных отраслях бизнеса. Разумеется, здесь идет речь о компаниях с определенным масштабом — это средний и крупный бизнес. Именно в этом случае возникает необходимость внедрения подобного программного обеспечения. Сказываются не только разнообразные бизнес-процессы, запущенные в организациях, но и численность штата, а также разветвленность внутренней структуры. Чем сложнее устроена компания, тем выше потребность в BPM системе — бесплатной или платной. Поэтому конкретное направление бизнеса здесь не играет роли. Сказывается масштаб компании и объем процессов, происходящих при ежедневной работе.

Наиболее часто зарубежные и российские BPM системы используются в организациях, чья работа подразумевает работу с большим объемом входящих заявок и дальнейшим распределением их по различным подразделениям. Кроме того, внедрение оправдано в компаниях с большим числом отделов, выполняющих разнообразные функции.

Функции BPM системы, на которые нужно обратить внимание

Выбирая BPM-программу, важно учитывать, что взгляды разработчиков на такие продукты отличаются, что неизбежно отражается на функционале. Так, среди наиболее популярных опций и характеристик, предлагаемых подобным программным обеспечением, встречаются следующие решения:

  • Графический редактор для визуализации бизнес-процессов.
  • Удобная кастомизация и интеграция со сторонними сервисами, которая не подразумевает привлечения программистов.
  • Интерфейс, понятный даже начинающему пользователю.
  • Библиотека с шаблонами процессов, экономящими время пользователям.
  • Быстрая работа даже при одновременной обработке множества процессов.
  • Инструменты для анализа и мониторинга процессов, а также для информирования пользователей в режиме реального времени.
  • Возможность внесения изменений в задачи и процессы.

Это основные аспекты, которые играют важную роль при эксплуатации систем управления эффективностью бизнеса –BPM является продуктом, разработанным с учетом определенных инструментов, помогающих добиваться поставленных целей.

Что предлагает рынок BPM систем в России

BPM — это не настолько распространенный на рынке продукт, если сравнивать с CRM, но даже такое, относительно специализированное ПО, представлено в ассортименте. Любой рейтинг BPM систем подтверждает это. Выбор платформы во многом зависит от того, какое программное обеспечение уже используется в компании, и можно ли интегрировать эти продукты между собой. Поэтому недостаточно провести прямое сравнение BPM систем — на практике выбранная система может оказаться недостаточно функциональной.

Многие пользователи предпочитают сделать выбор в пользу универсального решения — таковым является CRM, наделенная функциями BPM. Одной из популярных систем с подобным функционалом является Мегаплан. Она помогает не только выстроить бизнес-процессы в компании, но и контролировать их течение, своевременно внося коррективы, ориентируясь на яркие и наглядные отчеты о работе компании. При необходимости можно оптимизировать работу организации, внедрив преднастроенные бизнес-сценарии — они созданы на основании опыта компаний, известных во всем мире и добившихся успеха.

Мегаплан подходит даже компаниях со сложной организационной структурой и обилием разнообразных бизнес-процессов. CRM станет единым рабочим пространством, с помощью которого сотрудники компании выполняют все задачи, от приема заявок до отправки уведомлений клиентам. При этом множество рутинных дел можно автоматизировать, чтобы высвободить время для выполнения более интересных рабочих задач.

Выбор системы, подобной Мегаплану, поможет сэкономить, что важно для любого бизнеса. Не придется тратить дополнительные деньги, внедряя и CRM, и BPM программы. Можно установить одну функциональную систему, которая закроет все потребности компании, касающиеся работы с бизнес-процессами.

Вопросы и ответы

Как быть, если в CRM не отражен нужный мне бизнес-процесс?

Все сценарии можно настроить. Для этого достаточно обратиться к специалистам, отвечающим за внедрение Мегаплана. У нас есть специальный отдел, который обслуживает клиентов, помогая настроить CRM и обучить персонал.

Работа нашей компании связана с большим объемом документооборота. Чем Мегаплан будет полезен в нашем случае?

В Мегаплане реализован очень удобный инструмент хранения документов и обмена ими. Все файлы, причастные к каждой задаче, не просто хранятся в CRM, но и отражены в карточке дела. Это могут быть как ссылки, так и конкретные файлы с различными разрешениями. Каждый причастный к задаче сотрудник в любой момент может посмотреть на нужный документ, чтобы уточнить интересующую информацию.

Какие бизнес-процессы можно автоматизировать?

Кроме простых процессов, таких как прием заявок и оформление документов, можно автоматизировать и более сложные. Это множественные обращения от клиентов, учет рекламаций для контроля качества обслуживания и даже заказ необходимых товаров.


Полная версия страницы