Scrum и Kanban — два полезных подхода к работе, которые используют в сфере информационных технологий. Мегаплан разобрался в их сходствах и различиях и узнал, почему Scrum-команды работают в ритме, а приверженцы Kanban-методологии не откажутся от правок.
Сходства
1. Общие ценности
И Scrum, и Kanban являются методологиями Agile — гибкого подхода к разработке программного обеспечения. Его используют небольшие команды, которые хотят качественно сделать свою работу, забыть про бюрократию и работать сообща.
Понятия Agile и Scrum иногда используют как синонимы, но это ошибка. Agile шире: это обобщающий термин для целого ряда подходов и техник. Кроме того, Agile является своеобразной философией ведения бизнеса.
У этого подхода есть свой манифест, в котором обозначены его ценности. В частности, манифест Agile провозглашает, что люди и их взаимодействие между собой приоритетнее, чем процессы и инструменты, а готовность к изменениям – или, можно сказать, гибкость – важнее того, чтобы команда следовала изначальному плану.
2. Нет формального руководителя
Команды, которые выбрали подходы Scrum и Kanban — самостоятельные единицы, работающие на общую цель. У них нет формального руководителя извне, за успех или провал команда отвечает вместе. Поэтому перекинуть ответственность на Васю, который сдал макет сайта позже срока, или на Машу, забывшую его согласовать, не получится.
Важно, чтобы у команды была возможность свободно общаться и обсуждать продукт.
3. Наглядность процессов
И Scrum, и Kanban стремятся сделать рабочий процесс прозрачным. Это нужно, чтобы заказчик или участники команды в любой момент могли посмотреть, что происходит с проектом.
Обе методологии — хоть и немного по-разному — могут визуализировать рабочий процесс при помощи физических или электронных досок. Простой вариант, который есть в Kanban, — перемещать задачу по столбцам «Назначенные» — «В работе» — «На проверке» — «Выполненные — «Завершенные».
Отличия
1.Управление временем
Работа Scrum-команды отличается ритмичностью. Сотрудники работают по спринтам — одинаковым временным отрезкам, которые длятся не дольше четырех недель. У каждого из них конкретная цель, поэтому итог каждого цикла — ее достижение. Когда спринт заканчивается, то команда получает обратную связь от заказчика и переходит к следующей цели и к следующему спринту. По итогам обратной связи следующая цель может поменяться, однако внутри спринта менять запланированные цели не принято.
У Kanban другая история: этот подход более гибок. В нем нет ограниченных по времени спринтов. Работа ведется непрерывно, а поступление новых задач в процессе — абсолютно нормальная практика. Поэтому если Kanban-команде заявили о необходимости внести изменения, то сотрудники могут взяться за эту работу сразу же, а не во время следующего спринта.
Кроме того, в Scrum все задачи ранжируются по приоритету, а в Kanban это необязательно.
2. Организация команды
Те, кто выбирает Scrum-методологию, формируют универсальные команды. В них могут войти, например, разработчики, менеджеры, дизайнеры — все, кто нужен проекту и есть в команде.
Кроме того, в составе Scrum-команды три роли: владелец продукта (product owner) или его представитель, который консультирует разработчиков и передает требования заказчика, сами разработчики и scrum-мастер. Scrum-мастер — это тот, кто обучает работать по принципам выбранной методологии и следит, чтобы процесс был успешным.
В Kanban, в свою очередь, может работать несколько узкопрофильных команд, но и универсальную создать никто не запретит. Кроме того, в Kanban нет закрепленных ролей. Эта методология считается подходом баланса. Главная задача такого коллектива — сделать так, чтобы все работали одинаково: одни не сидели без дела, а другие не перегружались.
3. Показатели успеха
В Scrum определяют общий вес задач проекта, которые команда успела выполнить за ограниченный период времени. Его делят на производительность за спринт. В итоге получается срок, в который команда приблизительно должна закрыть проект. Участники команды нацелены на то, чтобы повысить свою производительность.
У Kanban-команды ключевой показатель для оценки эффективности — среднее время, за которое задача перемещается по доске. Если оно короткое, то команда сработала хорошо.
4. Сфера применения
Scrum в основном используется в сфере разработки ПО, но также этот подход может применяться в производственных отраслях реального сектора. Kanban, в свою очередь, хотя и появился на производстве, сегодня чаще всего применяется для работы в IT, маркетинге, строительстве, медиа и рекрутинге.
Что выбрать
Александр Сорокин, менеджер по продукту компании «Мегаплан»
Scrum подходит в том случае, когда перед сотрудниками стоит задача сделать продукт, но у них много неопределенности: например, сколько там должно быть функций и будет ли вообще этот продукт востребован. В этих условиях хорошо делать работу спринтами и в конце каждого иметь готовый продукт. Так команда может регулярно показывать то, что делает, вносить изменения и, если это потребуется, даже отказаться от проекта.
Kanban, в свою очередь, хорош, когда изменения в план работ нужно вносить быстро, не дожидаясь следующих спринтов. Также Kanban хорошо подходит, когда у команды есть регулярный поток задач – например, от нескольких заказчиков, но нет единственного продукта, за который она отвечает.
Чтобы узнать больше подробностей, посмотрите наше видео, которое посвящено работе с agile-проектами в Мегаплане. Мы подготовили его для клиентов, которые ищут аналоги продукту Jira среди ПО, разработанного в РФ.
Текст: Анастасия Добровольская. Иллюстрация на заставке: Светлана Светликова
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>