В ближайшие 30 лет мир кардинально изменится. Общество, политика, экономика, принципы взаимодействия и даже человеческое мышление — все станет не таким, как сейчас, подчинившись влиянию нынешних технологических тенденций.
Что это за тенденции и как именно они «перепишут» привычную нам реальность, в своей книге «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее»
рассказывает Кевин Келли, один из ведущих мыслителей современности. Автор убежден: из происходящего можно извлечь выгоду, но только если уловить суть уже сейчас. Тем, кто не боится мечтать и готов рисковать, воплощая мечты в жизнь, предлагаем обратить внимание на ряд бизнес-идей, у которых, если верить Келли, огромный потенциал.
Статья будет полезна всем, кто хочет найти верное направление деятельности и понимать, куда инвестировать, чему учиться, как работать и вообще жить в быстро меняющемся мире.
Идея 1. Просто добавьте искусственный интеллект
Формула успеха для огромного количества стартапов будущего: возьмите устройство Х и добавьте к нему искусственный интеллект. Следование аналогичному принципу помогло обогатиться производителям, в свое время электрифицировавшим механические приспособления. Сегодня же, когда параллельные вычисления стали доступны и дешевы, алгоритмы более эффективны, а объем имеющейся информации увеличивается лавинообразно, появление искусственного интеллекта (и его последующее проникновение во все сферы человеческой деятельности) — дело недалекого будущего.
Искусственный интеллект можно внедрить практически в любую область: лабораторные исследования, юриспруденцию, маркетинг, дизайн интерьера, создание произведений искусства. Список огромен. И появление все новых умных машин это лишний раз подтверждает. Когда же людям удастся создать по-настоящему думающие машины, главное — вовремя понять, что они станут думать иначе, чем мы.
И типов другого мышления будет огромное количество. При этом наибольшее внимание люди продолжат уделять роботам — искусственному интеллекту, облаченному в тело.
Роботы смогут выполнять:
— работу, которую могут делать люди, но с которой роботы справятся лучше;
— работу, которую люди не могут выполнять;
— работу, которую люди раньше не могли даже представить;
— работу, которую сначала способны делать только люди (и которой впоследствии они могут обучить роботов).
Идея 2. Продавайте то, что невозможно скопировать
Сегодня можно найти бесплатную копию любого произведения, попавшего в сеть. Это вопрос времени, и только.
Для тех, кто хочет зарабатывать на продаже цифровых продуктов, решение очевидно: нужно продавать что-то, что невозможно скопировать, что «лучше, чем бесплатно». Подобные продукты должны обладать генеративной ценностью, то есть качеством или свойством, которое возникает в момент совершения сделки. Таких ценностей восемь.
- Оперативность. Люди готовы платить (иногда немало) за то, чтобы получить свою копию продукта в момент вывода его на рынок, даже несмотря на то, что через какое-то время он станет доступен всем и бесплатно.
• Персонификация. Персонификация требует постоянного диалога между создателем и потребителем, творцом и поклонником, производителем и пользователем. Она имеет повторяющийся характер и занимает много времени. Так, аспирин стоит дешево и доступен каждому, а, скажем, препарат на основе аспирина, разработанный исключительно под ДНК конкретного человека, может быть очень ценным и одновременно очень дорогим.
• Интерпретация. Есть знания, которые приобретают ценность только в том случае, если известно, как их применить. По такому принципу разработчики программного обеспечения, доступ к которому ничего не стоит, зарабатывают на пользовательских инструкциях и техподдержке. Аналогично в обозримом будущем станет распространяться информация из области генетики и медицины.
• Аутентичность. В данном случае люди платят не за продукт, а фактически за свое спокойствие — чтобы быть уверенными, что, например, загруженное на смартфон приложение не имеет ошибок, спама и вредоносных программ, а аудиозапись известной группы — подлинная.
• Доступность. Пользователи готовы платить за возможность читать, смотреть и слушать бесплатные книги, фильмы и аудиозаписи в любом месте с любого из своих устройств с удобным интерфейсом, то есть, по сути, за легкий доступ к самым разным материалам без обязательства поддерживать их в порядке.
• Материализация. Многие интересные спикеры, музыкальные и танцевальные коллективы зарабатывают сегодня на выступлениях. В данном случае зрители платят за присутствие профессионалов и возможность живого общения с ними.
• Добровольная финансовая поддержка. В глубине души ценители творчества художников, музыкантов, писателей, актеров хотят отблагодарить кумиров, так как это позволяет поклонникам ощутить связь с людьми, произведениями которых они восхищаются. При этом платить деньги поклонники будут только при наличии четырех условий: 1) сделать это очень просто; 2) сумма разумна; 3) выгода ценителей от этого понятна; 4) то, что кумир получит прямую пользу, очевидно.
• Открытость. Люди готовы платить тем, кто позволит им в море бесплатного контента самого разного качества найти те немногие произведения, которые действительно достойны внимания. Этим объясняется популярность рекомендательных сервисов и отдельных экспертов.
Идея 3. Ориентируйтесь на экраны
Появление нового носителя информации в корне меняет культуру и ценности.
Цифровая культура — это состояние непрерывного потока, бесконечных коротких рекламных фраз, быстрых решений и полусырых идей. Это поток твитов, заголовков, постов в Instagram, банальных текстов и поверхностного первого впечатления. Чтение постепенно превращается в сканирование. А оно, в свою очередь, учит мышлению в режиме реального времени и побуждает к действию. Создавая какой-либо (в том числе продающий) контент, это необходимо учитывать.
Современная подача информации обладает высокой степенью визуальности и имеет свои характеристики:
• текст сливается с движущимися изображениями;
• слова на экране быстро перемещаются;
• слова наплывают на изображения;
• слова служат ссылками или комментариями, связанными с другим текстом или картинками.
Информация, «упакованная» по таким принципам, будет восприниматься лучше всего. Кроме того, уже сегодня можно передать информацию, не прибегая к словам вовсе, — с помощью картинок, диаграмм или символических знаков.
Если вы продаете контент или он помогает вам зарабатывать, адаптируйте его под наиболее распространенные сегодня экраны. А может, вы решите оснастить экраном выпускаемые товары? Это тоже достойная идея, ведь в ближайшем будущем мы неизбежно окажемся в постоянном окружении самых разных дисплеев.
Идея 4. Зарабатывайте на доступе
Благодаря интернету и смартфону в нашем распоряжении оказывается бездонный виртуальный шкаф. Оттуда можно достать почти любой товар или услугу довольно быстро, иногда даже быстрее, чем искать что-либо в кладовке или на чердаке.
При этом нам не приходится самостоятельно чистить, ремонтировать, хранить, страховать, обновлять то, чем мы пользуемся. Все это поддерживает процесс перехода от продуктов к услугам, от приобретаемой собственности к доступу, предоставляемому по подписке. При этом «поставщик» услуги тоже выигрывает, ведь:
— подписка оборачивается потоком обновлений, выпусков и версий, вызывающих непрерывное продолжительное взаимодействие с клиентом;
— нередко потребитель оказывается «привязанным» к услуге и не может от нее отказаться, так как со временем любая услуга адаптируется под нужды конкретного пользователя и все лучше отвечает его потребностям;
— пользователи ценят высокое качество услуги, непрерывное улучшения сервиса и персонализацию, а производитель — лояльных клиентов; выигрывают обе стороны;
— режим доступа делает покупателей ближе к производителю, и они, как правило, начинают действовать как производители: участвуют в принятии важных решений по улучшению услуги, а иногда и дорабатывают ее по своей инициативе.
Помимо всего прочего, возможность доступа — это также один из способов предоставлять пользователям новые услуги практически здесь и сейчас.
В таких условиях с коммерческой точки зрения наиболее успешна модель «Uber для Х», где Х — это любая компания, клиентам которой все еще приходится тратить время на ожидание. Предложение для покупателей звучит так: вам не нужен тот или иной продукт — его вам предоставят в готовом виде по вашему запросу, в режиме реального времени, по цене, от которой вы не сможете отказаться.
Компании, уже сегодня работающие по такой модели, могут это обещать. Их секрет в том, что они владеют не зданием с огромным штатом сотрудников, а определенным программным обеспечением. Вся работа отдается внештатным исполнителям и выполняется фрилансерами, готовыми трудиться. А функция этих компаний заключается в координации децентрализованного процесса и контроле за тем, чтобы работа выполнялась в режиме реального времени.
Идея 5. Создавайте ремиксы
Композиторам с мировым именем не пришлось изобретать ноты, а писателям — слова. Современные технологии представляют собой сочетания более примитивных, перераспределенных и смешанных по-новому.
Современные медиажанры — это ремиксы более ранних и простых (статьи-списки, твиты из 140 символов, гифки). Перемещение и повторное использование уже существующих единиц или фрагментов — ключ к созданию всего нового.
Невероятная взаимозаменяемость цифровых фрагментов позволяет произведениям легко менять форму, мутировать и объединяться в гибриды. Поэтому в ближайшие десятилетия нас ждет взрывной рост числа новых технологий, жанров и поджанров. От создателей требуются лишь смелость и фантазия. А дальше вопрос только в том, найдут ли эти продукты свою аудиторию и станут ли популярными.
Помимо прочего, создание ремиксов перевернет традиционные представления о собственности и владении с ног на голову, ведь цифровые фрагменты нематериальны и неконкурентны.
Начало
Мы находимся в Начале, прямо на грани резкого скачка.
— Совместное использование материалов, которое сейчас кто-то считает лишним, и переход от владения к общему доступу только набирают обороты.
— Многие технологические процессы ускорятся благодаря искусственному интеллекту, который только рождается. Впоследствии самые умные нынешние устройства покажутся очень глупыми по сравнению с его возможностями. И все эти изменения — лишь первый шаг.
Это Начало, а значит, лучшее время, чтобы что-то изобретать. Никогда еще в истории человечества не было больше возможностей, более низких барьеров, высокого соотношения преимуществ и риска, высокого возврата на вложенные усилия, чем сегодня.
Текст: Татьяна Турбал, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com
Подписывайтесь на наш чат в Телеграме
Слушайте статью в iTunes
Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.
Мнение экспертов
Другой аспект технического прогресса, негативный и позитивный одновременно. Рутинные операции, не требующие особого интеллекта — не только работа кассира, но и юриста, кадровика или водителя фуры, — будут автоматизированы роботами. Умирающие профессии. Вопрос: куда денется высвободившаяся армия безработных? Возможно, из них получатся талантливые художники и дружелюбные бармены. Но вряд ли. Скорее, человечество получит еще одно потерянное поколение. Зато роботы дешевы, они не болеют, не ходят в декрет и помогут заработать капиталистам пару дополнительных миллиардов.
Репост — если вам светит стать художником или барменом, лайк — если нечего бояться автоматизированного мира будущего.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>