Как и все мы, шеф может опаздывать, заваливать дедлайны, лениться, не справляться со своими обязанностями. Все это неприятно, но терпимо. Куда хуже, если вы обнаруживаете, что ваш босс обманывает.
Эйвери Огастин, автор портала The Muse, считает, что подчиненный, поймав босса на лжи, больше не испытывает доверия к шефу. И от этого все труднее следовать его указаниям, ведь становится непонятно, ведет ли он правильным путем или давно сбился с маршрута.
Все, что отныне произносит начальник, вызывает большие вопросы. То, что он говорит об уровне компании и ее положении на рынке, о росте и новых проектах, даже похвала, — все это теперь звучит неубедительно. И от этого работать становится гораздо сложнее.
В таких условиях важнее всего не добиваться того, чтобы начальник перестал врать — да это и не получится, — а договариваться с самим собой, чтобы продолжать работать на человека, которому вы не можете полностью доверять.
Задайте себе два вопроса, которые помогут понять суть конфликта и пойти дальше.
1. Зачем он это делает?
Представьте себе, что команда из нескольких человек работает над проектом для важного заказчика. Начальник сообщает подчиненным, что дедлайн, который установил клиент, заканчивается через четыре недели и его подчиненные успевают к этому сроку.
Однако, как выясняется, на самом деле дедлайн составлял шесть недель, а руководитель подразделения сократил его, чтобы команда уж точно сдала проект вовремя и заказчик был доволен.
Или другой сюжет: вообразите себе начальника, который постоянно преувеличивает успехи своей команды, в том числе и при общении с прессой. Например, сообщает, что число сотрудников составляет 350 человек, хотя на деле их не больше ста.
Какая разница между этими обманщиками? Первый начальник хочет, чтобы подчиненные добились успеха: выполнив задачу раньше времени, они показывают себя с лучшей стороны, что приносит дивиденды всей компании. И в этом случае ложь — метод, хотя и не совсем честный, но действенный. Во всяком случае, начальник обманывает из лучших побуждений.
Во второй истории руководитель хочет, чтобы компания всего лишь выглядела успешной. Он лжет ради того, чтобы его больше уважали, ведь он руководит таким огромным коллективом, хотя на самом деле это и не совсем так. Такой обман приносит пользу лишь временную и показывает только то, насколько эгоистичен этот человек.
2. Как обман влияет на вас и ваших коллег?
Обратимся еще раз к примерам про двух руководителей. В первой ситуации манипуляции с дедлайном, скорее всего, приведут к тому, что сотрудники компании будут работать в стрессе.
Однако если сокращение сроков выполнения задания не означает, что люди будут выматываться, работая ночами и по выходным, то окажется, что они получили хороший стимул к работе. Смещение дедлайна просто заставляет их работать эффективнее.
А вот вторая ситуация ставит всех в компании в неловкое положение. Если босс преувеличивает количество сотрудников фирмы, то что им говорить, если спросят их самих? Придется либо уходить от ответа, ссылаясь на руководство, либо приниматься лгать самим, либо говорить правду, рискуя вступить в конфликт с шефом.
Получается, что если первая ложь приводит к тому, что люди начинают работать лучше, то вторая — к тому, что они тоже вынуждены лгать и изворачиваться.
Выставим оценки
Задав себе эти два вопроса, легко понять, что означает вранье начальника именно для вас, и после этого решить, сможете ли вы и дальше работать с ним, несмотря на подорванное доверие. Скорее всего, в первом случае вы поймете, что, хотя он и склонен приврать, делает он это ради вашей же пользы, и это даже вызывает некоторое уважение.
Обман во втором случае, скорее всего, окажется губительным для ваших отношений. Вы поймете, что единственное, что ему нужно, — это выглядеть классным в чужих глазах, и неважно, в какое положение это ставит других. Доверять такому человеку уже не получится, уважать его — тоже.
Источник: Themuse.com, Фото: Shutterstock.com
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>