У многих свободное время есть, но проходит мимо. Вырываясь из суеты, человек думает: «Теперь можно и пожить». Он хочет каких-то событий, кроме ежедневной рутины, но на них не остается ни времени, ни сил, ни денег, ни мотивации. Он рад бы заняться чем-то интересным, но без вложения ресурсов. Человек даже знает, чем бы он занялся, но не сейчас. И сидит такой скучный и неинтересный, разговаривает с «ящиком», залипает в ютубе. Но обязательно займется чем-то классным! С понедельника, с нового года, на выходных, на пенсии. Хватит! Эта статья будет полезна тем, кто хочет, наконец, заняться хобби, не откладывая жизнь до лучших времен.
Почему это важно
Человек как личность развивается всю жизнь, и если, кроме связки «работа — телевизор», с ним ничего не происходит, то это развитие буксует. Автоматизация и новые профессии одарили нас свободным временем, которого у наших прадедов с обычной, не с голубой кровью практически не было. В зависимости от загруженности и приоритетов мы можем по вечерам и на выходных становиться немного патрициями: творить, развлекаться, делать что-то еще, кроме обязательной работы. Можем, но не всегда делаем.
Нет, телевизор не считается. В хобби человек — не пассивный потребитель контента с экрана, а думающий творец, активный деятель, и это действие приносит ему пользу.
Фредерик Бегбедер пишет в «99 франках»: «Каждому человеку нужно какое-нибудь хобби — якобы с целью „выйти из стресса“, — но ты-то прекрасно понимаешь, что на самом деле люди попросту пытаются выжить и не сойти с ума». Перед этим он цинично рассуждает, что без изменяющих сознание веществ «тебе пришлось бы развлекаться прыжками на батуте в зеленом светящемся трико, или носиться на скейтборде в уродливых наколенниках, или горланить караоке в китайском ресторане» и т. д.
Светящееся трико и уродливые наколенники — негативная коннотация, она заставляет нас думать, что в этих занятиях нет ничего интересного и полезного. Конечно, что хорошего в дурацких трениках и натирающем колено пластике?! Но в самом по себе активном отдыхе, в фотографии, рыбалке, рукоделии, йоге, рисовании, пении (список можно продолжать) масса пользы.
В зависимости от того, чем увлекается человек и насколько в это погружается, он может:
- снять нервное напряжение, отдохнуть;
- переключаться между умственной/физической/творческой работой;
- реализовать потребности и желания, которые в рамках основной деятельности остаются за кадром;
- привести мысли в порядок и поймать озарение по рабочим вопросам;
- избежать профдеформации;
- знакомиться и общаться с интересными людьми;
- освоить новую профессию;
- создать дополнительный источник заработка.
Хобби не должно сочетать все эти плюсы, но какие-то в нем точно будут.
В природе человека заложены потребности созидать. Если запросы предыдущих этапов закрыты, а основная работа не удовлетворяет потребностей в творчестве и реализации, то ум, руки и фантазия будут буквально чесаться от желания делать что-то еще.
Как выбрать хобби
Это просто: делайте что нравится. Нет правильного и неправильного хобби. Увлечение должно определяться не трендами («Гриша и Катя из соседнего отдела купили дроны с камерами, тоже надо взять»), а вашим живым интересом. Дерзайте пробовать и относитесь к этому легко: в отличие от работы и вуза здесь не лишат премии и не завалят на экзамене.
Хобби не нужно делать второй профессией, прежде всего вы должны получать от него кайф. Бывает, что человек не погружается в одну тему глубоко, а вместо этого исследует много разных сфер, знакомясь с каждой понемногу. Для таких личностей придумали определение: «люди-сканеры». Их увлекают самые разные темы, и фокус может сменяться быстро. Если в прошлом месяце вы с упоением читали про культуру кельтов, а сегодня учитесь обжаривать кофе и уже присматриваете спортивный арбалет на весну, то вы «сканер». Вы не ныряете, как «дайверы», на глубину узкой специализации, открыты разному опыту, и это нормально.
Про «сканеров» и «дайверов» пишет Барбара Шер в книге «О чем мечтать». Одна из проблем «сканеров» — они часто отвлекаются, потому что торопятся успеть всё. Но торопиться не стоит, уверена Шер, потому что: 1) времени больше, чем вам кажется; 2) спешка вредна; 3) появляется «лихорадка времени», при которой человек старается каждую минуту использовать по максимуму.
Поэтому не торопитесь и прислушайтесь к себе. Что вы давно хотели попробовать? А еще? Что из этого первым? Что для этого нужно? Как это достать? Вперед!
Были бы рады оказаться на месте «сканеров», но вас ничего не увлекает? Безразличие к жизни не вырастает на пустом месте. Возможно, вы жертва родительской программы «вырастим из ребенка гения» и в детстве у вас было 100500 секций и кружков. У таких людей формируется отторжение любых активностей, кроме жизненно необходимых. Если это ваша история, поймите, что хобби — для вас, а не для родителей или учителей. В нем нет оценок и муштры, а степень усилий и качество результата оцениваете только вы. Найдите то, что нравится, и вы поймаете кайф.
Может быть, у вас, наоборот, не было этих самых кружков и секций? Начинайте в любом возрасте! «Поздно» — субъективная категория, мы сами определяем ее. Бабушка-диджей Mamy Rock начала играть в 69 и крутила пластинки до 84 лет. Роберт Маршан оставил велоспорт в 35 лет, а вернулся к нему в 68. Сейчас гонщику 107, и в феврале он финишировал в гонке на 4 км, хотя врачи уже не велят.
Англичане — вот кто знает толк в хобби. У них потребность в увлечении впитана с молоком идеологии. Инженер, адвокат, предприниматель, ученый в раннем индустриальном капиталистическом обществе не должен был ограничивать свою жизнь работой, иначе ее качество снизилось бы. Учителя и чиновники XIX века это хорошо понимали и поощряли увлечения за рамками работы. Садоводство, коллекционирование, футбол, рыбалка, езда на лошади, гольф, бёрдвотчинг — «национальные» английские разновидности хобби, насчитывающие сотни лет. «Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц и в своей простоте удивлялся, как это каждый джентльмен не делается орнитологом», — писал англичанин Чарлз Дарвин 150 лет назад.
Должно ли хобби приносить деньги? Хотя бы со временем, чтобы оправдать вложенные ресурсы? Оно может это делать, но не должно. Хобби — не шабашка, и если вы на старте не планировали монетизировать увлечение, то не сокрушайтесь его бессребреничеству. Фраза «лучшая работа — высокооплачиваемое хобби» верна отчасти: кроме работы должно быть что-то еще. И выгода может быть не в деньгах, а в творческой реализации, душевном равновесии, общении.
Если увлечение не приносит денег, а забирает их в большом количестве и вообще больше похоже на детскую забаву, то вы «кидалт». И это тоже нормально.
Как хобби помогает в работе и бизнесе
Психолог Лев Выготский выделял в связи обучения и психического развития ребенка зоны актуального и ближайшего развития. Первое — то, что он уже может сам. Второе — то, что он делает с помощью взрослого. «Зону ближайшего развития <...> можно назвать почками развития, цветами, то есть тем, что только созревает».
Хобби в этом отношении выступает как испытательный плацдарм, тренировочная площадка для отработки навыков и черт, которые проявятся в работе. Последовательность именно такая: из хобби — в работу/бизнес. Увлечения подкрепляют актуальные черты характера (мы не станем заниматься тем, что нам чуждо) и развивают их.
Один из моих клиентов делает классный софт для компаний с «полевыми» сотрудниками. Ниша непростая, есть конкуренты, нужно крутиться. В этом ему помогают принципы, усвоенные на рыбалке: «Я ловлю судака. И если не клюет, я не буду стоять на месте и ждать. Я буду менять место, пока не поймаю или пока не стемнеет. Такой я и в бизнесе: не стану тратить время на того, кому не интересно мое предложение, пойду дальше искать своего клиента — и найду». Это правильная, проактивная, а не реактивная позиция. Он усвоил ее благодаря избирательности судака и капризам погоды и применил в бизнесе.
Насколько прогрессировать в хобби — индивидуальный вопрос. Один всю жизнь ловит рыбу на поплавочную удочку и вполне счастлив, а для другого это первая ступень. Мой друг детства — повар. С кухней он у меня ассоциируется мало — в первую очередь с рыбалкой. В школе мы ловили ротанов на канаве. Потом он учил меня забрасывать спиннинг и проводить блесну. На этом моя рыбацкая история закончилась, а он развивался в навыках, снастях и приманках: донки, проводка, нахлыст, воблеры, мушки... Желание расти, бросать дальше и нырять глубже помогает ему в работе. Он начинал с витаминного салата в обычной столовке, а теперь шеф-повар японской кухни. И да, он подводный охотник, ловит большую рыбу с ружьем на глубине.
Отдельная тема — спортивное хобби. Как правило, люди, которые бегают марафоны, участвуют в триатлонах и носят черные пояса на кимоно, не сдаются и не сходят с дистанции. Они сильные конкуренты, играют вдолгую, побеждая себя и других.
«Если уж тратить годы, так хотя бы интересно и полноценно, имея какую-то цель, а не блуждая в тумане. И, как мне кажется, бег может здорово в этом помочь. Нужно достичь своего индивидуального предела — в этом суть бега», — говорит марафонец Харуки Мураками, более известный как писатель. Он убежден, что если мы и должны кого-то победить в беге на длинные дистанции, так это прежних самих себя.
Джеймс Дайсон, основатель компании Dyson, на беговой дорожке пришел к выводу, что максимум усилий нужно прилагать как раз в тот момент, когда тебе труднее всего. «Именно когда наваливается усталость, следует ускориться. Это можно применить в любых областях жизни».
Марк Цукерберг — систематичный «сканер». Каждый год он выбирает новое хобби, которое за 365 дней расширит его кругозор. «В прошлом году я учил китайский. Этот опыт принес мне много смирения», — делился Марк.
Илон Маск — фанат бондианы и шпионских изобретений агентов 007. У него в гараже стоит Lotus Esprit, который в кино про Бонда превращается в подлодку. Теперь понятен его достойный, но неожиданный план сделать мини-субмарину и спасти детей из затопленной таиландской пещеры.
Лев Толстой пахал землю плугом. Это помогало ему, барину, быть ближе к простому люду, в том числе о котором он писал. Возможно, по этой же причине Иван Грозный любил звонить в колокола.
Что же делать?
Дерзайте, наслаждайтесь процессом и результатом. Учитесь этому у детей: они с радостью пробуют новое и не боятся выглядеть нелепо. Пусть жизненный опыт не сковывает вашу непосредственность и любознательность.
И не обманывайте себя тем, что у вас нет времени. Уоррен Баффетт много лет играет на укулеле и даже выступает на сцене. Если у него есть время на гавайскую гитару, у вас оно точно найдется — на что-то свое.
Текст: Александр Литвин, Иллюстрации: Константин Амелин
Фото: Photo by
Мнение экспертов
Зачем директору ИТ-компании бокс в 40 полных лет? В 15 лет, я помню, сильно наполучал в школе от одноклассника. И, следуя логическим рассуждениям — а я был отличник и ко всему подходил логически, — пошел в спортивную секцию по соседству за навыками защиты, так как наивно считал, что с нападением у меня все хорошо. Секция оказалась карате. Так там и занимался с перерывами. Но все это было не системно и урывками. Бокс же привлек сейчас тем, что там по-честному и прозрачнее. Если делаешь неправильно, то сразу перчаткой прилетит в голову. И при кажущейся простоте — подумаешь, две руки только, ноги не задействованы, бросков и подсечек нет — в боксе есть своя красота и ум. Кроме того, это мощная кардионагрузка. И преодоление собственных страхов. Недаром известный владелец «Крокус Сити» Арас Агаларов
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>