Теперь работодатели не столько рассчитывают на перспективных сотрудников, лидеров и амбициозных людей — хотя именно на поощрении таких людей строились прежние системы мотивации, — сколько на молчаливых исполнителей, людей тщательных, расторопных, не хватающих звезд с небес, но дешевых, нетребовательных и надежных в решении простых задач.
Рынку нужны простые исполнители. Однако сейчас остались компании, рассчитывающие на талантливых умников.
Кто не нужен
В результате кризиса и последовавшего за ним сокращения и изменения рынка труда прежде всего оказались не у дел люди с повышенными требованиями, ожидавшие стремительного роста зарплаты, бонусов или даже участия в капитале компаний.
Сытная и неумеренная эпоха дорогой нефти породила особый слой людей, ожидающих постоянного и быстрого роста благосостояния. Теперь эти люди не только не получают от жизни и работы того, что ожидают, но и в большинстве своем практически невостребованы.
Наступившая полоса жесткого сокращения затрат не дает работодателям возможности удовлетворять прежние требования работников, даже если те талантливы и продуктивны.
Крайне пострадали работники медиасферы — рекламисты, пиарщики, медиаменеджеры. Сократился спрос и стоимость банковских клерков, секретарей, экономистов, юристов, сотрудников
Невостребованы в прежнем количестве специалисты по персоналу, психологи и другие профессии «затратного сектора».
Пострадали люди старшего возраста. Теперь проще нанять молодого и неопытного, но зато нетребовательного и энергичного работника, чем беспокоиться о нуждах опытных и при этом искушенных и требовательных людей более старших поколений.
Конечно, и теперь существуют востребованные профессии. Но их не так уж много. Из наиболее распространенных можно перечислить
Кризисный работник
Изменились и индивидуальные требования к работникам. Теперь бизнесу нужны другие личности. Если прежде долгие годы образ успешного, востребованного сотрудника строился на идее раскрываемого в процессе работы и обучения личного потенциала, большое внимание уделялось развитию сотрудника и его будущему, то теперь всем нужно настоящее.
Работник должен быть ценным для работодателя не завтра, а сейчас.
И его ценность очень часто определяется уже не яркостью мышления и достоинствами самопрезентации, а ценностью труда, прибавочной стоимостью, производимой здесь и сейчас.
Когда российский бизнес находился в состоянии бурного роста, работодатели боялись терять работников, так как это автоматически приводило к потере доли рынка и невозможности дальнейшего развития.
Именно поэтому бизнес был готов даже переплачивать, лишь бы получить гарантию, что сотрудники не перейдут к конкурентам.
Сейчас же рынки сокращаются, происходит группировка и оптимизация
Работник больше не ценится, как прежде. Он может идти на все четыре стороны. Да и «там» он не нужен. Остается на работе тот, кто готов терпеть и доказывать свою необходимость работодателю.
Однако существуют личностные особенности, умения и навыки, позволяющие работникам хоть и отчасти, но быть ценными для работодателя.
Вот наиболее востребованные работодателями личностные особенности и навыки:
1. Коммуникабельность. Это свойство помогает в продажах, командной работе, практически во всем и везде.
2. Инициативность. Если она не отягощена большими карьерными ожиданиями и зарплатными требованиями, работодателем очень ценится, так как помогает компании расти или хотя бы оставаться на плаву в любых условиях. Инициативный сотрудник всегда заткнет течь, возьмет на себя чужие, невыполненные
3. Энтузиазм. Приятное дополнение к инициативности, мотивирующее окружающих сотрудников.
4. Заинтересованность в содержательной части работы, а не только в вознаграждении. Всегда ценятся те, кому работать интересно. Вникающий во все процессы сотрудник — сокровище. Такой человек даже во время кризиса может сделать неплохую карьеру.
5. Ответственность. Согласно исследованиям российских кадровых компаний, ответственность — лидер среди требований работодателей, это свойство — первое, что должно быть у работника. Ответственность всегда. В кризис безответственные работники просто не имеют шансов удержаться на рабочих местах.
6. Эмоциональная устойчивость. Необходимость переработок, потогонная система, низкий уровень вознаграждений — все это требует большого терпения и спокойствия. Работодатели это хорошо понимают. Взрывных и склонных к нытью на работу не берут.
7. Адаптивность и оптимизм — умение быстро свыкаться с переменами и сохранять присутствие духа. Это могут быть новые обязанности, новые коллеги, новый офис, это может быть ухудшение новых условий. Тот, кто не просто не жалуется, но и продолжает нормально работать в изменившихся условиях или даже видит
8. Исполнительность. Востребована всегда, но в кризис обязательна. Скидки на особенности творческой натуры, на большую самостоятельность больше не делаются.
9. Способность работать в команде. Если в прежние времена в
10. Быстрая обучаемость. Учитывая тот факт, что теперь работодатели любят находить дешевых работников, не переплачивая за опыт и квалификацию, те, кого наняли, должны уметь быстро обучаться. Тот, кто не обучается, оказывается не нужен и теряет рабочее место.
Где нужны умники и карьеристы
Несмотря на сложившуюся ситуацию, работники, желающие дальнейшего развития карьеры, обучения и профессионального роста,
Прежде всего таких абмициозных и талантливых молодых людей продолжают искать и нанимать крупные международные компании — транснациональные корпорации, крупнейшие банки, крупнейшие сервисные и инженерные компании.
Также нуждаются в притоке амбициозной и талантливой рабочей силы крупнейшие консалтинговые и исследовательские фирмы.
Востребованы амбициозные люди и в производственных компаниях, спрос на продукты которых никогда не падает.
Таковы лидеры производства потребительской продукции — производители массовых пищевых продуктов, моющих и гигиенических средств. Таковы фармпроизводители.
Те, кто пишет и разрабатывает программы для используемых всеми приборов и электронных систем, кризиса не ощущают.
Люди продолжают пользоваться компьютерами, гаджетами, приборами, необходимыми на работе и дома. Отечественные производители, развивающие бизнес в тех сегментах, откуда уходят иностранные компании — ритейл, производство и продажа одежды, сельхозпродукция
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
Статья полезная, много интересного узнал про хороших сотрудников. Продолжайте в том же духе!