Просмотрено 315 Комментарии 6 минут

По принципам Amazon: 4 элемента лидерства корпорации

По принципам Amazon: 4 элемента лидерства корпорации

В одной из прошлых статей Мегаплан рассказал историю успеха Netflix. Компания зародилась в 1990-х, когда росло число интернет-стартапов, а затем пережила так называемый крах доткомов, или лопнувший пузырь стартапов. Так называли бум стартапов, в которые повально начали вкладываться все инвесторы, а те в один момент вдруг обанкротились.

Кроме Netflix были ещё счастливчики, которые успешно пережили крах стартапов. Один из таких примеров — компания Amazon, которой в июле 2024 года исполнилось 30 лет. Эта корпорация — исключительный случай найденного голубого океана, правильных лидерских решений и поворотов бизнес-модели, которые сделали успешной не только компанию, но и её основателя Джеффа Безоса.

Особенно вдохновляет то, что компания и сегодня продолжает развиваться, несмотря на рост конкуренции, появление новых технологий и привычное понимание жизненного цикла компаний, по которому Amazon уже должна была ощутить застой и регресс. Но не тут-то было.

В 2019 году в компании работало 650 тысяч сотрудников, а в 2020-м, который для многих конкурентов обернулся кризисом и крахом, выручка Amazon выросла на 44%, что оказалось на 8% выше прогнозируемого роста. И даже сейчас у него нет сильного падения показателей, вокруг бренда нет скандалов, как нет конфликтов и у его основателя. В наши дни Amazon считается одной из ключевых корпораций наряду с Google и Apple.

Мы в редакции Мегаплана долго думали, что именно хотим рассказать об Amazon и его основателе. И наткнулись на документ, который опубликовала компания, — там описаны 14 принципов лидерства, необходимых её руководителям. А так как вам нравится тема лидерства, поняли, что тема статьи найдена. Поговорим о самых важных базовых принципах и как их можно применять в жизни.

Кстати, чтобы наладить устойчивый бизнес и обойти конкурентов, мы в Мегаплане сделали онлайн-дашборды — с отчётами, канбаном и лентой активности на одном экране. Они помогают удерживать внимание на самом важном, экономить время на составлении отчётов и наглядно видеть рабочий процесс: кто чем занят, каких показателей добивается и какие вопросы срочно требуют внимания. Умные дашборды теперь в Мегаплане! Узнать больше

Но вернёмся к нашей теме!

Принцип 1. Изобретайте и упрощайте

Обычно биографии успешных предпринимателей начинаются с истории карабканья с самого низа к вершине. Случай Джеффа был немного иным: к моменту появления идеи Amazon он уже был успешным руководителем в крупной компании и имел отличный оклад.

Однажды он прочитал статью о росте популярности интернет-магазинов и загорелся идеей открыть самый крупный книжный магазин онлайн (тогда были только офлайн-точки). Уволился с работы, занял денег у родственников и уехал с женой и собакой в Сиэтл — город, который считался столицей разработчиков. Снял там домик и в гараже обустроил офис. В июле того же года зарегистрировал компанию, а спустя год запустил сайт и начал работу.

Через два месяца еженедельный оборот компании вырос до 20 тысяч долларов, суммарно за год выручка составила 15,7 млн долларов.

Чуть позже ассортимент Amazon расширился, а слоган «Крупнейший книжный магазин на Земле» изменился на «Книги, музыка и многое другое». Сейчас это ещё и стриминговый сервис Prime Video, сервис трансляций Twitch и крупнейшая база фильмов IMDb.

Джефф Безос считает важным качеством руководителя открытость к инновациям и новым идеям. Ведь он сам когда-то ушёл со стабильной и высокооплачиваемой работы в новое и неизвестное направление, искал работающие бизнес-модели и пробовал новые курсы, например масштабирование. В Amazon считают, что лидерам нужно придумывать идеи и, самое главное, не бояться пробовать новое, находя эффективные методы работы, которые могли бы изменить рынок или бросить ему вызов.

Принцип 1. Изобретайте и упрощайте


В своей работе легко застрять на месте — какие-то методы могли работать раньше, но уже не так эффективны сейчас. Поэтому в лидерстве, по версии Amazon, так важен инновационный подход, который с помощью экспериментов и изучения неизвестного помогает находить новые направления и пути развития.

Принцип 2. Одержимость клиентами

В письме акционерам Безос писал: «Я постоянно напоминаю своим сотрудникам, что они должны пребывать в страхе и каждое утро просыпаться в ужасе. Но не из-за конкурентов, а из-за клиентов. Именно клиенты сделали наш бизнес таким, какой он есть сейчас. С клиентами нас связывают тесные отношения, и мы обязаны им очень многим. Мы знаем, что они будут лояльны к нам, пока кто-нибудь другой не предложит им лучший сервис».

Насчет наведения страха на сотрудников — звучит спорно, но «одержимость клиентами» — один из важнейших элементов лидерства, продвигаемых компанией и Безосом лично. Amazon отличается клиентоцентричностью, которая помогает располагать к себе людей и завоевывать доверие.

Для улучшения взаимодействия с клиентами Безос внедрил маркетинговый маховик, который синхронизирует маркетинговые усилия и способности к росту компании. Это же помогло стриминговому сервису Amazon Prime за 7 лет существования дорасти до 113 миллионов подписчиков. Сейчас эту модель работы с клиентами используют Apple, Starbucks и другие.

Маркетинговый маховик — модель циклического роста, цель которого — сделать из пользователей преданных и лояльных клиентов, амбассадоров бренда, которые постоянно покупают продукты компании и советуют их остальным. Маховик схож с маркетинговой воронкой. Только та фокусируется на получении прибыли и конвертации в оплату, а в маховике команды ориентируются на удовлетворенность клиентов, что гораздо полезнее в перспективе.

Немного расскажу о логике работы этого метода. Первый этап посвящён привлечению, когда важно решить проблему клиента. На этапе привлечения бизнес распознаёт проблему, которая сподвигла к изучению предлагаемого продукта. На втором этапе следует вовлечение, а на третьем — работа с текущей аудиторией и построение долгих и доверительных отношений.

Впервые маховик упомянул Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому». Он описывал эту стратегию так: «Суть маховика проста. Маховик — это очень массивное колесо; чтобы сдвинуть его с места и раскрутить, требуются огромные усилия. По мере того как вы продолжаете его вращать, маховик набирает обороты. В конце концов, он начинает вращаться сам собой и генерировать собственный импульс, именно тогда компания превращается из хорошей в великую». Позже Безос пригласил Коллинза в Amazon, чтобы тот построил маховик для его компании.

Ни один бизнес не может расти без клиентов, покупатели — источник жизни любой компании. Поэтому для Amazon так важно фокусироваться на клиентах, о чём не следует забывать и лидеру, хотя в погоне за ростом ключевых показателей и метрик это легко. Важно помнить, для кого вы работаете, а не фокусироваться на словосочетании «для чего».

Принцип 3. Ответственность лидера

В Amazon руководители — люди, которые не боятся брать на себя ответственность. Это не пресловутые «чайки-менеджеры», которые в случае появления проблем или конфликтов «прилетают» и обвиняют команду. Руководители на разных уровнях чувствует свою ответственность не просто за команду, а за целый бизнес и думают прежде всего о том, что лучше для компании.

Если вы лидер, задумывайтесь о себе как владельце и о том, что каждое ваше действие — даже то, что кажется незначительным, — отражается на компании. Действуйте как лидер, как ключевая часть компании.

Принцип 4. Здравый смысл в принятии решений

Нам с коллегами понравилась книга «Принцип ставок» Энни Дьюк. Один из её тезисов, который нас впечатлил, будет сейчас к месту.

Энни Дьюк — профессиональный игрок в покер, и принятие решений она сравнивает с игрой. Причём она отличает игру в покер от шахмат: если в шахматах есть ограниченный правилами выбор ходов и решение принимается в заданных условиях, то в покере, как и в жизни, вы стоите перед выбором, у которого может быть множество вариантов исходов.

Принцип 4. Здравый смысл в принятии решений

Вы делаете ставку или принимаете решение, а дальше сбывается негативный или позитивный исход. При негативном исходе — например, проигрыше в покере или найме не того сотрудника — может быть 3 его варианта. Вы делаете выводы и снижаете вероятность негативных исходов в будущем, то есть учитесь на ошибках, либо ничего не делаете, либо обвиняете в провале других или невезение.

Этому способствует два фактора:

  • мотивированная аргументация: мы защищаем то, что нам ближе, даже если мало фактов;
  • так называемое своекорыстное атрибутивное искажение: чтобы трактовать свои действия, мы пользуемся шаблоном — ставим в заслугу положительные исходы и списываем неудачи на стечение обстоятельств.

При этом другим мы списываем заслуги на удачу, а за ошибки нещадно ругаем.

Перейти к продолжению



Редакция Мегаплана
. Иллюстрации:
Лидия Пожидаева

Вам понравилась статья?

0