Не чавкать за столом, держать вилку в левой руке, а нож в правой, не разговаривать с набитым ртом и помнить об элементарных правилах вежливости, не забывая о словах «спасибо» и «извините», — казалось бы, что еще нужно уметь современному человеку, чтобы не прослыть невежей?
Однако мир меняется с каждым годом: раньше при встрече снимали шляпу, сегодня вынимают наушники из ушей. В быстро меняющемся жизненном пространстве мы можем невольно нарушить правила поведения, которые существуют негласно. Что же нужно знать о современном этикете?
Смартфон твой — враг твой
Кого не раздражает сосед по опенспейс, который не имеет привычки ставить телефон на беззвучный режим, подруга, выкладывающая в сториз ваше невыспавшееся лицо, или начальник на совещании: сидит, уткнувшись в телефон, и переспрашивает, потому что не слушал то, что вы только что сказали. Так что правила пользования смартфоном просты и понятны.
Хотите поделиться фотографией и отметить на ней знакомого — спросите разрешения. Если вы привыкли делиться с подписчиками в соцсетях каждым моментом своей жизни, это не значит, что окружающие с этим согласны: не стоит постоянно снимать друзей и коллег и выкладывать их фото в соцсети.
Откладывайте телефон, когда сидите в ресторане со знакомыми или на деловой встрече. Когда собеседник, вместо того чтобы слушать вас, тыкает пальцами в экран, это оскорбительно. В том, чтобы быстро посмотреть на сообщение, которое вам пришло, нет ничего нетактичного, однако углубляться в переписку с виртуальным собеседником, когда перед вами реальный, нельзя ни в коем случае.
Отключать звук телефона на работе — правило, которое выглядит настолько естественным, что даже неловко о нем напоминать. Это же касается световых сигналов, которые некоторые устанавливают на телефон: они тоже очень отвлекают окружающих.
Правила переписки
Сложно представить, сколько людей обижаются друг на друга из-за неверно выбранного слова в переписке, неотвеченных писем или тона сообщения, который показался оскорбительным. А ведь избежать драм очень просто.
Отвечайте на сообщения не позже чем через 48 часов после того, как его получили. Да, нам не всегда удобно отреагировать моментально, но никто от нас и не ждет, что мы в любое время дня и ночи бросимся строчить ответ (ну разве что только начальство).
Однако правила хорошего тона подразумевают, что вы не будете выжидать паузу длиной больше двух дней. Если же вы сами отправляете сообщение, будьте готовы к тому, что ответят вам не мгновенно. Даже если вы руководитель, дающий задание подчиненному.
Принимать приглашение на мероприятие стоит не позже чем за 48 часов до его начала.
Не пренебрегайте правилами орфографии и пунктуации и не забывайте про обычные слова вежливости. Сегодня многим людям, особенно тем, кому едва исполнилось 20, кажется, будто они потратят слишком много времени на то, чтобы написать слово «пожалуйста» или «спасибо». Однако адресат короткое «ок» или недописанные слова типа «спс», «норм» может воспринимать как неуважение.
В самолете
Чтобы не стать пассажиром, который досаждает окружающим, достаточно соблюдать простейшие правила.
Загружая ручную кладь на верхнюю полку, имейте в виду, что место нужно оставить и для багажа других пассажиров. Маленький прямоугольный чемодан лучше не класть набок, а поставить — так останется больше места. Если же у вас при себе еще есть какие-то пакеты и небольшая сумка, то они вполне поместятся под сиденьем впереди сидящего пассажира.
Откидывая спинку сиденья, предупредите соседа позади вас. А лучше вообще этого не делать: поверьте, если перелет не превышает трех часов, вам вовсе не нужно сидеть полулежа.
Избегайте войны за подлокотники, если сидите в ряду из трех кресел. Современный этикет подразумевает, что человек, сидящий посередине, может воспользоваться обоими из них, в то время как люди по краям располагают локти на подлокотниках справа и слева.
Берегите рецепторы окружающих, особенно слух и обоняние. Слушайте музыку и смотрите кино только в наушниках, не берите с собой сильно пахнущую еду. И если вы не летите через океан, то лучше не снимайте обувь.
В ресторане
Деловые переговоры в наше время часто проходят за завтраком или обедом. От того, как пройдет трапеза, может зависеть даже итог переговоров. И это означает не только то, что вам нельзя чавкать и говорить с набитым ртом, — деловой обед тоже регулируется правилами хорошего тона.
Если вы приглашающая сторона, а обед проходит в ресторане, вам нужно быть на месте за 10 минут до того, как приедут другие участники встречи, чтобы поприветствовать их.
Переходя к заказу блюд, не принимайте решение за партнера. Максимум, что можно сделать, — это порекомендовать блюдо, которое в этом ресторане особенно удачно.
Если приглашали вы — вам и платить. Если же вы оказались приглашенной стороной, будет уместно предложить оплатить его, но настаивать не стоит — не устраивайте драмы вокруг ресторанного чека.
Не забудьте про чаевые, но в разумных пределах. Слишком щедрые продемонстрируют скорее вашу неискренность и желание пустить пыль в глаза. Но и скупость партнерам показывать, разумеется, не рекомендуется. Десять процентов от суммы счета — это неувядающая классика.
Фото:
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
«Правила этикета для чайников».