Просмотрено 2424 Комментарии 7 минут

Родная речь

Родная речь

Есть офисы, свободные от бумаги, от буллинга, от гендерных стереотипов и курения. А вот про офисы, свободные от ненормативной лексики, мало кто слышал. Они наверняка есть, но не акцентируют на этой своей особенности внимание общественности, потому что не считают отказ от бранных слов достижением. Хотя стоило бы, ведь мат редко бывает уместным.

Эта статья будет полезна как тем, кто смущается при слове «дурак», так и тем, кто использует матерные слова в своей речи.

Матерятся все?

Большинство. И независимо от того, кем и где работают, хотя корреляции, вероятно, есть. Mail. Ru Group опросила 1100 человек, пользующихся бизнес-софтом корпорации, то есть офисных работников. Оказалось, что чаще других матерятся специалисты строительной сферы — 64% опрошенных из этой области. На втором месте — «офисные» заводчане с 60% матерщинников. Пройди опрос не в интернете, а на стройплощадке или у станка, цифры были бы еще больше.

Но не стоит думать, что сквернословят только рабочие и строители — офисные клерки справляются с ролью сапожника не хуже. Из опрошенных работников IT-сектора регулярно матерятся 58% респондентов. В торговле, маркетинге и пиаре бранятся 51 и 49% процентов опрошенных соответственно. Самые сдержанные (и это радует) — представители сферы образования, среди них матерятся только 17%, как они сами говорят.

Родная речь 1

Согласно одному из опросов ВЦИОМа, 78% граждан (экстраполируя выборку на всю страну) полагают, что за чистоту русского языка нужно вести целенаправленную борьбу. Неужели ВЦИОМ опросил одних только педагогов? Могут ли люди материться и при этом ратовать за чистоту речи? Скорее всего, да, ведь матерятся все по-разному. И если говорить о такой сомнительной характеристике, как «качество ругани», то разнообразие мата, «свежесть» комбинаций и эмоциональность подачи будет, вероятно, выше у представителей интеллигенции. Вместо сильного, но примитивного слова из трех букв московский старшеклассник может выдать фразу, от которой у честного саратовского токаря покраснеют щеки.

Матерятся все, но если в деревнях, на фабриках и стройках это делают по-простому, слегка маргинально и примитивно, то в креативных пространствах, коворкингах и опенспейсах — более изысканно и разнообразно, но вряд ли меньше.

За мат могут оштрафовать?

Могут. Статья 20.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях называет матерщинников хулиганами: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам <…> влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Родная речь 2

Если мат обращен не в воздух, а к конкретному человеку, ругань расценивается как оскорбление, и матерщиннику грозит штраф до 40 тысяч рублей, исправительные работы или арест до года. Если вас угораздило оскорбить кого-то в публичном выступлении, отсчитайте до 80 тысяч рублей или приготовьтесь быть невыездным на срок до двух лет.

Можно ли считать офис общественным местом? Четкого определения этого термина в законе нет, и теоретически любое помещение, любую площадку можно назвать общественным местом, ведь это место скопления граждан. Однако офис — это скорее место общего пользования, ведь в нем не могут появиться неопределенные люди независимо от времени суток.

Теоретически пакостный коллега, которому вы очень насолили, может пожаловаться на вас, если вы материтесь в офисе. А тот, кого вы в сердцах пошлете на три буквы, может отсудить у вас 40 тысяч рублей.

Почему же тогда люди матерятся?

По результатам опросов, которые мы ранее упоминали, чаще всего матерятся из-за раздражения (60%) и несдержанности (57%). Лучше выразить свои мысли мат якобы помогает 41% опрошенных, а 36% используют его в шутках. Люди приписывают мату утилитарные функции: 47% респондентов полагают, что брань может помочь в решении ряда задач.

Родная речь 3

Откуда берется столько раздражения? Оно накапливается во время работы, когда люди стараются соответствовать стандартам — от общепринятых норм этики до узких корпоративных уставов. Тем, кто непосредственно работает не только с компьютером, но и с другими людьми, порой приходится терпеть (чего уж там) тормознутость, хамство и эгоизм. В ответ нельзя гаркнуть и послать, поэтому внутреннее напряжение растет и спускается через разные шлюзы: мат, нервные срывы, алкоголь. Более сильные духом люди переводят эмоциональное напряжение в мирное русло: рисуют, играют, ловят адреналин и бабочек, ходят в музеи и походы. Вербальная агрессия — один из самых простых (но едва ли конструктивных) способов эмоциональной разрядки.

Матерятся и те, кто не особо нервничают на работе, но разделяют нигилистичные ценности контркультуры. Они идейные бунтари, выступают против ханжества, узколобости и морализаторской спеси «правильных» граждан.

Контркультура — не анархистский бунт, она не обязательно деструктивна и негативна. Это альтернатива социокультурным нормам, которые требуют пересмотра. Это попытка добиться известности, не повторяя классический маршрут. Это стиляги в СССР, хиппи и бродяги-битники в США. Матерная ругань здесь противостоит рафинированной официозной речи с фальшивой вежливостью и пластмассовыми эмоциями.

Кто они, матерщинники?

Условно можно выделить несколько типов бранящихся людей. Все они используют мат, но очень по-разному.

«Свой парень». Ругается в малознакомом коллективе или с подчиненными, чтобы сойти за своего. Бранью он дает посыл: «Ты можешь мне доверять, ведь я доверяю тебе, не скрывая эмоций». Матерные слова из уст «своего парня» звучат неестественно и неуместно.

«Быдло-шеф». Его мат — это хамство, грубость и пошлость. Достается и должникам-дебиторщикам, и капризным клиентам, но чаще — собственным подчиненным. Дать симметричный ответ они не могут, накапливают пар и спускают на своем уровне или ниже. Атмосфера в таком коллективе нездоровая.

«Мушкетер». Это кавалер, ловелас, поручик Ржевский. Отпускает скабрезности, чтобы показать свою молодецкую удаль, смутить даму и сделать ей недвусмысленный намек. Может быть вполне учтив и обходителен.

«Интеллигент». Тонкая творческая натура, в большей или меньшей степени исповедующая контркультуру. Матерится разнообразно и эмоционально, от души. Его брань уместна, не режет слух. Это не маска и не разовый всплеск нервов, «интеллигент» просто разговаривает с использованием матерных слов.

«Технарь». Ругается, как Тема Лебедев и даже круче. Про таких говорят, что он матерится талантливо и виртуозно. От брани «технарей» не краснеют, она звучит как афоризмы или тосты, даже если это просто рассказ о прошедшем дне. Чаще они именно технари — возможно, рациональный склад их ума выводит формулу «оптимального» мата, которая учитывает и контекст ситуации, и окружение, и правильный подбор слов, и невербальную подачу.

«Чайник». Закипает и свистит, разгоряченный долгими разговорами с клиентами и контрагентами. Матерится эпизодически, в состоянии нервного возбуждения. В остальное время безобиден.

«Оппонент». Выясняет таким способом отношения с коллегами, в его случае это нормальный рабочий процесс. Результат работы зависит не только от него, поэтому мат здесь — и попытка отстоять свои интересы, и переживание за общее дело. Примеры традиционных оппонентов: маркетологи — менеджеры по продажам, разработчики — тестировщики.

«Первоклашка». Взрослый тип, который и хотел бы ругнуться, но смущается. Мат от него слышен редко, каждый раз это нарушение правил, прежде всего внутренних. Если «первоклашка» матерится, значит, все серьезно.

Короче, можно или нельзя?

Мы не советуем, но вы же все равно будете. Не думаем, что особые сочетания звуков изменяют структуру ДНК и вода после прослушивания Моцарта — целебная, а после матерного рэпа — гиблая. Но последствия для организма все же есть, поскольку брань часто сопровождается негативным эмоциональным фоном, на котором вырабатываются гормоны стресса. Если это происходит постоянно и интенсивно, страдают иммунная и сердечно-сосудистая системы, развиваются психосоматические заболевания.

В атмосфере постоянного мата и агрессии сложно настроиться на созидание, работа буквально валится из рук. Вроде ничего не сделал, а выжатый как лимон — так бывает, когда коллеги матерятся по поводу и без. Механизм эмпатии побуждает нас неосознанно примерять их негативные эмоции на себя.

Материться точно не стоит в малознакомом коллективе и в диалоге с высоким начальством. Упрощенно можно сказать, что раскованность в выражениях — следствие доверительной атмосферы между людьми, но не наоборот. Когда есть доверие, фильтров поведения становится меньше и люди могут себе позволить показать коллегам себя настоящего. Конечно, в дружном коллективе матерные слова не обязательно льются рекой, но их разовое появление не воспринимается как кощунство.

Территорией, свободной от матов, точно должны быть места, куда приходят ваши покупатели — магазин, офис, склад. Если сотрудники матерятся при клиентах, мнение последних о компании сходит на нет, какими бы улыбки ни были широкими, а костюмы — дорогими.

Если вы ругаетесь, делайте это нечасто и в кругу людей, с которыми есть взаимное доверие и близость служебных рангов. Это важно, иначе не избежать панибратства и расхолаживания рабочей атмосферы.

Хотите выразить эмоции, но не желаете звучать грубо и банально?

Вот вам подборка древнерусских ругательств. И пар выпустите, и коллег насмешите.

Тьмонеистовый — недалекий, терюхайло — неряха, пыня — надутый человек, феофан — простофиля, королобый — тупой, пресноплюй — болтун, дуботолк — дурак.

Вы только прочувствуйте, как свежо и убедительно звучит: «Этот тьмонеистовый королобый пыня опять сорвал сроки! Дуботолк!»

Помните: вежливый и умный человек всегда сможет найти аргументы и точные формулировки, чтобы донести свои мысли без брани. Неважно кому — арт-директору, строителю или грузчику.

Текст: Александр Литвин, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

В самую сложную ситуацию я попал, когда матерщинницей оказалась весьма миловидная барышня, к тому же заказчик нашего программного продукта. Это уже потом я узнал, что в их структуре так принято разговаривать прямо с самого верхнего уровня начальства. Резонанс был дикий. Приличный офис в центре Москвы, дорогие бренды в одежде, а на переговорах о сроках и оплате за выполненные работы моему менеджеру из накрашенных уст летело: «Х?*№ ты п№ »?ь…б*%:ь».

Было неловко. Хотелось ответить на таком же наречии. А я это умею. Спасибо молодости в «четвертом микрорайоне» славного города Кызыла.

В итоге решил, что моя цель на этих переговорах не разругаться, а деньги свои забрать. Через 8 месяцев забрал. Но не все.

Вам понравилась статья?

0