Просмотрено 7380 Комментарии 7 минут

Работа, семья и время

Работа, семья и время

Предприниматели знают: бизнес будет съедать столько времени, сколько ему дашь.


И если не расставить приоритеты, он съест всю жизнь — и не подавится.

Для сегодняшней рассылки я подобрал статьи, в которых вопрос баланса работы и жизни рассматривается под новым незаезженным углом. Статьи американские, и прежде чем их читать, нужно понять вот что:

Американцы — люди инициативные и самостоятельные. Культура такая. Трудись, и будет тебе счастье. Ты сам себе человек, сам себе хозяин, и если ты неудачник — это твоя вина. Несчастен в браке — твои проблемы. Никто их за тебя не решит, даже мама с папой. Никто тебе не виноват.

Неудачником быть никто не хочет. Поэтому американское общество рождает несметное количество психологов, коучей, тренеров и консультантов по саморазвитию и личной эффективности. Что-то из того, что они пишут, наивно и однобоко — мы об этом говорили в прошлый раз. Но кое-что следует принять к сведению — особенно тем, кто не верит в справедливость, но верит в труд.


И с этой мыслью — в путь!

Десять приемов из бизнеса, применимые в семье


Патрик Ленсиони проводит параллели между управлением компаниями и семьей. Толковый текст.


Лет 11 назад в моей жизни произошли две вещи: мы с женой создали семью и я открыл свой бизнес — управленческий консалтинг. В первые четыре года я гораздо лучше справлялся со своей компанией, чем с семьей. Я изо всех сил развивал бизнес, а потом приходил домой — и там уже как получится.

А несколько лет назад до меня дошло, что это неверный подход. Семья — это тоже организация, причем важнейшая для меня. Скорее всего, на эту мысль меня натолкнула фраза, сказанная мной в момент странного прилива самоиронии:

ОХ, МИЛАЯ, ЕСЛИ БЫ МОИ КЛИЕНТЫ ТАК УПРАВЛЯЛИ СВОИМИ КОМПАНИЯМИ, КАК МЫ УПРАВЛЯЕМСЯ ДОМА, ОНИ БЫ ДАВНО РАЗОРИЛИСЬ

Не вдаваясь в неприятные подробности моего последующего разговора с женой, скажу лишь, что в итоге мы стали думать, как бы применить мои принципы управления компанией в управлении домом. Оказалось, все применимо.

Определите ключевые ценности. Компании это делают, чтобы иметь опору для принятия решений по всем вопросам. Чтобы применить это в семье, подумайте, что муж и жена больше всего ценят друг в друге. У моей жены есть качество: она совершенно бесстрашно отстаивает свою позицию, не боясь никого и ничего. Мы хотели, чтобы эта черта была и у наших четырех сыновей. Мы сделали эту смелость одной из ценностей. Другие — это творческий подход и искренний интерес к своему делу. И вот нашего сына вызывает директор школы за то, что тот влез в драку, заступившись за одноклассника. Мы же четко дали понять, что поддерживаем его поступок.


Определение главного приоритета. Когда вы говорите, что важно все, на самом деле не важно ничего. Слишком много компаний ушли со сцены из-за того, что пытались быть всем для всех, тратя энергию во всех направлениях. Ответьте на такой вопрос: «Помимо наших ежедневных обязанностей, какую одну большую цель нам нужно достичь в ближайшие месяц-другой?» И подумайте над ответом. Он может быть любым: от «помочь папе выздороветь» до «провести больше времени вместе».


Держите приоритеты и ценности на виду. Не нужно заказывать мраморную плиту с гравировкой, но обязательно отмечайте где-то свои ценности и приоритеты. Когда мы с женой встречались, мы обсуждали за ужином в ресторане эти самые ценности. В конце ужина она оторвала кусок бумажной скатерти, на которой это все было записано, и аккуратно повесила его на холодильнике дома. Эта бумажка каждый день напоминала нам о ценностях, которые мы заложили в основу семьи.


Не принимайте мгновенные решения. Компании (как и семьи) склонны принимать быстрые необдуманные решения из-за чувства вины или давления окружающих. Это не обязательно что-то большое — это может быть даже просто визит гостей с ночевкой. Но именно такие дела прибавляют в семейную жизнь хаос.


Осознайте цену возможности. Когда компания принимает решение делать что-то одно и из-за этого не может делать что-то другое, это называется ценой возможности. На основании этого принципа мы приняли очень правильное решение: позволили детям выйти из отряда скаутов (это возможность), занятия в котором съедали выходные (это цена). Почему скауты, а не школа гитары? Потому что скауты — организация регламентированная, со строгими порядками и обычаями, это не соответствовало нашему образу жизни. Так как одна из наших ценностей — творчество, у нас не было никаких сомнений, что важнее: скауты или гитара.


Определить, что подождет, а что нет. Некоторые задачи могут казаться важными и срочными, хотя на самом деле они могут подождать. Когда мы готовились к рождению четвертого ребенка, на меня вдруг нахлынуло желание заняться ландшафтным дизайном нашей лужайки и заниматься йогой. И я подумал: зарастет ли наш дом непроходимым лесом? Нет. Важно ли мне уметь достать руками до кончиков пальцев ног? Когда-нибудь потом — да, но сейчас нет. Сейчас важно подготовить дом к появлению в нем четвертого ребенка. Остальное подождет.


Не путайте долгосрочную стратегию и краткосрочную тактику. В семье бывает так: мы обсуждаем, что приготовить на ужин примерно в той же ситуации и с тем же настроением, что и решение о смене места работы. Или пытаемся принять важное финансовое решение, пока чистим зубы. Нужно учиться выцеплять такие важные вопросы и уделять им должное время и внимание.


Встречайтесь и общайтесь по поводу того, как идут ваши дела. И не надо стонать. Члены семьи должны раз в неделю встречаться и обсуждать, что происходит в семье, что нужно изменить, как расставить приоритеты. Мы заметили, что наши мальчики от таких встреч получают ясность и чувство достигнутой цели. Они любят понимать свою роль в семье.


Время от времени вылезайте из «кабинета». У большинства директоров, с которыми я работаю, вырабатывается пристрастие к авралу: они уверены, что не могут ни в коем случае выбраться из рутины и посмотреть на работу целиком. Мол, сейчас слишком много дел. Кончается все тем, что те благополучно сгорают, и на их место приходят новые директора. Родителям тоже нужно время от времени брать отпуск от детей и смотреть на семью немного со стороны. Выключить радио в машине. Поехать за город, что ли. Побыть вдвоем. Спокойно обдумать ситуацию в семье. Польза от этого колоссальная — не жалко потратиться на нянечку.


Не бойтесь продуктивного конфликта. Когда директора не видят возможности спорить друг с другом, они лишаются способности принимать правильные решения и защищать их. В семье то же самое. Многое из того, что я описал в этой статье, родилось в пылу большой ссоры, которая, в свою очередь, началась с моей неумелой шутки по поводу нашей с ней семьи.

СМ. ТАКЖЕ

Консалтинговая компания Патрика . На главной странице — дюжина симпатичных докладов.

Баланс работы и жизни — это не то, что вы думаете

Подумайте вот о чем: действительно ли так нужно зацикливаться на балансе работы и жизни? Это ли путь к успешному бизнесу и гармонии?

Фразу «Баланс работы и жизни» сейчас слышно отовсюду. Но то ли она значит, что мы в нее вкладываем? Неверно интерпретируя эту идею, мы делаем неверные выводы, из чего выстраиваем ошибочное поведение и не получаем нужного жизненного результата. Нужно разобраться

ПРИНЦИП БАЛАНСА

Поймите меня правильно: сам принцип баланса этих двух вещей — штука прекрасная и правильная. Мы думаем о том, как работа влияет на нашу личную жизнь, отношения с семьей, качество жизни. И это правильно.

ПОЧЕМУ ТОГДА ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ

«Баланс работы и жизни» подразумевает, что того и другого в жизни должно быть поровну. На деле же работа должна поддерживать вас так, чтобы вы жили полной счастливой жизнью.

Подразумевается, что работа и жизнь обладают равной ценностью. Так ли это? Для вас действительно работа так же важна, как семья, здоровье или личная свобода? Если не так же важна, то пытаться уравновесить все — путь в никуда.

Подразумевается, что работа отделена от жизни. Но когда вы на работе — это и есть жизнь. И когда вы с семьей — это тоже жизнь. Работа неотделима от жизни, жизнь — это все, все время. Все остальное в жизни — это наши многочисленные занятия.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА

Проблема в том, что мы получаем то, чего хотим. Хотим баланс — получаем баланс. Но это понятие баланса может быть преградой перед достижением ваших истинных целей.

Приведя работу и жизнь в равновесие, вы совершенно не обязательно добьетесь идеального состояния в бизнесе, семье и образе жизни. Равновесие еще не означает, что вы живете так, как вам нужно.

3 СОВЕТА В ЭТОЙ СВЯЗИ

Забудьте о равновесии. Думайте о гармоничном устройстве жизни. Выделите для себя ключевые ценности и отталкивайтесь от них. Не нужно балансировать всё. Нужно жить в соответствии со своими принципами. Родители, которые пытаются поймать баланс между детьми, работой, домом и всем остальным, часто просто выгорают, из-за чего самые важные вещи в жизни выпадают из области внимания.

Введите жесткие границы. У меня есть правило: я работаю со своими клиентами только в часы занятий в школе. Правило железное и никогда не нарушается. Благодаря такому правилу я начинаю думать, как мне быть более эффективной, работать быстрее и качественнее, получая за это же время больше денег.

Пересмотрите то, как вы принимаете решения.Многие собственники принимают деловые решения, думая только о бизнесе. Это ошибка. Всегда оценивайте, как ваши решения отразятся на семье. Перестаньте смотреть на деловую и личную жизнь как на две раздельные области.

ОТ РЕДАКТОРА

Мне кажется, последнюю часть нужно пояснить. Смотрите.


Принято считать, что в жизни должны быть гармоничны личная жизнь и работа.

Али говорит: нет, это неправильно. Потому что жизнь — это все, что мы делаем. А работа — это только маленькая ее часть. И жить нужно не с той мыслью, что всего должно быть поровну, а с мыслью, что все должно быть в системе.

Система эта строится вокруг ключевых ценностей, которые вы для себя определяете. Скажем, вы хотите, чтобы дети выросли эмоционально зрелыми и физически здоровыми. Это ключевая ценность и первый приоритет. Значит, ничто в вашем поведении не должно противоречить этой ценности. Значит, никакого фастфуда, и вы лично занимаетесь с детьми в нужное время. И семья полная. И друзей полный дом. И не мультиками затыкать детей, а играть с ними и заниматься. Это непросто, но если заявлена такая ценность — извольте.

Если ценности входят в конфликт — нужно выбирать. Не балансировать, не гармонизировать, не идти на компромисс, а выделять собственные ценности и расставлять собственные приоритеты.

Я безмерно рад, если для вас это прописные истины.

Хорошей вам погоды, друзья!

Фото в начале рассылки нашел и опубликовал Шэннон Мур. На фото — американская актриса Тина Фей и ее дочь.

Вам понравилась статья?

0