Просмотрено 78 Комментарии 8 минут
Обновлено 16 апреля 2025 г., 14:15

Копилка историй

Копилка историй

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был рыцарь-маркетолог, который понимал, что люди обожают истории. Ведь это простой и органичный формат, который мы полюбили ещё с детства. Поэтому маркетолог использовал сторителлинг для продвижения и продаж. И был успешен. Острым словом он поражал Кощея-спамера, ясным смыслом отпугивал назойливого продавца Водяного, а полезным контентом развеивал чары Яги-манипуляторши.

Статья будет полезна всем, кто хочет повторить опыт этого доблестного героя в своей компании.

Как и почему это работает

Истории — прекрасный формат для передачи информации и образов, эмоций и убеждений, ценностей и опыта. Истории обходят фильтры мозга, которые включаются, когда нам читают мораль или пытаются что-то откровенно впарить.

Понятные и ненавязчивые, они показывают нам героев, которые победили дракона, купили удобный диван или навели порядок в бизнес-процессах. Как правило, мы или узнаём себя в этих героях, или хотим быть похожими на них, ну или просто симпатизируем им — этого уже достаточно, чтобы доверять, запоминать и примерять на себя. Поэтому сторителлинг (англ. storytelling — рассказывание историй) — отличный выбор для компаний, которые понимают важность взаимодействия со своей аудиторией.

При этом история — совсем необязательно суровый лонгрид. Это может быть минутное видео, пара абзацев на упаковке, врезка в статью для блога, пост с картинками в соцсети. Вот что не под силу красивым фотосессиям и низким ценам, но по плечу историям.

  • Создать эмоциональную связь. Мы волнуемся за героев, удивляемся и радуемся вместе с ними, а параллельно ассоциируем с их образами продукт. Бренд, конечно, старается, чтобы эта ассоциация была положительной, чтобы в результате вы решили повторить опыт героя из истории.
  • Повысить доверие, если компания рассказывает истории искренне и просто, увлекает и заставляет улыбнуться. Какой ценник на арбузе вызовет у вас больше доверия при прочих равных: «Super Premium» или «Сладкий, как первая любовь»?.
  • Рассказать просто о сложном. Иногда продукты — особенно финансовые, медицинские, ИТ-решения — бывают сложными. Парадоксально, но лучший способ объяснить их суть и выгоду от них — использовать простой язык и показывать сценарии применения.
  • Запомниться. Наверняка вы вспомните парочку ярких рекламных образов даже 20-летней давности. А продукт, к которому они относятся? Скорее всего, тоже. Значит, работает!

Как и почему это работает

Какие бизнес-задачи решает сторителлинг

Важное уточнение: сторителлинг — это не панацея для продаж и пиара, а формат и техника подачи информации. Не стоит ожидать, что, сняв ролик про типичную боль ЦА, вы получите миллион заявок. Сторителлинг не заменяет другие форматы контента и инструменты продвижения. Но, как и любой из них, применённый правильно и к месту, будет полезен. Вот что можно делать с его помощью.

Продавать товары и услуги

У вас магазин велосипедов, и вы хотите блеснуть в рилсах и сторис популярного лайфстайл-блогера. Пусть он расскажет историю. Например, о том, как в детстве мечтал о велосипеде, но родители так и не купили. Потом универ, тусовки, первая работа — детское желание давно забылось.

А тут он на днях увидел радостно хохочущего ребёнка на новеньком велосипеде. Флешбэки, эмоции, полчаса на выбор модели, пару часов на доставку, и вот железный конь у него дома. Катается, кайфует. А если бы не умел ездить, тренер магазина (!) научил бы его бесплатно.

Или любую другую историю, желательно с реальным сюжетом, чтобы получилось естественно.

Отличаться от конкурентов

Белорусский бренд молочной продукции использует необычное название «Свежие новости», дизайн — почтальон несёт кувшин со «Здоровой порцией радости» — и сторителлинг. Прямо на этикетке рассказывают провинциальные новости, тонко чувствуя язык изложения.

Отличаться от конкурентов

«Решили мы в нашей деревне настоящую кефирную академию открыть. А что — научные академии есть, художественные, музыкальные, даже молочная имеется. А вот кефирной точно нет!

Будет у нас первая в мире кефирная академия, мы в неё уже всех коров приняли, а нашим хозяюшкам заочно звание академиков присвоили. Так что на сегодня это самая главная новость — свежая, как наш кефир.

Ваш Мирон Сметанка».

Пиарить бренд компании

Сервис «Профи.ру» в декабре 2024 года выпустил добрый и правдоподобный ролик про то, как парень переехал в Москву и решил освежить съёмную «однушку». Конечно, с помощью мастеров сервиса. В ролике снимались именно они, не переодетые актёры. Отсюда естественность и простота, которые запоминаются.

Рассказывать о миссии и целях компании

Нередко это происходит так: генеральный диктует секретарю пафосные речи, просит добавить официальности. На выходе — зубодробильный текст, комбо стенографии пленума ЦК КПСС и объяснительной о прогуле.

И вот люди читают: «В целях повышения доступности комфортабельной недвижимости нами было принято решение о создании строительной компании „Треугольный метр“». Своей миссией мы видим обеспечение всех жителей нашего города…»

А ведь можно было не надувать щёки, а рассказать историю: «В детстве я с родителями и братом жил в однушке в Балашихе. В ответ они неловко смеялись на мои наивные вопросы о том, почему мы не можем переехать в просторную квартиру, где у каждого будет своя комната. Когда я вырос, то понял почему. Занялся бизнесом и решил это поменять. Поэтому мы строим квартиры, которые может позволить себе простая семья, без 30% взноса и жёстких ограничений по рассрочке».

Расскажите реальную историю (если она есть), это сразу повысит доверие к бренду и продукту.

Делать клиентов евангелистами

Автор этой статьи лет 10 назад купил пасту зубную Splat. Меня настолько устроило соотношение «цена — качество», что я и так продолжил бы пользоваться их продукцией. А что говорить о вкладышах с письмами от гендиректора компании, в которых тот делится личными историями, открытиями, размышлениями! Они про ценности и стремления, любовь и счастье, характер и жизненные уроки. С 2007 года вышло уже 211 писем: судя по переписке длиной в 18 лет, это работает. И вы понимаете, какую пасту я рекомендую всё это время, когда об этом заходит речь.

Продвигать личный бренд

Хорошо работает в соцсетях, и этим приёмом пользуются предприниматели в разных сферах — от общепита (Фёдор Овчинников) и маркетинга (Игорь Манн) до недвижимости (Андрей Ковалёв) и образования (Максим Спиридонов).

Демонстрировать юзкейсы

Покажите основные сценарии использования продукта. Распишите «средний случай» или возьмите интервью у представителей разных отраслей, целевых групп.

Получать бесплатные упоминания

Если ваш приём будет ярким и интересным, о нём могут написать профильные паблики и сайты. По крайней мере, в самом начале. В довесок можно рассчитывать на посты в соцсетях у ваших клиентов, которые могут оказаться не менее полезными.

Как создать интересную и эффективную историю

1. Сформулируйте тему. Не фантазируйте, а обозначьте контур истории в рамках реально волнующих клиентов тем. Сторителлинг — это не про выдумывание, а про проработку настоящих задач, интересов и болей клиентов.

2. Выберите формат. Рассказывать истории можно в тексте онлайн (посты в соцсетях, блог, рассылка), в видео, подкасте, полиграфии и на упаковке.

3. Пропишите структуру: герои, проблема, решение (ваш продукт) результат. Наглядно, с фактами и уместными подробностями проведите между «было» и «стало». Это та же завязка, кульминация и развязка, только без описания дуба на пяти страницах, как у Толстого, а сразу к делу. Героем может быть собирательный образ клиента, вы или вымышленный персонаж. Кейсы — это тоже сторителлинг.

Как создать интересную и эффективную историю

4. Найдите того, кто поделится реальным опытом, так вы избавитесь от шаблонов и будете искренни. Старайтесь не сочинять, а живо и образно рассказывать реальные истории.

5. Определите, какие эмоции и для чего вы хотите вызвать. В соответствие с этим напишите сценарий, проработайте роли, структуру текста. История должна вызывать реакцию и побуждать к действию. Сферический конь в вакууме не поможет с продажами.

6. Соблюдайте баланс главного и деталей. Слишком общие истории «Купили машину тут, и вам советуем» не убеждают. А излишне подробные, концентрирующиеся на второстепенном, выглядят как забалтывание и настораживают: «Ой, тут даже коврики в салон положили, с прикольным рисунком. А ещё повесили „ёлочку“. Пахнет как сирень, представляете?!» Ага, представляем, а что там по лизингу?

7. Добавьте эмоций. Факты, цифры, проблемы — такие, чтоб клиент сказал: «Да это же про меня!..»

Но при этом…

8. Избегайте чрезмерной драматизации, фальши и лукавства. Даже если вы хорошо владеете языком, но не ориентируетесь в матчасти, то можете выдать себя на странно расставленных акцентах, нелогичных выводах, неестественных подробностях.

9. Расширьте контекст. Оказываете услуги по страхованию? Дайте полезные советы для путешественников, чтобы у них не возникло повода активировать страховой полис. Продаёте товар из страны с самобытной культурой? Расскажите об этом колорите, а не о своём продукте.

10. Смотрите под разным углом. Вы, как руководитель или маркетолог компании, видите одно. Сотрудник на производстве или менеджер по продажам — второе. А клиент — третье. Почему бы вам не узнать их видение, чтобы нарисовать идеальную цельную картину? Да Винчи вынашивал идею, как нарисовать губы Моны Лизы 12 лет.

Смотрите под разным углом

11. Пробуйте разные форматы. Истории можно рассказывать и в блоге на сайте, и в комиксах в буклетах, и в презентациях на мероприятиях, и в личных аккаунтах первых лиц компании. Тестируйте, совмещайте, придумывайте своё.

12. Учитывайте контекст, тему и цель. Сторителлинг для малого бизнеса — это больше про личный опыт, истории клиентов и сотрудников, внутреннюю кухню. Компании среднего размера могут делиться экспертным контентом, кейсами. Крупный бизнес — то же самое, плюс уделять внимание общесоциальным ценностям, глобальным нарративам, корпоративной культуре.

13. Измеряйте эффективность. Истории — это хорошо, но и у них должна быть статистика. Хотя бы метрики вовлечённости (лайки, репосты, время на странице) и цитирование, а лучше уровень конверсии (подписка, заявка, покупка).

Вывод

Рассказывайте о своих продуктах, ориентируясь на интерес и пользу для клиентов. Делайте это нативно, через понятные для них образы и ситуации. Но помните, что сторителлинг не заменяет другие форматы подачи информации и инструменты продвижения. Иногда эффективнее просто подробно описать новый продукт, без образов, сценариев и героев.


Автор: Александр Литвин. Иллюстратор: Константин Амелин.

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор

Так сложилось, что в Мегаплане многие любят писать тексты и читать. Только вчера на обеде обсуждали научно-фантастические рассказы. А уже вечером пересылали друг другу ссылки на них. Например, рекомендую к прочтению Алана Дина Фостера «Дар никчёмного человека». Поэтому неудивительно, что в ближайшем релизе Мегаплана появится новый модуль «База знаний» — для тех, кто ценит умные тексты, сам умеет формулировать мысли и не забывает всё записывать, чтобы при случае воскресить в памяти.

Вам понравилась статья?

0