Мятеж в офисе

Как его избежать и что делать, если команда уже взбунтовалась

  • 2761

Офисная работа — та еще корабельная жизнь. Приходится плыть против ветра, штормит и не хватает витаминов. Матросы-менеджеры тупят, боцман-руководитель напрягает, капитан-директор не знает, что творится в трюме. А там может зреть самый настоящий бунт.

Эта статья расскажет руководителям отделов и компаний, как предотвратить мятеж и что делать, если он уже разгорелся.

Набирайте хорошую команду

Лучший бунт — тот, которого удалось избежать, и один из основных способов сделать это — нанимать надежных людей. Увольнялся по статьям, судился с работодателями, переманивал коллектив — признаки бунтовщика. Человек может быть профессионалом, но возможные потери от смуты, которую он способен посеять, превысят выгоду.

Спрашивайте соискателя о предыдущих позициях, причинах увольнений и конфликтов с руководством. Автор рекомендации со старого места работы может оказаться «своим» — постарайтесь узнать о неоднозначном кандидате из других источников.

После корпоративного бунта увольняются целые отделы. Проверять такую «сработанную команду» нужно еще тщательнее, чем соискателей-одиночек. Эти люди доверяют друг другу, прикрывают и заступаются. У них есть свои правила и опыт — устав, который легче проталкивать в чужом монастыре коллективно.

Команда, уволившаяся с конфликтом, не обязательно плоха. Причиной могли стать идеологические разногласия или серьезные нарушения интересов работников. Выясните эти причины, чтобы понять, соответствуете ли вы взаимным ожиданиям.

Тестируйте кандидатов заранее

Кто эти люди, которых вы набираете на новый проект? Так ли они хороши, как говорят о себе в резюме? Как поведут себя в трудностях? Это можно узнать на берегу (при собеседованиях) и в тестовом заплыве (во время испытательного срока). Не относитесь к этим процедурам как к пустой формальности. Профессиональные, личностные и интеллектуальные тесты сэкономят ресурсы на будущих «войнах» с сотрудником.

Порядочность соискателя — одна из ключевых характеристик. В долгосрочной перспективе честный и амбициозный «середнячок» лучше «мутного» профессионала. Фразы вроде «А я вам классную базу клиентов с предыдущего места работы принес!» должны как минимум насторожить. Не сомневайтесь: увольняясь, этот человек поступит так же и с вашей базой.

Не стесняйтесь устроить несколько контролируемых сложных ситуаций для людей на испытательном сроке. В стресс-тестах будет проще увидеть, что за личность и профессионал перед вами. Лентяев, жалобщиков, токсичных людей и бунтарей лучше выявить в первые месяцы работы.

Поиск человека на ключевую позицию — особый квест. В нем нужно быть уверенным не только в кандидате, но и в его окружении: в том, что оно разделяет те же ценности, не деморализует, поддерживает. Понять это помогут экстремальные тимбилдинги для сотрудников и их семей, неформальные встречи.

Назначайте подходящих руководителей

Есть начальники, требования и стиль руководства которых так и подначивает затеять бунт. Не ставьте таких людей во главе отделов и компании, чтобы работа была спокойной и успешной. Как понять, что будущий босс (любого пола) достоин своего места?

Он компетентен. Хорошо разбирается в специфике работы, в идеале — прошел все ступени карьерной лестницы. Не останавливается в развитии. Ему не зазорно спросить совета у подчиненных, если те знают больше.

Он практик. Ставить вчерашнего выпускника без опыта работы на руководящую должность — плохая идея.

Он умеет заработать авторитет. Это особенно важно, если члены коллектива старше и опытнее новоиспеченного командира. Самоуверенных назначенцев не любят нигде: ни в офисе, ни на заводе. Достойный шеф уважает весь коллектив.

Он умеет признавать ошибки. Хуже ошибающегося руководителя тот, который игнорирует свои «косяки». Человека, который умеет признавать неправоту, уважают. Согласиться с ошибками и исправить их — признаки сильного, честного и ответственного босса.

Он не делит команду на «своих» и «чужих». Иначе рискует нажить неприятелей в лице «чужаков» — они и организуют бунт. На эти грабли наступают сторонники корпоративного кумовства, пополняя отдел «своими». В коллективе со здоровой атмосферой все «свои».

Он поддерживает командный дух. В сложные времена руководитель должен быть сильным за всех, ободряя и вдохновляя коллектив. Он должен знать, что делать дальше, адаптировать работу к новым условиям.

Создавайте удобные условия

Пустяковые мелочи накапливаются, становясь последней каплей в сложные времена.

В кабинете было холодно. Но только сейчас, когда задержали зарплату, это стало заметно. Батареи почти не грели, электрический обогреватель немилосердно жег кислород, отчего кожа Марины сохла, а голова болела. А еще периодически только у нее пропадал интернет. Скрипели двери. Запотевали чертовы окна. Проклятый обогреватель грозился оставить всех без воздуха. И никому об этом не расскажешь — снова пропал дурацкий интернет! Пока з/п платили вовремя, Марину не напрягала зима, сбоящий интернет и скрип двери. Она даже не собиралась писать коллективную жалобу на руководителя отдела, подбивая на нее коллег.

Плохие условия работы — одна из основных причин бунта. Особенно если коллектив помнит лучшие времена, а условия ухудшились резко и независимо от персонала.

«Давайте уплотнимся. За столом будет работать по два человека. Это временно, не волнуйтесь. Так даже уютнее!»

«Работать из дома теперь нельзя. Мне кажется, вы справляетесь с работой быстрее, а в остальное время бездельничаете».

Нововведения, подобные этим, резко снижают эффективность работы и градус лояльности в коллективе. Одни еще молчат, но другие уже шушукаются за чаем: «При том руководителе было лучше. Он и не такие вопросы решал, и не за наш счет».

Если все сидят друг у друга на головах, плохо работает интернет, техника старая, в помещениях холоднее или жарче допустимого, не стоит ждать великих географических открытий. Хорошо, если такой корабль будет держаться на плаву.

Достойно вознаграждайте

Соответственно объему и сложности работ. Не меняйте условия оплаты в одностороннем порядке без обсуждения с коллективом. И тем более не делайте этого задним числом.

Петру I приписывают фразу: «Матросы — отродье хамское, но дело свое разумеют. А посему! Жалованье платить, в кабаки пускать, девкам любить. Пособие из сукна выдавать». Главнокомандующий флотом отлично понимал важность награды. Но и о дисциплине помнил: «Будучи за границей на берег не спущать. Ибо он умного слова не скажет и драку учинит. Коков и боцманов держать на шкентеле, дабы они флот не позорили российский».

Знайте настроения коллектива

Для этого общайтесь с ним не только через отчеты и планерки, где люди пишут и говорят то, что от них хотят услышать. Порой это совпадает с тем, что на самом деле думают, чувствуют и делают работники, а порой — нет.

Чувствовать настроения коллектива важно, чтобы заранее увидеть зарождение бунта. Не думайте, что наспех составленные психологические портреты сотрудников — неизменные характеристики. То, что в обычных условиях принимается за норму, измотанный коллектив сочтет за ярмо и постарается сбросить.

Пресекайте мятеж

Если ваш отдел не автономен, работает в связке с другими, сразу сообщите о протестах (забастовках, прогулах, открытом неподчинении) руководству компании. Даже если в них есть ваша вина, руководителям стоит узнать о ситуации от вас. Если протестующие уже написали о своих претензиях вышестоящим персонам, ваша реакция не должна выглядеть запоздалым оправданием. Собирайте заинтересованные стороны, честно обсуждайте претензии, думайте, что можно исправить, — хуже не будет.

Бунт может быть вялотекущим саботажем, призванным дискредитировать вас в глазах руководства. Определите зачинщиков, используйте методы кнута или пряника в зависимости от силы своей позиции. Если правда на вашей стороне, а мятеж возглавляют революционеры-лентяи, которым вдруг пришлось работать, не идите у них на поводу. Объясните возможные сценарии, а если есть факты, доказывающие грубые нарушения трудовой дисциплины с их стороны, составляйте приказ на увольнение.

Повстанцы, взвешивайте свои силы!

Далеко не всегда бунтари — злодеи. Часто это порядочные люди и исполнительные работники, но их видение управления/отчетности/стратегии расходится с видением начальника. Против него и бунтуют.

Когда бунт — необоснованная импульсивная вспышка, о которой неизвестно вышестоящему начальству, бунтари рискуют испортить отношения со своим непосредственным руководством. Если это неконфликтный и незлопамятный человек, мятежники отделаются дополнительной бумажной работой и планерками, чтобы некогда было сравнивать видение руководителя и свое. Нововведения распространятся на всех, даже на тех, кто в бунте не участвовал. Недаром в армии из-за провинности одного солдата страдает все отделение — коллективное наказание работает.

Когда, бунтуя, вы нарушили трудовое законодательство, у работодателя есть право уволить вас по статье, понизить в должности, перевести на другой проект, взыскать материальный и репутационный ущерб через суд.

Если вас приглашают присоединиться к бунту, хорошо подумайте. Протест, за которым скрывается банальный передел «пирога», выгоден только зачинщику. При этом убийца дракона сам становится драконом. Не надейтесь, что, придя к власти, вчерашний бунтарь станет моральным человеком и будет держать слово в ущерб своим шкурным интересам.

Защищайте интересы компании и вашего руководителя, если бездельники-голодранцы плетут беспочвенные интриги.

 

Текст: Александр Литвин, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.