Офисные правила и запреты,

которые раздражают работников больше всего

  8468
 0

Договоримся сразу — никто здесь не против правил. Все мы взрослые люди, которые понимают, что такое трудовая дисциплина и зачем она нужна.

А еще взрослые люди понимают, что уместно, а что нет, и несут ответственность за свои действия и в норме работают на результат.

Обычно взрослые люди и так умеют держать себя в руках, поэтому им не нравится, когда к ним относятся как к уронившим банку с коллекционным вареньем любимой бабушки себе на белые шортики выпускникам старшей группы детского сада. Или как к мелким воришкам в сетевом супермаркете. Или как «духам» в Советской армии.

Даже если руководству компании глубоко плевать на личные переживания и детские травмы своих работников и оно твердо уверено, что бежать им все равно некуда, есть смысл задуматься вот о чем: обиженные люди хуже работают, особенно в условиях искусственно созданного стресса, и сольются в компанию с более комфортными условиями работы при первой же возможности.

Надеемся, что эта статья поможет тем, кто устанавливает правила офисного распорядка, взглянуть на ситуацию глазами работников, и будем рады комментариям и с той, и с другой стороны.

Итак, о каких ненавидимых работниками правилах идет речь.

Жестко фиксированный рабочий график

Обычно профессионалам платят за результат, а не за то, что они просиживают в офисе ровно 8 часов и имеют право на обеденный перерыв в строго обозначенное время. Мало что заставляет сотрудников чувствовать себя более униженно, чем страх иметь неприятности из-за 10-минутного опоздания, особенно если в компании нормой являются переработки.

Армейская дисциплина работает там, где она необходима или обусловлена особенностями производственного цикла: режимные предприятия, производства непрерывного цикла и т. п.

В обычных офисных условиях это часто выглядит как недоверие со стороны работодателя и его заинтересованность не в результате, а в процессе.

Со временем активные и востребованные специалисты просто «вымываются» из таких компании, на их место приходят средней руки приспособленцы, готовые сидеть на рабочем месте и изображать трудовую деятельность от звонка до звонка. Поэтому если руководство с поразительным упорством придерживается графика «как на заводе», то оно не должно удивляться ни текучке кадров, ни низкой производительности труда.

Идиотские справки

Допустим, вы приболели или, не дай бог, что-то случилось. И вы, вместо того чтобы позвонить своему непосредственному начальнику и договориться о том, что сегодня посидите дома, разрулите кризисную ситуацию или съездите на похороны любимой бабушки, должны заполучить справку или написать и завизировать заявление на отгул. И все это ради того, чтобы начальство удостоверилось, что у вас действительно температура, на самом деле умерла бабушка или нужно срочно оперировать кота. А то вдруг вы врете и собираетесь уйти в запой?

Конечно, если такие истории повторяются с завидной регулярностью, то это проблема работника, но чаще всего речь идет о попытках как раз таки наоборот — минимизировать ущерб от непредвиденной неприятной ситуации.

Нормальный ответственный профессионал, подхвативший простуду, скорее предпочтет пару дней поработать из дома, чем демонстрировать псевдогероизм, появившись на работе и заражая всех вокруг, или брать недельный больничный.

Никакой работы из дома

Даже если город встал в восьмибалльной пробке, а МЧС охрипло предупреждать о надвигающемся погодном апокалипсисе, вы все равно должны добраться до офиса! Никого не волнует, что вместо часа на это придется потратить три. Никого не волнует, что не только для вас, но и для компании было бы куда полезнее, если бы вы остались дома и сделали свою работу оттуда.

Между тем большая часть обязанностей большей части офисных клерков технически может быть выполнена откуда угодно при наличии доступа в интернет, к корпоративному серверу и телефона.

Запрет на совместительство

Одно из самых распространенных ограничений, которое, честно сказать, часто включается в приложение к трудовому договору автоматически, потому что так принято и на «всякий случай, мало ли чего». И, как и любая сложно контролируемая форма запрета, нарушается работниками чаще всего.

С одной стороны, если нарушение запрета сложно установить и его легко обойти, то в чем, собственно, проблема? А проблема вот в чем:

  • — Устанавливая это ограничение, компания, по сути, лезет в частную жизнь работника, ведь он «халтурит» в нерабочее время.
  • — Если работа на стороне не влияет на качество работы на «основном месте», то какое дело компании, на кого еще трудится сотрудник?
  • — Если работа на стороне влияет на качество работы на «основном месте» — то это претензия к качеству выполняемой работы, а не к тому, как работник тратит свое личное время. Это проблема работника, а не работодателя.

 

Как уже говорилось выше, запрет на совместительство — самый неконтролируемый из всех перечисленных здесь запретов, обойти его — не проблема. И это сводит силу условий трудового договора к нулю. Если правило можно игнорировать, то как насчет авторитета и уважения?

Между тем есть сотни ситуаций, где запрет на совместительство оправдан и не выглядит как глупая прихоть руководства. Например, вполне оправдан запрет на совместительство в конкурирующей компании, и в этом нет ничего чрезмерного. Или специфика вашей работы такова, что попытка совмещать ее с какой-либо еще трудовой деятельностью технически затруднительна или просто незаконна.

Ограничения на использование интернета

Главбух одного издательского дома запретила своим подчиненным — рядовым бухгалтерам пользоваться интернетом. Вообще. И это было очень «продуктивно», учитывая то обстоятельство, что в состав ИД входила пара сайтов, и все, что там публиковалось, в итоге нужно было распечатывать на бумаге и приносить огромные стопки формата А4 в бухгалтерию. Несчастные же бухгалтеры даже не могли толком проверить факт публикации, потому что у них не было возможность открыть ссылки.

Пример, конечно, смешной, но ограничения на использование интернета — особенно это касается соцсетей — очень распространены.

В целом это тот случай, когда работодателя можно понять: бесконтрольное многочасовое зависание в соцсетях — одна из самых распространенных форм прокрастинации. Таким образом, ограничивая доступ в соцсети, руководство даже помогает работникам сконцентрироваться на производственных задачах и повысить эффективность.

Проблема (помимо того, что большинство работников это просто бесит) заключается в том, что соцсети и мессенджеры уверенно вытесняют другие средства коммуникации, и ограничения на их использование реально усложняют рабочий процесс, а это раздражает.

Да, работники все равно будут использовать соцсети и интернет в личных целях, но во-первых, невозможно полностью «отключить» личное, пока ты на работе, так не бывает.

Во-вторых, большинству офисных работников нужен доступ к интернету и соцсетям и для решения рабочих вопросов.

В-третьих, никто не работает 8 часов с одним перерывом на обед. Людям нужно отвлекаться на несколько минут в течение часовой рабочей сессии, и соцсети в этом смысле часто менее «контрпродуктивны», чем болтовня с коллегами.

Запрет на мобильные телефоны

Некоторые особо продвинутые компании продвинуты до того, что разрешают своим работникам пользоваться интернетом, но запрещают использовать мобильные телефоны. Разумеется, не с целью их унизить, а ради повышения продуктивности. Однако мало что демонстрирует недоверие своим же сотрудникам сильнее, чем этот дурацкий запрет. Так и хочется спросить: что дальше? Запрет на посещение туалета чаще 3 раз в день?

Дресс-код

Тут, как и в случае с запретом совместительства, иногда жесткий дресс-код более чем уместен: финансовый сектор, органы власти, административный аппарат больших компаний, стрип-клуб.

Но сложно представить себе профессионального банковского клерка, который не прочитает о дресс-коде и по незнанию придет на встречу с VIP-клиентом в рваных джинсах, чиновника с пирсингом в носу и танцовщицу стриптиза в наглухо застегнутом костюме-тройке.

А правила внутреннего распорядка, где прописаны ограничения относительно внешнего вида сотрудника в IT-компаниях, рекламных агентствах и редакциях (причем часто кажется, что их писал корпоративный завхоз с тараканами-затейниками в голове), — это, конечно, отличный способ для HR-подразделений и руководства компании выглядеть в глазах специалистов IT или креативных специальностей полными идиотами.

Что такое «опрятный внешний вид»? Какие критерии? Вы что, часто принимаете на работу бомжей?

Забавное требование к внешнему виду сотрудников-мужчин было написано черным по белому в правилах внутреннего распорядка одной московской редакции еще задолго до начала «хипстерской эры», но касалось оно бороды и прически. Так вот, волосы на голове сотрудника редакции должны были быть чистыми, а борода опрятной, ухоженной и не слишком длинной (!!!).

Стоит ли говорить, что это стало предметом постоянных шуток со стороны творческого коллектива!

И в заключение

Крепостное право в нашей стране отменили в 1861 году, и этот факт иногда стоит помнить руководству и HR-отделам компаний, которые воображают себя боярами и их приближенными соответственно.

Кроме того, нигде не прописано, что работодатель берет на себя роль воспитателя и пытается руководить жизненным выбором работника.

Работнику, к слову, тоже следует об этом помнить. Когда вы давите на жалость или постоянно пытаетесь оправдать свои косяки внешними обстоятельствами — это выглядит очень непрофессионально. Начальники — не родители, а вы уже не дети. Справедливо и правильно требовать уважительного и взрослого отношения к себе как к профессионалу со стороны руководства. Но при этом крайне важно вести себя как взрослый профессионал.

 

Текст: Ольга Летова, Иллюстрации: Константин Амелин, Shutterstock.com

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

Личное мнение
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Про удаленную работу. Соглашусь, что на некоторых позициях удаленная работа вполне себя оправдывает. Но на некоторых это неприемлемо, от слова «совсем». С текущей недели мы отказались в «Мегаплане» от штатного юриста в пользу удаленного. В силу специфики айтишной компании и уровня организованности плюс использования собственно «Мегаплана» как продукта для совместной работы. Юристу вполне достаточно являться пред ясные очи директора раз в неделю. Потому как юрист относится к вспомогательной службе. Не основной рабочий персонал.

 

А вот разработчику работать удаленно вне команды и вне общего пространства эффективно невозможно. Кто бы что ни говорил. И даже в тех редких случаях, когда разработчик работает не в офисе, он у нас «находится» в мониторе в кабинете, слышит и отвечает на вопросы. По-другому не получится.

 

Про совместительство. Это отдельная боль. Вся тонкость в совести работника. А так как крайне честных работников, прямо скажем, меньшинство, то совместительство идет во вред основному работодателю. Есть такой старый анекдот про портного, у которого спросили, что он будет делать, если станет королем. Тот ответил, что будет-таки немного шить. Так вот, шить на основном рабочем месте в «Мегаплане» нельзя.

Trigger