Офисные правила и запреты,

которые раздражают работников больше всего

  • 6216

Договоримся сразу — никто здесь не против правил. Все мы взрослые люди, которые понимают, что такое трудовая дисциплина и зачем она нужна.

А еще взрослые люди понимают, что уместно, а что нет, и несут ответственность за свои действия и в норме работают на результат.

Обычно взрослые люди и так умеют держать себя в руках, поэтому им не нравится, когда к ним относятся как к уронившим банку с коллекционным вареньем любимой бабушки себе на белые шортики выпускникам старшей группы детского сада. Или как к мелким воришкам в сетевом супермаркете. Или как «духам» в Советской армии.

Даже если руководству компании глубоко плевать на личные переживания и детские травмы своих работников и оно твердо уверено, что бежать им все равно некуда, есть смысл задуматься вот о чем: обиженные люди хуже работают, особенно в условиях искусственно созданного стресса, и сольются в компанию с более комфортными условиями работы при первой же возможности.

Надеемся, что эта статья поможет тем, кто устанавливает правила офисного распорядка, взглянуть на ситуацию глазами работников, и будем рады комментариям и с той, и с другой стороны.

Итак, о каких ненавидимых работниками правилах идет речь.

Жестко фиксированный рабочий график

Обычно профессионалам платят за результат, а не за то, что они просиживают в офисе ровно 8 часов и имеют право на обеденный перерыв в строго обозначенное время. Мало что заставляет сотрудников чувствовать себя более униженно, чем страх иметь неприятности из-за 10-минутного опоздания, особенно если в компании нормой являются переработки.

Армейская дисциплина работает там, где она необходима или обусловлена особенностями производственного цикла: режимные предприятия, производства непрерывного цикла и т. п.

В обычных офисных условиях это часто выглядит как недоверие со стороны работодателя и его заинтересованность не в результате, а в процессе.

Со временем активные и востребованные специалисты просто «вымываются» из таких компании, на их место приходят средней руки приспособленцы, готовые сидеть на рабочем месте и изображать трудовую деятельность от звонка до звонка. Поэтому если руководство с поразительным упорством придерживается графика «как на заводе», то оно не должно удивляться ни текучке кадров, ни низкой производительности труда.

Идиотские справки

Допустим, вы приболели или, не дай бог, что-то случилось. И вы, вместо того чтобы позвонить своему непосредственному начальнику и договориться о том, что сегодня посидите дома, разрулите кризисную ситуацию или съездите на похороны любимой бабушки, должны заполучить справку или написать и завизировать заявление на отгул. И все это ради того, чтобы начальство удостоверилось, что у вас действительно температура, на самом деле умерла бабушка или нужно срочно оперировать кота. А то вдруг вы врете и собираетесь уйти в запой?

Конечно, если такие истории повторяются с завидной регулярностью, то это проблема работника, но чаще всего речь идет о попытках как раз таки наоборот — минимизировать ущерб от непредвиденной неприятной ситуации.

Нормальный ответственный профессионал, подхвативший простуду, скорее предпочтет пару дней поработать из дома, чем демонстрировать псевдогероизм, появившись на работе и заражая всех вокруг, или брать недельный больничный.

Никакой работы из дома

Даже если город встал в восьмибалльной пробке, а МЧС охрипло предупреждать о надвигающемся погодном апокалипсисе, вы все равно должны добраться до офиса! Никого не волнует, что вместо часа на это придется потратить три. Никого не волнует, что не только для вас, но и для компании было бы куда полезнее, если бы вы остались дома и сделали свою работу оттуда.

Между тем большая часть обязанностей большей части офисных клерков технически может быть выполнена откуда угодно при наличии доступа в интернет, к корпоративному серверу и телефона.

Запрет на совместительство

Одно из самых распространенных ограничений, которое, честно сказать, часто включается в приложение к трудовому договору автоматически, потому что так принято и на «всякий случай, мало ли чего». И, как и любая сложно контролируемая форма запрета, нарушается работниками чаще всего.

С одной стороны, если нарушение запрета сложно установить и его легко обойти, то в чем, собственно, проблема? А проблема вот в чем:

  • — Устанавливая это ограничение, компания, по сути, лезет в частную жизнь работника, ведь он «халтурит» в нерабочее время.
  • — Если работа на стороне не влияет на качество работы на «основном месте», то какое дело компании, на кого еще трудится сотрудник?
  • — Если работа на стороне влияет на качество работы на «основном месте» — то это претензия к качеству выполняемой работы, а не к тому, как работник тратит свое личное время. Это проблема работника, а не работодателя.

 

Как уже говорилось выше, запрет на совместительство — самый неконтролируемый из всех перечисленных здесь запретов, обойти его — не проблема. И это сводит силу условий трудового договора к нулю. Если правило можно игнорировать, то как насчет авторитета и уважения?

Между тем есть сотни ситуаций, где запрет на совместительство оправдан и не выглядит как глупая прихоть руководства. Например, вполне оправдан запрет на совместительство в конкурирующей компании, и в этом нет ничего чрезмерного. Или специфика вашей работы такова, что попытка совмещать ее с какой-либо еще трудовой деятельностью технически затруднительна или просто незаконна.

Ограничения на использование интернета

Главбух одного издательского дома запретила своим подчиненным — рядовым бухгалтерам пользоваться интернетом. Вообще. И это было очень «продуктивно», учитывая то обстоятельство, что в состав ИД входила пара сайтов, и все, что там публиковалось, в итоге нужно было распечатывать на бумаге и приносить огромные стопки формата А4 в бухгалтерию. Несчастные же бухгалтеры даже не могли толком проверить факт публикации, потому что у них не было возможность открыть ссылки.

Пример, конечно, смешной, но ограничения на использование интернета — особенно это касается соцсетей — очень распространены.

В целом это тот случай, когда работодателя можно понять: бесконтрольное многочасовое зависание в соцсетях — одна из самых распространенных форм прокрастинации. Таким образом, ограничивая доступ в соцсети, руководство даже помогает работникам сконцентрироваться на производственных задачах и повысить эффективность.

Проблема (помимо того, что большинство работников это просто бесит) заключается в том, что соцсети и мессенджеры уверенно вытесняют другие средства коммуникации, и ограничения на их использование реально усложняют рабочий процесс, а это раздражает.

Да, работники все равно будут использовать соцсети и интернет в личных целях, но во-первых, невозможно полностью «отключить» личное, пока ты на работе, так не бывает.

Во-вторых, большинству офисных работников нужен доступ к интернету и соцсетям и для решения рабочих вопросов.

В-третьих, никто не работает 8 часов с одним перерывом на обед. Людям нужно отвлекаться на несколько минут в течение часовой рабочей сессии, и соцсети в этом смысле часто менее «контрпродуктивны», чем болтовня с коллегами.

Запрет на мобильные телефоны

Некоторые особо продвинутые компании продвинуты до того, что разрешают своим работникам пользоваться интернетом, но запрещают использовать мобильные телефоны. Разумеется, не с целью их унизить, а ради повышения продуктивности. Однако мало что демонстрирует недоверие своим же сотрудникам сильнее, чем этот дурацкий запрет. Так и хочется спросить: что дальше? Запрет на посещение туалета чаще 3 раз в день?

Дресс-код

Тут, как и в случае с запретом совместительства, иногда жесткий дресс-код более чем уместен: финансовый сектор, органы власти, административный аппарат больших компаний, стрип-клуб.

Но сложно представить себе профессионального банковского клерка, который не прочитает о дресс-коде и по незнанию придет на встречу с VIP-клиентом в рваных джинсах, чиновника с пирсингом в носу и танцовщицу стриптиза в наглухо застегнутом костюме-тройке.

А правила внутреннего распорядка, где прописаны ограничения относительно внешнего вида сотрудника в IT-компаниях, рекламных агентствах и редакциях (причем часто кажется, что их писал корпоративный завхоз с тараканами-затейниками в голове), — это, конечно, отличный способ для HR-подразделений и руководства компании выглядеть в глазах специалистов IT или креативных специальностей полными идиотами.

Что такое «опрятный внешний вид»? Какие критерии? Вы что, часто принимаете на работу бомжей?

Забавное требование к внешнему виду сотрудников-мужчин было написано черным по белому в правилах внутреннего распорядка одной московской редакции еще задолго до начала «хипстерской эры», но касалось оно бороды и прически. Так вот, волосы на голове сотрудника редакции должны были быть чистыми, а борода опрятной, ухоженной и не слишком длинной (!!!).

Стоит ли говорить, что это стало предметом постоянных шуток со стороны творческого коллектива!

И в заключение

Крепостное право в нашей стране отменили в 1861 году, и этот факт иногда стоит помнить руководству и HR-отделам компаний, которые воображают себя боярами и их приближенными соответственно.

Кроме того, нигде не прописано, что работодатель берет на себя роль воспитателя и пытается руководить жизненным выбором работника.

Работнику, к слову, тоже следует об этом помнить. Когда вы давите на жалость или постоянно пытаетесь оправдать свои косяки внешними обстоятельствами — это выглядит очень непрофессионально. Начальники — не родители, а вы уже не дети. Справедливо и правильно требовать уважительного и взрослого отношения к себе как к профессионалу со стороны руководства. Но при этом крайне важно вести себя как взрослый профессионал.

 

Текст: Ольга Летова, Иллюстрации: Константин Амелин, Shutterstock.com

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

comments powered by HyperComments