Пока «Титаник» плывет

20 верных признаков того, что ваша компания накрывается медным тазом

  • 26069

Как понять, что компания, где вы работаете, дышит на ладан? Как определить по очевидным признакам, что пора подумать о новом месте работы? Когда уже пора уходить? Стоит ли ждать лучших времен или лучше не рисковать будущим?

Эти вопросы во время затянувшегося в России экономического спада становятся все более актуальными для все большего числа работников. А статья будет полезна как им, так и менеджменту, который далеко не всегда понимает, что на самом деле происходит, и собственникам, которым иногда полезно взглянуть на свои действия со стороны.

Начнем с показательного примера.

Сначала все было хорошо

Алексей С. восемь лет проработал менеджером по производству в среднего размера компании, производившей специальную, несерийную одежду для покупателей среднего достатка со специфическими особенностями фигуры.

Через интернет и небольшую сеть магазинов компания успешно торговала своей продукцией не только в России, но в других странах ближнего и дальнего зарубежья, включая Евросоюз.

Отношения между руководством и подчиненными были прекрасными. Зарплата выплачивалась вовремя. Несколько раз в год сотрудники получали премии. Отпуск можно было брать по договоренности, когда удобно.

Однако к 2015 году банки стали менее охотно выдавать краткосрочные кредиты среднему бизнесу или выдавали их под более высокий процент. Компания постепенно стала испытывать недостаток оборотных средств. И тут начали происходить неожиданные и плохо объяснимые для персонала вещи.

Очень странные дела

На должность финансового директора и одновременно директора по развитию компании пришел человек из консалтинговой фирмы. Он не только казался слишком дорогим, но и стал вводить множество новых правил, сильно усложняющих жизнь работникам. Теперь каждый должен был писать подробный отчет о потраченном за неделю времени.

Буквально так: с 10:00 до 10:22 — переговоры по телефону с поставщиками из компании такой-то, с 10:22 до 10:27 — общение со специалистами по пошиву, с 10:28 до 11:00 — обсуждение проблем качества фурнитуры с закупщиками и т. п.

Кроме того, теперь в случае опоздания в офис не только утром к началу работы, но и днем после деловой поездки по городу из-за попадания в пробки приходилось писать подробные объяснительные. Все это сначала делалось после работы, в результате чего рабочий день становился все длиннее. Потом с некоторых сотрудников стали требовать объяснительные незамедлительно. И вдобавок если раньше сотрудники обедали в удобное для них время, то теперь все они должны были делать это почему-то строго с 13:00 до 14:00, что не только создавало проблемы с питанием (часто в близлежащих кафе работники задерживали друг друга своими заказами), но и делало невозможным общение с клиентами и поставщиками в этот период времени. Ведь буквально все покидали офис.

Однако в остальном все работало нормально. Потом начались бесконечные тренинги. Буквально все сотрудники, включая офис-менеджера и аутичных программистов, должны были заниматься в офисе и на выездах с нанятыми для тренингов специалистами не менее одного-двух раз в неделю. Это отнимало у всех столько сил и времени, что в результате даже сорвалось несколько сделок.

Дальше — хуже

Еще через некоторое время начались задержки с зарплатой. Сперва небольшие — от нескольких дней до двух недель. Внезапно был уволен новый финдиректор по развитию, а несколько менеджеров по продажам назначены руководителями по работе с клиентами, и это притом что такой отдел уже существовал в компании.

Потом руководство официально объявило, что сроки выплаты заработной платы будут зависеть от результатов продаж.

Вскоре руководство потребовало от Алексея и его коллег срочно найти более дешевых поставщиков.

Проверенные поставщики были оптимальным выбором, и Алексей попробовал донести это до начальства. Но оно восприняло это как бунт и пригрозило увольнением. В это же время без всяких объяснений для коллектива было уволено несколько ключевых работников.

В итоге примерно через 1,5 года от начала всех этих событий компания прекратила свое существование, задолжав Алексею около 400 000 рублей. Закрытие произошло так быстро, что Алексей не успел даже позаботиться о новом месте работы.

Сейчас он вынужден зарабатывать на жизнь извозом в одной из известных всем москвичам транспортных компаний, предоставляющих возможность работы таксистом всем желающим владельцам собственных автомобилей.

Печальные последствия

«Если бы я хорошо думал головой или хотя бы мне кто-то сказал, как это бывает, я бы свалил из этой швейной компании еще год назад и сейчас работал бы по своему профилю, — жалуется Алексей. — Но, честное слово, я поначалу вообще не видел связи между поступками хозяев и состоянием фирмы. Теперь у меня есть опыт, но пока сложно представить, когда он мне снова может пригодиться».

Кто предупрежден, тот вооружен

Такие истории, к сожалению, сейчас можно слышать очень часто. И постепенное, а то и быстрое разрушение компании из-за финансовых проблем и ошибок управления — серьезная угроза практически для каждого работника.

Видимость стабильности может быть только у сотрудников государственных и «окологосударственных» компаний и госслужащих. Остальным важно понимать следующее: кто предупрежден, тот вооружен.

В беседах с десятью разными спикерами: бывшими сотрудниками разорившихся компаний, кадровыми специалистами и бизнес-консультантами — мы собрали 20 наиболее ярких признаков того, что компания находится на пути к разорению и закрытию.

Оговоримся сразу: многие из этих признаков сами по себе в отдельности вовсе не обязательно сигнализируют об угрозе. Однако вкупе эта информация, с нашей точки зрения, все-таки может помочь вовремя понять, что сотруднику пора подумать о смене места работы, дабы избежать ситуации, в которую попал Алексей С.

Для большего удобства мы расположили признаки в порядке нарастания угрозы.

 

  • 1. Удивление руководства. Гендиректор или владелец открыто удивлены низкими финансовыми результатами и говорят об этом. Возможно, это сигнал, что руководство собирается пересматривать штатное расписание и «оптимизировать» издержки.

 

  • 2. Мотивационная активность. Работодатель начинает развивать активность в области неформальной мотивации — устраивает чаще, чем было принято, вечеринки, розыгрыши призов, награждает грамотами и т. п. Обычно это означает что карьерные перспективы в компании оставляют желать лучшего, но средств на материальное поощрение нет, а дух поддержать хочется.

 

  • 3. Череда тимбилдингов. Руководству кажется, что еще можно что-то сделать, что проблема исключительно в персонале и его взаимодействии, однако один-два тимбилдинга не помогают.

 

  • 4. Приступы скрытности. Руководство скрывает от сотрудников то, что раньше было открытой информацией. При этом оно может охотно рассказывать в общих чертах о сложностях в бизнесе, чего раньше за ним не замечалось.

 

  • 5. Руководство начинает очень часто созывать совещания. Причем теперь на них зовут тех, кого раньше не приглашали, — сотрудников более низкого ранга.

 

  • 6. Странные кадровые решения. Например, бухгалтер становится главой коммерческой службы. И наоборот, замгендиректора берется за производство, рекламу или маркетинг при наличии опытных руководителей профильных отделов.

 

  • 7. Совмещение должностей. «Маркетолог пускай у нас займется и кадрами. Водители, развозящие продукцию, станут еще и курьерами». Начальникам отделов предписано заниматься составлением платежных документов. В медиа обычно от главного редактора или его заместителя требуют составлять отчеты занятости сотрудников или, того хуже, финансовые, касающиеся не только гонораров, зарплат и стоимости иллюстраций, но и рекламы, пиара, маркетинга.

 

  • 8. Слияние отделов. Иногда это происходит, например, из-за смены направления развития компании или для удобства работы с клиентами. Но обычно это все-таки означает, что грядут сокращения.

 

  • 9. Компания нанимает «кудесника». Нанять «кудесника» — естественная реакция. Может быть даже несколько таких назначений. Со стороны приходят специалисты на огромные зарплаты, с большими полномочиями.

 

  • 10. Руководство сокращает затраты в областях, от которых зависит производство основных товаров и услуг и их качество. Скажем, в ресторане начинают закупать второсортное мясо. В банке используют более рисковые финансовые инструменты и т. п.

 

  • 11. Руководство в депрессии. Гендиректор, или владелец, или все высшее руководство начинает часто уезжать на конференции, тренинги, в краткосрочные отпуска, притом что раньше такого не было. Им нужно отвлечься или они сами пытаются найти клиентов или кредиты. Скоро будет совсем плохо.

 

  • 12. Внезапное укрепление дисциплины в компании, где нет четко очерченного рабочего дня и прописанных в договоре строгих требований к присутствию в офисе. Опоздание на 10 минут — объяснительная. Три опоздания — выговор. Ищут кандидатов для увольнения.

 

  • 13. В компании появляются сотрудники на срочных договорах. Или компания переводит часть сотрудников на срочные договоры, пусть даже и с сохранением размера заработной платы.

 

  • 14. Нереалистичные требования. Руководство на фоне падения операций и прибыли сильно увеличивает планы, часто вдвое. Невыполнение таких планов — также хорошая причина для увольнения.

 

  • 15. Гнетущая психологическая атмосфера, порожденная руководством. Придирки, жалобы на леность сотрудников, внезапные необоснованные выговоры и просто упреки, различные мелкие пакости вроде нежелания оплачивать больничный или отпуск и т. п.

 

  • 16. Увольнения самых дорогостоящих сотрудников, притом что их опыт востребован компанией или они занимают ключевые посты.

 

  • 17. Бытовая жадность. Исчезают бесплатные чай и кофе. Экономия на копейках — самый нехороший знак. Денег просто нет. Как минимум их уже нет на выполнение обязательств перед клиентами. Как максимум денег нет и на зарплаты.

 

  • 18. Задержки в выплате заработной платы. Особенно если они объясняются ожиданием денег от клиента, займа и т. п.

 

  • 19. Увольнения, сокращения. Тут уже и думать нечего. Пора бежать. Или ждать «человеческого» увольнения с выплатой долгов по зарплате и выходного пособия.

 

Ну и терминальная стадия:

 

  • 20. Руководство увольняет сотрудников срочно, с нарушением Трудового кодекса. Требуют увольнения «по собственному желанию», угрожают отдельным сотрудникам какими-то штрафами и недоимками, грозят «завести дело», если сотрудник не уволится «тихо», при увольнении не выплачивают долгов по зарплате, оставшихся отпускных и т. п. Компания закрывается. Чем быстрее хозяева ее закроют, тем меньше для них потери.

 

Текст: Федор Сваровский, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com

comments powered by HyperComments