Просмотрено 560 Комментарии 7 минут

Как не бояться ошибок, если на вас много ответственности

Как не бояться ошибок, если на вас много ответственности

Ожидания от руководителей гораздо выше, чем от линейных сотрудников. Последние чаще предпочитают скрывать трудности, фокусируя внимание на своей узкой зоне ответственности. У руководителя же она обычно не ограничивается одним направлением, а охватывает сразу несколько. Ответственность очень большая.

Поэтому и решения, которые он принимает, чаще всего стратегические и визионерские. Руководитель решает важные бизнес-проблемы: если целевая аудитория больше не покупает — кому продавать? если не можем привезти материал для производства — как не уйти в минус? Это серьёзные вопросы, которые требуют не только знаний, но и умения на них отвечать. Звучит сложно, но если упростить: руководитель должен быстро решать даже сложные вопросы, понимая, что его самого решения могут загнать в угол. Если ещё проще: быть начальником — значит не бояться брать ответственность за свои решения.

И вот с этим у многих из нас проблемы. Вспомните, когда в последний раз вы приняли важное решение, будь то согласование бюджета компании на следующий год или выбор машины для семьи? Насколько легко это вам далось?

Пока не забыли. Онлайн-сервис Мегаплан с рабочими пространствами стал ещё удобнее для планирования, постановки и выполнения задач. Если вы или ваши коллеги использовали таск-трекер Asana или другие зарубежные сервисы, которые ушли с российского рынка, и ищете российский аналог — попробуйте планировщик задач в Мегаплане. Назначайте задачи, дедлайны, ответственных и контролируйте всю работу по проектам на одном экране. Изучить бесплатно

Но вернёмся к нашей теме.

Чего ждут от лидеров

От лидеров ожидают, что любые решения они принимают твёрдо и легко. Даже самые сложные, от которых многое зависит. А если представить, что на вас миллионные бюджеты или большая команда, о которой нужно подумать? Насколько легко в такой ситуации принимать решения и нести за всё ответственность? Об этом поговорим в сегодняшней статье.

Все мы боимся ошибиться, когда делаем что-то впервые. При собеседовании с первым своим сотрудником мы боимся, что тот не оправдает ожиданий, а путешествуя в новую страну, опасаемся, что нас обманут или обворуют. В жизни вообще регулярно приходится брать на себя ответственность и принимать рискованные решения.

Многие не могут решать что-то быстро не только потому, что от них многое зависит, а ещё потому, что ошибки формируют определённое отношение со стороны других людей. Если ты директор по продукту, который потратил время на разработку, а она не сработала — ты так себе директор. А если ты эйчар, который принял на работу сотрудника, а тот не справился, тогда какой из тебя эйчар? Самое интересное, что рамки и диагнозы мы ставим себе сами, потому что боимся ошибиться.

Такой страх ошибок — источник постоянного стресса, который впоследствии может стать причиной отвращения к работе и выгорания. Вместо того чтобы просто сделать, мы тысячу раз подумаем: а точно ли получится? А вдруг меня ждёт провал? А если так, что будет с моим авторитетом? Такой страх парализует и заставляет стремиться к идеалу, ошибки воспринимать как провалы и пытаться забыть неудачи как страшный сон. Особенно часто патологическая боязнь ошибок проявляется у руководителей в отраслях с высокими рисками, где неверные решения несут за собой значительные потери — денежные или репутационные.

Откуда берётся страх

Давайте разберёмся в природе страха. Почему мы вообще боимся? И почему страх нас парализует? Страх — это врождённая эмоция, абсолютно нормальная. Но не все могут признаться, что боятся чего-то. Дома мы скрываем от партнёров, что ревнуем и боимся их потерять, а на работе до последнего скрываем ошибки, боясь ударить в грязь лицом.

Источник страха — наша базовая потребность в безопасности. Риск ошибиться угрожает нашей безопасности, а то, что мешает выживанию, приводит к страху, включается инстинкт самосохранения. Ошибки как раз эту безопасность и разрушают, страх сигнализирует нам, что наша безопасность под угрозой. Чем больше мы совершаем ошибок, тем больше чувствуем себя нереализованными и хотим спрятаться от остальных.

Страх ошибиться можно сравнить с грузом, который мы несём на пути из точки А в точку Б. Это тяжёлый груз, который замедляет нас и делает этот путь сложнее. А если из груза какой-то камень выпадет, спотыкания и падения почти что не избежать.

Боязнь ошибок родом из детства

Боязнь ошибок родом из детства. Многие часто критикуют школьную систему образования: при неправильном ответе нам ставят двойку, а потом ругают дома. Вспомните себя в детстве, наверняка двойка была настоящей трагедией, а отличная оценка могла стать почти смыслом жизни. При таком подходе ребёнок на всю жизнь запоминает, что ошибаться — плохо, иначе вообще могут на второй год оставить.

Теперь представьте: ваш сотрудник ошибся, а вы сразу его уволили. Конечно, и такое случается, но редко, всё-таки это совсем радикальное решение проблемы. В большинстве случаев ситуацию пытаются разрешить так, чтобы сотрудника чему-то научить, чтобы он относился к ошибкам мудрее. Если мы ошибаемся, то видим различные возможности решения проблем и различные выходы из ситуации. На основе ошибок мы учимся, поэтому ошибаться — полезно. Но важно сразу отметить, что ошибками мы тут считаем ситуацию, когда ожидаемый результат и реальность не сходятся. Отсутствие вовлеченности и уж тем более халатность — это уже не ошибки, а разгильдяйство.

Какие ошибки допускают руководители

Руководители чаще всего допускают два типа ошибок:

  1. Ошибку найма, когда нанимают сотрудника, который в итоге не соответствует ожиданиям. Например, с ним заранее не обговорили зону ответственности и дают задачи, к которым он не готов, и начинаются недопонимания. Либо сотрудник не вписался в коллектив. Тут, на самом деле, очень много рисков, и предугадать каждый сложно даже опытному начальнику.
  2. Неправильное решение. Даже если руководитель уверен в решении, интуиция и чутьё могут подвести. Просто потому, что так сложились обстоятельства или он не учёл всех особенностей ситуации. Вывод один: ошибаются даже опытные люди.

Чаще всего мы нормально относимся к ошибкам линейных сотрудников, но не можем представить, что ошибается руководитель. А ведь ошибиться можно на любом этапе карьеры, но из-за страха ошибки мы становимся закрытыми и боимся экспериментировать. Потому что, если мы потерпим фиаско, что тогда о нас подумают?

Мы готовы простить чужие ошибки, но не можем простить свои. Об этом можно почитать в книге «Думай медленно, решай быстро» Даниэля Канемана, нобелевского лауреата и специалиста по поведенческой психологии. Там он описал многие когнитивные искажения, но я расскажу о регрессии к среднему.

У любого метода есть средняя норма. Например, это средний счёт по итогу игры в баскетбольном матче или среднее число блюд, которые можно приготовить за час. Если мы эту норму превышаем, нас хвалят, а если наоборот, то ругают и штрафуют. Но Канеман считает, что есть средняя норма, а есть выход из этой нормы, в какую сторону он случится, зависит от случайности. Если баскетболист забросил больше мячей за матч, то у него вовсе не «золотая рука», это произошло случайно. А если потом этот же баскетболист забросил в корзину гораздо меньше мячей, то это не значит, что удача от него отвернулась.

Это регрессия к среднему.

Но при этом мы критически относимся к случаям, когда уходим в минус или совершаем ошибки. Даже не задумываясь, что это может быть случайным отхождением от среднего, которое может быть в порядке вещей.

Ещё одна причина, почему мы так зацикливаемся на наших ошибках. По умолчанию мы считаем, что на самом деле на наших ошибках зацикливаются буквально все. Если на совещании мы запнёмся или забудем о чём-то сказать, то потом ещё долго будем стыдиться этого воспоминания, потому что «что же теперь подумают другие». На самом деле никто ничего не подумает и даже не вспомнит.

Но мы так думаем о себе сами и свои же мысли перекладываем на других людей. Если нам не нравится, как мы одеты, все вокруг словно оценивают нас взглядом и обсуждают между собой. А если мы только вышли из салона красоты с новой классной стрижкой, нам кажется, что все прохожие восхищены. А на самом деле они идут и думают о своих делах. Но мы накладываем наше отношение к себе на других людей.

Ошибка — тоже результат

Вообще стоит помнить, что ошибка — тоже результат. Пусть и не тот результат, которым хочется гордиться, но и не тот, который нужно скрывать. Ошибки формируют наше отношение к разным ситуациям и помогают осознать, что всё может развиваться по-разному. Кризисы формируют нашу личность, а ошибки помогают приобрести ценный опыт, который не получишь, читая учебники.

Всё больше людей начинают придерживаться концепции разумной уязвимости, когда вы не пытаетесь стать идеальным руководителем, который боится ошибиться. Наоборот, вы знаете, что у вас есть недостатки, которые лишь помогают росту, а не тянут вниз как тяжёлое бремя. Попробуйте перенять такое отношение к себе, чтобы не тратить лишнюю энергию на борьбу со своими страхами.

Стоит помнить, что ошибка — тоже результат.

Нет гарантированного метода перестать бояться ошибок. Это большая работа со своим сознанием — научиться воспринимать ошибки разумно и не ставить на себе клеймо некомпетентного специалиста и слабого руководителя. Ошибки могут стать вашей точкой роста, если правильно к ним относиться. Могу посоветовать несколько способов, которые помогут правильно «переваривать» свои провалы:

Растить команду поддержки — найти ментора, который может дать обратную связь и поддержку, — или наращивать связи, то есть заниматься нетворкингом по интересам. Общаясь с такими же руководителями, как и вы, можно делиться ошибками и находить единомышленников. А они, скорее всего, тоже признаются, что ошибались, и не раз. И у вас спадёт гора с плеч: вы перестанете винить себя.

Развивать безопасную культуру в команде. Многие руководители требовательны к себе, но ещё требовательнее к своей команде. От этого команда тоже боится ошибаться. Если же укоренить в сознании людей, что ошибки нормальны и что это возможность для улучшений и работы над собой, то и к вашим ошибкам будут относиться соответствующе. Ошибки не будут вызывать чувство стыда или вины ни у вас, ни у членов вашей команды.

Смещать фокус с того, что о вас подумают, на реальность. Думайте о задаче, проекте, клиенте или работе в целом. Помните, что всё, что о вас думают другие, — скорее всего, лишь ваша проекция, а не реальное мнение окружающих.


Редакция Мегаплана. Иллюстрации: Лидия Пожидаева.

Вам понравилась статья?

0