Неформальные отношения существуют в любой компании. Они формируют корпоративную этику — приемлемую модель поведения и реакцию на внешние факторы. При этом влияют на рабочую обстановку по-разному: могут вдохновлять и мотивировать, а могут отвлекать от работы и даже морально разрушать. А если так, то такие отношения нельзя пускать на самотёк и надеяться, что они стихийно сложатся как надо. К тому же доброжелательные отношения в коллективе в целом благотворно влияют на бизнес.
Эта статья будет полезна собственникам и руководителям компаний, где практикуются удалённая работа или гибридный график. Если вам неудобно читать, слушайте нашу статью в подкасте «Звучит как план».
Дружба и/или работа
Неформальное взаимодействие внутри команды предполагает обсуждение любых тем, кроме работы. Сотрудники делятся фотографиями домашних питомцев, любимой еды или праздничных застолий, поздравляют друг друга с днём рождения или обсуждают сериалы, которые смотрели на выходных. Подтрунивания друг над другом, болтовня и смех — всё это тоже примеры неформального общения, которые помогают разрядить обстановку и лучше узнать друг друга.
Организационная структура и иерархия взаимоотношений в бизнесе, конечно, важны, но, когда дело касается рабочих, зачастую экстренных ситуаций, нужен индивидуальный подход. Который только там, где сотрудники знают друг друга и поэтому доверяют.
15% россиян во время исследования, проведённого платформой «Работа.ру» в апреле 2022 года, рассказали, что хорошие отношения с коллективом напрямую влияют на их продуктивность, а 71% респондентов отметили, что они делают атмосферу на работе приятнее. Ещё 5% участников исследования указали, что хорошие отношения на работе важны, так как на иное общение остается мало времени в жизни.
Среднестатистический работник за всю жизнь проводит на работе 80 тысяч часов, поэтому вполне логично, что в рабочей среде возникают тесные отношения. Но с учётом того, что сотрудники в среднем раз в три года меняют место работы, им может потребоваться минимум 340 часов, чтобы с нуля построить с коллегами хорошие отношения.
«Бирюзовый» бизнес
В современной бизнес-среде много говорят об особом типе организаций — «бирюзовом». Отношения в таких компаниях изначально строятся на полном доверии, а открытое взаимодействие возводится в культ. Исходя из теории «бирюзовых организаций», сотрудники, которые ходят на работу, чтобы встретиться с друзьями, гораздо счастливее и продуктивнее своих коллег, которые жёстко придерживаются принципов субординации.
Непринуждённость в общении развивает у сотрудников чувство общности на рабочем месте и приводит к позитивным изменениям в организации труда.
- Сотрудники более склонны к командной работе и принятию лучших бизнес-решений, когда у них есть прочные неформальные отношения.
- Сотрудники чувствуют себя более ценными и мотивированными, если работают в атмосфере доверия, взаимного интереса и уважения, что приводит к повышению производительности и эффективности. Внешние вызовы и даже личные проблемы переносятся легче.
- Прочные неформальные рабочие отношения создают условия для прямого обмена идеями и опытом в команде. Решения принимаются намного быстрее и отражают интересы не только менеджмента, но и линейного персонала.
Сотрудники, которые, напротив, не чувствуют эмоциональной связи со своей командой или компанией, реже задерживаются на своих должностях, что приводит к высокой текучке кадров и стагнации бизнеса. Неприятная рабочая среда подавляет желание и мотивацию сотрудников показывать себя с лучшей стороны. В результате люди, не чувствуя себя оценёнными по достоинству, не стараются сделать всё, что в их силах, у них опускаются руки.
Важно помнить и о том, что если одним людям важно близкое общение с коллегами, то другим оно безразлично, а третьих могут раздражать сообщения и активности, не связанные с работой. Таким образом, неформальное общение в любой команде требует от её участников такта, эмпатии и уважения личных границ.
Разный статус — помеха
Развитие неформальных рабочих связей может столкнуться с трудностями в разновозрастной команде или среди сотрудников с разным уровнем образования. В 2023 году IT-компания Nectar опросила 800 штатных сотрудников, чтобы понять их отношение к дружбе с коллегами. Оказалось, что чем старше сотрудник, тем тем в меньшей степени он стремится к выстраиванию дружеских связей на работе.
То же исследование показало, что сотрудники с высшим образованием более охотно заводят друзей на работе. И чем выше доход специалиста, тем также сильнее его стремление находить на работе единомышленников. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот.
Правда, с настоящей крепкой дружбой на работе могут возникнуть проблемы, особенно если она возникает между неравными по рангу коллегами. Если один или оба сотрудника нечестны и общаются с корыстной целью, то такую дружбу могут сопровождать злоупотребления, перекладывание ответственности и уклонение от выполнения обязанностей.
На работе очень важно различать дружбу и дружелюбие. В первом случае это близкие отношения без чётких границ, во втором открытость с сохранением дистанции, которая уберегает от сплетен и зависти. Если дружба между сотрудниками, которые находятся в равных позициях, возникает на основе личных корыстных интересов, они могут начать «дружить против» начальства или сотрудников с другими взглядами. Такой тандем может стать неуправляемым, токсичным и отравлять жизнь всей команде.
К сожалению, такая дружба часто приводит к серьёзным конфликтам и вынужденным увольнениям. Руководителям важно отслеживать деструктивные отношения внутри команды и жёстко пресекать любые их проявления. В ход могут пойти даже штрафы. Для профилактики здоровых отношений в коллективе важно не брать на работу того, кто не разделяет ценностей компании, даже если профессиональные знания кандидата на высоте.
Любопытно, что зависимость эффективности от неформальных связей может различаться у специалистов разного профиля. Например, результаты исследования, которое в 2018 году провели учёные на соревнованиях по защите информационных система от кибератак, показали, что высокоэффективные команды демонстрировали меньшее количество внутренних взаимодействий. Они функционировали как социальные системы, в которых люди понимали роли друг друга, были сосредоточены на работе и достижении общей цели. Правда, учёные пока не спешат распространять эти выводы на другие профессии.
Культивация неформальности
Не нужно ждать, что неформальное общение завяжется естественным образом.
- Проявляйте искреннюю признательность сотрудникам, часто достаточно простого «спасибо». Подчёркивайте успехи друг друга и отмечайте даже небольшие достижения.
- Искренне интересуйтесь личной жизнью сотрудников в той мере, в которой они готовы ею делиться. Спрашивайте про увлечения и любимые занятия вне работы. Попробуйте начинать каждое рабочее совещание вопроса «Как у вас дела?».
- Оставайтесь на связи со своими коллегами, находите время для ответов на вопросы и отзывов о работе. Дайте знать, что они могут обратиться к вам за советом.
- Поддерживайте сотрудников в трудные времена или в сложных ситуациях, когда что-то не ладится на работе или в личной жизни. Люди не роботы, поэтому неприятности обязательно сказываются на результатах работы.
- Уделяйте время построению неформальных отношений с коллегами через тимбилдинг и внерабочие мероприятия. Организуйте обеденные встречи, посещайте общественные мероприятия или планируйте коллективные посиделки.
Коротко
Неформальные отношения могут стимулировать развитие бизнеса, а могут мешать этому. Чтобы корпоративная культура работала на достижения, а не приводила к остановке работы, помните о том, что она нужна не для галочки.
- При найме обращайте внимание не только на профессиональные качества кандидата, но и на его ценности. В идеале они должны на 100% совпадать с ценностями компании.
- Осознанно работайте над сплочением коллектива. Придумывайте и развивайте форматы взаимодействия, в которых люди смогут раскрыться не только профессионально, но и как личности.
- Не закрывайте глаза на болезненные проявления привязанности в команде: ревность, манипуляции, обесценивающие комментарии. Храните культуру вашей компании от посягательств извне.
Неформальные отношения создают сеть связей за пределами должностных инструкций и организационной структуры. Их роль в бизнесе можно сравнить с моторным маслом для автомобиля. Так же как масло смазывает механизмы и улучшает работу всех систем, неформальные связи улучшают командную работу и ведут компанию к успеху.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
