В октябре 1981 года вышел очередной номер американского журнала о бизнесе Inc. На обложке номера — молодой парень восточной внешности, с большими глазами, бородой, в рубашке, пиджаке и джинсах. И заголовок: «Человек, который изменил бизнес навсегда». Имя этого человека — Стив Джобс.
Он уже известен в узких кругах, но не широкой публике. Сейчас Джобса знают все как создателя корпорации «Эппл», которая подарила миру «Айфон» — телефон, поменявший правила игры на рынке и ставший несравненным лидером телефонной индустрии. Планшет «Айпад», «Макбук» и даже уже не такой известный плеер «Айпод» когда-то точно так же произвели революцию на рынке гаджетов.
Помимо «Эппл» Джобс подарил нам «Пиксар» — анимационную студию, которая создала такие культовые мультфильмы, как «История игрушек», «Тачки», «Головоломка» и многие другие. Компания сделала прорыв в сфере развлечений и продвинула создание мультипликационных фильмов на новый уровень.
Всё, к чему притрагивался Джобс, становилось успешным. Человек, который называл себя и свою команду «энтузиастами своего дела», подарил нам много полезных и важных продуктов, заставил индустрию развиваться и идти вперёд, каждый раз удивляя пользователя. Он сделал две свои главные компании ключевыми игроками мировой экономики.
Стива Джобса не стало 5 октября 2011 года, но до сих пор он остаётся важнейшей фигурой в техническом и венчурном мире.
Выбор ментора
Но вернёмся к изданию Inc. В 2020 году журнал опубликовал результаты исследования американского телешоу Voice, того самого «Голоса», где звёзды слушают выступления начинающих певцов, но не видят их, пока не выберут. Механика шоу: три-четыре звезды в жюри, которые выбирают себе начинающих ребят и формируют команду. Победит певец — победит и звезда, которая осуществляет наставничество над ним.
Выбрать определенного ментора может не каждый: если к тебе повернулась одна звезда, то идёшь либо в его команду, либо домой. Если две и более — уже можно выбирать, в чью команду хочешь. И суть исследования — узнать, почему выбирают тех или иных менторов.
Сами ребята говорят, что выбирают наставника, исходя из его опыта и знаний. Но в ходе исследования выяснилось, что это не совсем так: они выбирают того, кто относится к ним лучше всего, хвалит и льстит, а вовсе не того, кто будет требовательным и заставит работать на результат.
Автор статьи отмечает, что результаты исследования напомнили ему о разговоре с бывшим сотрудником «Эппл». Тот говорил об обратном: по его словам, Джобс требовал мастерства. «Вы должны были проявлять себя каждый день. Он заставлял сотрудников всё время быть на вершине успеха», — отмечал требовательность и строгость Джобса к своей команде, которая как раз и привела его компанию к той точке, в которой они сейчас находятся.
«Эппл» и после смерти основателя делает хорошую технику. Можно даже сказать, что все стараются делать как «Эппл», но не очень успешно. Однако революционных изменений от компании давно уже не видно: последний «Айфон», полностью вышедший под руководством Стива, был под номером 4, «пятёрка» была джобсовской уже лишь частично. И всё же обе модели привносили на рынок что-то действительно новое и выводили компанию на новый уровень. Вспомните эти очереди и шумиху, которую создаёт выход нового «Айфона». А их презентации... Видели ли вы такой массовый интерес к технике, какой вызывают сентябрьские презентации от «Эппл»? Думаем, нет.
Как же парню, бросившему колледж, удалось построить такую империю? Проштудировав ряд книг, посвящённых Джобсу, послушав интервью самого Джобса и тех, кто его знал, постараемся дать ответ.
Знаменитые презентации
Мы не просто так упомянули презентацию «Эппл». Многие помнят те самые джинсы и чёрные водолазки, в которых он презентовал новые устройства. Это было не принято — мало кто такие презентации устраивал, — но оказалось отличным маркетинговым ходом, который сформировал образ «Эппл» и самого Джобса как экстравагантных, выходящих за рамки и неординарных.
Людей приковывала страсть Стива Джобса. Один из музыкантов, с которым Стив сотрудничал в рамках запуска музыкальной платформы iTunes, был выдающийся трубач Уинтон Марсалис. Он говорил, что Джобс поразил его одержимостью своим делом, и сказал, что был очарован его страстью. Он умел продавать свои идеи как партнёрам, так и обычным потребителям и создал целую армию «яблочников».
Так же страстно он вдохновлял свою команду маркетинга на создание рекламных кампаний для своей техники. То, как он горел своим делом, чувствовалось и вдохновляло команду отдаваться работе с такой же силой.
Джобс с такой же страстью продавал свои идеи рекламщикам, чтобы почти каждая реклама, которую они придумали, была наполнена его эмоциями. Появившиеся в результате рекламные ролики, такие как реклама 1984 года и ролики для «Айпода», помогли «Эппл» стать чем-то намного большим, чем просто очередной компьютерной компанией.
«Выкладывайтесь по полной на любой работе. Успех порождает ещё больший успех, поэтому стремитесь к нему. Нанимайте людей со страстью к совершенству» — эта цитата Стива хорошо отражает его отношение к работе.
Правило 30%
Следующий принцип, которого придерживался Джобс, — правило 30 процентов, как его назвали журналисты. Дело было в конце девяностых, когда Джобс вернулся на пост руководителя «Эппл» не в самый лучший момент: финансовые показатели были не очень, а в бизнес-процессах царил хаос. Чтобы изменить ситуацию, Джобс внедрил новую систему приоритезации.
Одна из причин хаоса — множество продуктов, которые делали в «Эппл» одновременно, но ни один из них не был особенным. По сути, команда распыляла своё внимание на всё подряд, но не делала ничего действительно революционного. А одна из движущих сил Джобса — инновационность, как он сам говорил: «Лидера от подражателя отличает инновационность». Это его важнейшая мантра и девиз, пронизывающий всё, что он делал. Но когда работаешь над множеством вещей сразу, добиться революционности, как и сфокусированности, очень сложно.
Поэтому по возвращении в компанию он проанализировал каждый продукт, который разрабатывала его команда, и обнаружил, что лишь 30% из них были невероятно хороши, а остальные 70% просто хороши. Для Джобса такого показателя было мало. Ему было недостаточно делать просто хороший продукт, для него важно, чтобы эти продукты выводили компанию на новый уровень и стали действительно инновационными — средние продукты пусть и принесли прибыль, но не вызвали бурных обсуждений. А это не соответствовало уже первому принципу Джобса — наличию страсти.
Главная роль — у команды
Джобс сравнивал работу в команде с британской музыкальной группой «Битлз». Как-то он сказал: «Моя модель бизнеса — The Beatles. Эти парни держали негативные стороны друг друга под контролем. Они уравновешивали себя и вместе были больше чем просто сумма составных частей. Вот так я вижу бизнес: великие дела в нём никогда не совершаются единолично, их совершает команда».
Стив Джобс — командный игрок. Если одна часть известных его цитат посвящена дизайну и эргономике техники, вторая — революционности и инновациям, то третье, о чём он часто говорил, — это большое значение команды. Наём, вовлечение, совместная работа, делегирование — то, о чём Стив говорил много и так же страстно, как и о своём детище.
«Люди, которые делают работу, — вот движущая сила, стоящая за успехом Mac [речь о «Макбуке»]. Моя задача — создать пространство для них, освободить от организационных проблем и держать в узде». Стив был не просто командным игроком, а тем самым руководителем и организатором, который создавал комфортные рабочие условия для команды. Для него был важен не только результат, но и процесс, то есть как команда к нему пришла. Он очень внимательно относился к рабочим условиям в «Эппл».
У Джобса был один важный принцип при найме новых сотрудников: знание «почему». В одной из статей мы рассказывали об этом принципе. Если кратко, это то, что является для каждого из нас — будь то предпринимателей, руководителей и линейных сотрудников — движущей силой, которая мотивирует работать, это знание, почему мы это делаем.
Так вот, Стив Джобс при найме фокусировался на двух критериях — высокой компетентности и знании «почему». Объяснять первый критерий, думаю, смысла нет: Джобс считал, что его «100 ключевых сотрудников должны быть игроками высшего класса». А знание «почему» заключается в понимании того, для чего сотрудники работают в «Эппл». Сам Джобс говорил: «Когда я нанимаю кого-то на действительно ответственные должности, я ставлю на их компетентность. Они должны быть действительно умными. Но меня особенно волнует, влюбятся ли они в Apple. Если влюбятся, всё остальное образуется само собой».
Для Джобса ключевым в найме сотрудников была не только компетентность, но и направление, в котором смотрят потенциальные кандидаты на должность. В «Эппл» специфичная корпоративная культура, они стараются выделяться и подчеркивают свою дерзость и экстраординарность, более того, стараются быть движущей силой для всего рынка.
Джобс понимал, что каждый сотрудник — это тоже лицо «Эппл». Любое действие команды должно отражать его собственные взгляды и мнение, поэтому ответ на вопрос «Почему “Эппл”, а не другая компания?» у кандидатов должен совпадать с видением самого Джобса.
***
Кажется, что стремление к совершенству — одно из главных качеств победителей в любой бизнес-гонке. Наверное, только настоящие перфекционисты могут создавать что-то действительно революционное. Совсем не просто забраться на вершину. Ещё сложнее — удерживать взятую когда-то высоту. И похоже, пока люди помнят талантливого и харизматичного Стива Джобса, имиджу «Эппл» ничего не угрожает. Но надолго ли?
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
