Просмотрено 1170 Комментарии 6.5 минут

Неочевидные уроки лидерства в сериале «Уэнсдей»

Неочевидные уроки лидерства в сериале «Уэнсдей»

Главная героиня сериала — недружелюбная и саркастичная Уэнсдей Аддамс — виртуозно расследует убийства, а заодно заводит знакомства. На первый взгляд, Уэнсдей — идеальный пример человека, который никогда не станет лидером. Парадокс в том, что именно она в конце концов им и становится.

Статья будет полезна топ-менеджерам, которые хотят эффективно организовывать работу команды и руководить компанией благодаря не формальным полномочиям, а своему авторитету. А также людям с непростым характером, которые строят карьеру и хотят успешно коммуницировать с людьми.

Представить Уэнсдей в роли холодного, наделенного властью диктатора, который добивается своего силой, еще возможно, но Уэнсдей — лидер, за которым следуют не из-за страха, а из-за доверия и уважения? Она регулярно подчеркивает свое нежелание взаимодействовать с окружающими, что делает ее прямой противоположностью человеку, который может своим примером вдохновлять и мотивировать, быть авторитетом для других и объединять вокруг себя. Но уже во второй серии на соревнованиях кубка По Инид атакует лодку соперников, потому что «Я спросила себя, как поступила бы Уэнсдей Аддамс?». Так как же «язвительная девочка-гот» становится авторитетом для других и делает так, чтобы и ее однокурсники, и шериф города, и другие важные лица прислушивались к ее мнению и хотели помочь ей в расследовании?

Вот какие секреты подметили мы.

1. Находить взаимную выгоду

«Я не привыкла, чтобы со мной общались. Обычно, завидев меня, переходят улицу», — так комментирует Уэнсдей свой опыт в коммуникациях. Кажется, что человек, который регулярно подчеркивает свою нелюбовь к общению, никогда не будет способен вести людей за собой. Но из раза в раз Уэнсдей удается объединять людей вокруг себя и получать от них помощь, причем отнюдь не угрозами или шантажом.

При всей своей любви к одиночеству Уэнсдей понимает, что в одиночку невозможно ничего добиться, и поэтому она поступает умнее.

  • Извиняется перед отрубленной, но живой рукой Вещью по просьбе соседки по комнате Инид, чтобы та согласилась ей помочь и побыть прикрытием.
  • Предлагает шерифу быть его глазами и ушами в обмен на сотрудничество.
  • Заступается за неловкого чудака Юджина, когда его начинают дразнить и задирать.

И когда признательный Юджин говорит, что за него еще никто не заступался, Уэнсдей отвечает «Ты сказал, Жужжащие держатся вместе», и уже в следующую минуту Юджин помогает Уэнсдей пробраться в молельню.

Уэнсдей не изменяет своему образу холодного человека, которому безразлично отношение к ней окружающих. Но она и не становится заложницей этого образа: может быть, ей и было трудно признаться преподавательнице ботаники Торнхилл, что ей небезразлично переселение Инид в другую комнату, но гордыня и упрямство не мешают ей добиваться целей.

 Гордыня и упрямство не мешают ей добиваться целей

Например, она переступает через себя и приглашает на бал Ксавьера, когда тот застает ее врасплох рядом со своей мастерской. Также Уэнсдей извиняется перед Инид за то, что не поблагодарила ее за организацию вечеринки-сюрприза, и тем самым добивается того, чтобы Инид сама предложила организовать побег из академии.

В книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови выделял навык думать в духе win-win (умение находить взаимную выгоду) одним из главных лидерских навыков. По сути, этим навыком нередко пользуется Уэнсдей. Она находит, что предложить людям: информацию, защиту или даже просто вовремя сказанные правильные слова, — чтобы те чувствовали от нее отдачу и хотели сотрудничать.

2. Целеустремленность должна быть здоровой

Целеустремленность — довольно очевидное лидерское качество, но Уэнсдей одновременно является и его примером, и антипримером. Это качество главной героини бросается в глаза с первых минут сериала. На вопрос матери, как бы смотрелось в досье Уэнсдей покушение на убийство, та отвечает: «Ужасно! Все бы узнали, что я не справилась».

Каждый день, какие бы новые загадки и беды ее ни ожидали, она посвящает час своему литературному роману, потому что хочет быть писателем. Когда она узнает про монстра и свою роль в зловещем пророчестве, то ставит себе цель узнать правду. Но здесь целеустремленность Уэнсдей превращается в отрицательное качество и становится больше похожей на одержимость и упрямство, Уэнсдей начинает действовать на эмоциях, что в конечном счете приводит к ошибкам.

  • Вещь проваливает слежку за Роуэном и получает от Уэнсдей разнос. Это портит ее отношения с Вещью и Инид, и она не может получить от них помощь, пока не извинится.
  • После вылазки в особняк Гейтсов, которая закончилась встречей с монстром, Инид переселяется в другую комнату. Она обвиняет Уэнсдей, что та готова использовать всех, даже подвергая их смертельной опасности. Уэнсдей игнорирует обвинение: «Но мы не умерли. И я на шаг ближе к раскрытию этого дела», — что показывает, что в какой-то момент целеустремленность Уэнсдей превратилась в доктрину «цель оправдывает средства».
  • После убийства монстром психолога Кинботт Уэнсдей на эмоциях решает, что пора любой ценой положить конец этим преступлениям, и подставляет Ксавьера, чтобы того как монстра посадили в тюрьму. Когда же она узнает правду, Ксавьер отказывается ей больше помогать.

Ни Вещь, ни Инид, ни Ксавьер — никто не хочет быть средством достижения цели, но все они хотят быть партнерами Уэнсдей и готовы добровольно ей помогать. А она сама, которая на протяжении всего сезона повторяла, что эмоции — это слабость, в конце концов совершает ошибку именно из-за того, что позволяет эмоциям взять вверх и превратить ее расчетливую целеустремленность в эмоциональную одержимость.­­­

3. Действовать последовательно — залог успеха

Сложно завоевать уважение и авторитет у людей, если на словах поддерживать одни идеи, а в жизни быть примером совсем других. В лучшем случае можно получить снисходительные насмешки за спиной в духе, что «начальство не опаздывает, а задерживается», а в худшем — нежелание иметь с таким человеком ничего общего, тем более работать в одной команде.

Из серии в серию Уэнсдей ищет монстра, убивающего окрестных жителей, и повторяет свою идею «Я не остановлюсь, пока не найду правду». Пока директор скрывает факты, чтобы защитить репутацию школы, а мэр Уокер скрывает факты ради защиты своей репутации, Уэнсдей не стремится скрыть что-либо ради своей выгоды.

  • Узнав о том, что ее отец обвиняется в убийстве, при свидетеле-психологе она требует от родителей перестать врать и сказать правду о том, что произошло.
  • Она подозревает Ксавьера в том, что монстр — это он, и продолжает попытки его разоблачить. Хотя и монстр, и Ксавьер уже спасали ее от смерти, и Уэнсдей думает, что она нравится Ксавьеру, что дает ей право чувствовать себя защищенной, принять его дружбу и даже, возможно, использовать его как монстра в каких-то своих целях.

Но Уэнсдей последовательна в своих словах и действиях, поэтому продолжает добиваться правды. «Ничего личного», — говорит она. Можно по-разному оценивать ее поступки с точки зрения дружбы или семейных ценностей, но эта приверженность своей идее и отсутствие поблажек самой себе позволяет Уэнсдей завоевать авторитет и доверие, сделать так, чтобы ее мнение многое значило, а результаты расследования были приняты во внимание.

4. Не бояться ответственности

Никто не застрахован от ошибок, ведь нередко приходится идти на риск и принимать решения в условиях неопределенности, а получить сразу полную информацию далеко не всегда возможно. Но то, что всегда в наших руках, так это брать ответственность за свои решения и за людей, которых эти решения касаются.

Нужно уметь брать ответственность за свои решения и за людей, которых эти решения касаются

Буквально в каждом диалоге Уэнсдей напоминает о своей нелюбви к общению и об удовольствии от того, что люди ее недолюбливают. Но, несмотря на свои слова, поступает Уэнсдей часто совершенно иначе.

  • Уже в первой серии она бежит за Роуэном в лес, чтобы предупредить о ждущей его там угрозе, и тем самым жертвует отличной возможностью сбежать из академии.
  • Она бросается на помощь Юджину, как только получает видение о том, что тот в опасности, а затем регулярно посещает его в больнице. Уэнсдэй чувствует свою ответственность, ведь это она была идейным вдохновителем и изначально настояла на походе к пещере вместо бала.
  • Она возвращается к особняку Гейтсов за Тайлером, который остался один на один с монстром, хотя ей нечем защитить от монстра даже себя. Но ведь Тайлер оказался в опасности из-за нее, и она не может его оставить его одного.

Не раз Уэнсдей защищает одногруппников перед директором, а в последней серии утверждает, что всегда действовала одна и остальные, помогавшие ей, ни при чем. И конечно, она берет ответственность за то, чтобы защитить академию от пророчества.

Вероятно, в какой-то момент окружающие даже перестают придавать значение словам Уэнсдей о ее недружелюбии, потому что поступки говорят громче слов. После нападения на Тайлера и слов Уэнсдей о непричастности других к этому Директор Уимс даже прямо замечает: «Для того, кто говорит, что у него нет друзей, ты слишком неистово их защищаешь». И пусть с первого взгляда Уэнсдей кажется отталкивающей, ее умение брать на себя ответственность притягивает людей и делает их ее союзниками.

Выводы из сериала

    • Мягкая сила работает эффективнее жесткой, особенно если важно выстроить долгосрочные отношения. Если проявить к людям эмпатию, они захотят ответить тем же.
    • Переговоры — это манипуляции, при которых каждая сторона остается в выигрыше.
    • Целеустремленность — это дисциплина и умение быть гибким, чтобы выбирать правильные средства в меняющейся ситуации. «Цель оправдывает средства» — это оправдание эгоизма.
    • Умение контролировать эмоции может спасти от множества ошибок.
    • Лучше показывать на своем примере, а не вводить правила: это поможет вдохновить людей и завоевать уважение. Люди доверяют тем, у кого слова не расходятся с делами.
    • Умение брать ответственность за свои решения отличает лидеров от рядовых исполнителей.

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Сериал в первую очередь был адресован подростковой аудитории, это понятно. И на поверхности лежат отсылки к «Гарри Поттеру». Но режиссеру Тиму Бертону удалось создать такую богатую красками картинку, что и взрослому работающему человеку не грех потратить время на просмотр всех восьми серий. В нерабочее время, естественно.

Мы в Мегаплане обсуждали некоторые повороты сюжета. Например, что рука-Вещь то левая, то правая. Про платье Кэтрин Зета-Джонс, конечно, не забыли.

Большое кинособытие оставляет след и на офисной жизни. О третьей серии «Одни из нас» мы писать не будем.

Вам понравилась статья?

0

  • аня 2023-06-08 16:09:16

    привет!

  • тест 2023-06-08 16:09:20

    тест

  • София 2023-07-03 04:00:18

    Статья конкретно зацепила, почерпнул пару полезных нюансов. Thx!

Комментарии для сайта Cackle