Просмотрено 3110 Комментарии 9 минут

Как попасть в СМИ и не разориться: пошаговая инструкция для небольших компаний

Как попасть в СМИ и не разориться: пошаговая инструкция для небольших компаний

Публикации в СМИ могут принести бизнесу новых клиентов, партнеров и прибыль. Почему же большинство компаний не работает с медиа? Они просто не умеют делать это правильно. Расскажем, как попасть сейчас в СМИ без денег и пиарщика, подружиться с журналистами и получать пользу от публикаций.

Существует миф о том, что СМИ — это для больших бюджетов и крутых пиарщиков, но это не так. Наверняка вы не раз слышали истории о том, как кто-то пытался договориться о публикации с журналистом, но его отправили в отдел рекламы или просто проигнорировали сообщение. Вот только проблема не в журналистах, которые хотят «содрать денег», а в неправильном подходе.

На самом деле медиа с удовольствием работают с компаниями и позволяют им пиариться бесплатно. Тут мы — журналисты и предприниматели — на одной стороне. Авторам нужна фактура, герои для интервью, редакциям — новые статьи, а бизнесу — публикации.

Чтобы наладить продвижение компании в СМИ, нужно решить несколько вопросов.

  1. Определиться, чего вы хотите достичь, кто ваша целевая аудитория.
  2. Понять, что полезного и интересного вы можете предложить как эксперт.
  3. Найти подходящие медиа и ресурсы для публикаций.

Разберемся по порядку с каждым пунктом.

Шаг 1. Строим планы захвата аудитории

В конечном итоге все продвижение нацелено на получение прибыли, но внутри процесса тоже есть промежуточные этапы.

Итак, зачем мне публикации в СМИ:

  1. хочу охватить новую аудиторию;
  2. хочу прогреть потенциальных клиентов;
  3. хочу найти инвесторов и партнеров;
  4. хочу улучшить репутацию и узнаваемость бренда;
  5. хочу рассказать о продукте.

В чем разница? В зависимости от целей мы будем планировать, что, для кого и на каких каналах публиковать. Например, если для вас приоритетно найти партнеров и инвесторов, нужно идти в деловые и бизнес-СМИ. А, если необходимо прогреть потенциальных клиентов, то размещать публикации стоит в отраслевых и тематических медиа. Площадка для размещения зависит от того, что читает ваша аудитория.

Поэтому следующий шаг — сегментация ЦА. Отвечаем на вопросы:

  1. Кого мы хотим привлечь?
  2. Какие СМИ читает наша ЦА?
  3. Какие проблемы волнуют читателя, о чем мы можем рассказать?
  4. Какой месседж мы хотим донести?

Кто наша ЦА

Характеристики ЦА

Что читают

Что волнует

Наш месседж

Покупатель, который знает о проблеме, но не может ее решить.

Предприниматели, директора, руководители проектов, разработчики в сфере IT. Мужчины и женщины от 25 до 50 лет.

Бизнес-медиа: Rusbase, Cossa, «Деловой мир», «Коммерсантъ».

Отраслевые порталы: Nplus 1, Prolib, Журнал «Код».

Тематические ресурсы: Habr, Tproger, VC, DTF.

Как защитить интеллектуальную собственность и разработки.

Мы — профессионалы. Помогаем правильно составить договоры и соглашения для IT-компаний.

В таблице у нас получилось выделить небольшую ЦА, на которую мы будем ориентироваться, и подобрать медиа для размещения публикаций. А главное — выявить «боль» читателя, которую и будем использовать в статье, и связать ее с нашим продуктом.

Шаг 2. Решаем, как и о чем будем писать

Как выбрать тему для статьи

Конечно, технически можно писать обо всем сразу, но это долго и неэффективно. Нужно выбрать несколько крупных тем, которые будут интересны целевой аудитории и релевантны вашему опыту. Например, для компании-туроператора крупная сетка тем для публикаций в СМИ может быть такой:

Полезные статьи для туристов, лайфхаки, ошибки во время путешествий

Повышаем узнаваемость бренда среди потенциальных клиентов

Обзоры стран и курортов

Прогреваем потенциальных клиентов

Кейсы по запуску проектов, работе компании

Привлекаем партнеров и инвесторов, показываем себя как эксперта. Говорим: «Смотрите, мы — крутая команда!» потенциальным сотрудникам

Исследования в сфере туризма, комментарии отраслевых новостей и событий

Повышаем узнаваемость бренда и зарабатываем репутацию

Новости об открытии направлений и достижениях компании

Информируем клиентов, партнеров, инвесторов и сотрудников

Хорошая статья бьет в «боль» читателя. Такие материалы редакции отрывают с руками, а лучшие из них перепечатывают другие СМИ. В публикациях ориентируйтесь на то, что полезного и интересного вы можете дать вашей ЦА. Чтобы собрать пул тем, можно обратиться к вашим клиентам, партнерам, коллегам и спросить, какой информации им не хватает. Узнать проблемные вопросы клиентов можно у консультантов, менеджеров, техподдержки — они постоянно собирают эту информацию и могут легко ей поделиться. Посмотрите, о чем пишут в новостях, в отраслевых и тематических СМИ, проверьте комментарии — что вызывает самый большое отклик.

Какой формат привлекает читателей

Основной рецепт отличной публикации один. Актуальная, проблемная тема + интересная фактура + хороший слог + правильное СМИ

Есть несколько беспроигрышных форматов, которые любят журналисты и чаще всего просматривают читатели.

Кейсы компании. Рассказываем о рабочем процессе: как запускали проект, делали рекламу, привлекали финансирование. Пишем, с какими проблемами столкнулись и как их решали. Главное — выбирать темы, которые волнуют не только вас, но и остальных, и разворачивать статью в практическое русло. Сюда же относим и материалы о ваших достижениях.

Кейсы клиентов. Показываем, как работает компания и каких результатов добивается. Разбираем рабочие проекты: какие задачи стояли, как их решали и чего достигли. Это станет визитной карточкой для новых заказчиков.

Практические статьи, инструкции и чек-листы — советы, которые помогут читателю решить конкретную проблему. Пишем о наболевшем и важном для рынка, клиентов или партнеров.

Комментарии экспертов на тему актуальных событий и новостей. Высказываем свое мнение о важных и резонансных событиях отрасли. Не забываем аргументировать свою позицию и приводить доказательства.

Исследования и обзоры рынка, новых тенденций или проблем. Собрать информацию можно вручную из открытых источников, на сайтах аналитических центров (Росстат, Rosinfostat, Исследования Яндекс, ВЦИОМ, Левада-Центр, Фонд общественного мнения) или внутри компании.

Переводы зарубежных статей и исследований. Это отличный формат, если вы можете качественно адаптировать текст.

Подборки полезных инструментов, ресурсов, книг, фильмов — да чего угодно, что интересует вашу ЦА. Можно приправить список вашими комментариями и оценкой.

Любую статью интересной делает фактура — примеры, кейсы, комментарии, цифры и иллюстрации: картинки, фото, графики, скриншоты. Словом все, что подтверждает вашу точку зрения и может показать более полную картину читателю.

Шаг 3. Выбираем СМИ для публикации

Есть три способа попасть в медиа бесплатно: блог-платформы, гостевые статьи и журналистские запросы. Разберемся, как работает каждый инструмент и чем они различаются.

Блог-платформы

Блог-платформы — это открытые ресурсы, где любой человек или компания может завести свой блог и публиковать статьи. Например, VC, Habr, DTF и Tproger — это крупнейшие блог-платформы. Ресурсы могут быть тематические (как Типичный программист) или общие с множеством рубрик.

Сатья на VC о том, как пиарить бизнес за счет чужих новостей

Например, статья на VC о том, как пиарить бизнес за счет чужих новостей, собрала около 3 тысяч просмотров за два дня


У платформ огромная аудитория — от 300 тысяч до 20 миллионов посетителей в месяц, и собственные правила ранжирования публикаций. Это значит, что попасть в топ может любая статья, даже нового автора, если она интересна читателям и набирает просмотры. Лучшие материалы редакция промотирует через разные каналы — поднимает в ленте, добавляет в рассылки и рейтинги, постит в соцсетях.

Гостевые статьи

Некоторые медиа: новостные и тематические порталы, бизнес-ресурсы, корпоративные блоги — размещают статьи внешних авторов. Это стратегия win-win — редакция получает новые экспертные материалы, а компания и спикеры — рекламу в СМИ.

Отправить гостевую статью можно через форму на сайте или по почте. Но лучше всего сначала согласовать тему и план статьи с редакцией. На многих ресурсах действуют правила для таких публикаций — редполитика, которую стоит прочитать перед написанием статьи.

Статья внешнего автора в Pressfeed.Журнале

Гостевые материалы привлекают лояльную аудиторию медиа. Например, статья внешнего автора в Pressfeed.Журнале набрала полторы тысячи просмотров за два месяца


Где публиковать гостевые статьи

Бизнес, инвестиции, ритейл, недвижимость: Cossa, «Деловой мир», Rusbase, Biz360, «Инвест-Форсайт», Executive, CMS Magazine, ДЕЛО Модульбанка, Retail.ru, Retailer.ru, MadCats, Журнал Кнопки, NovostroyCity.

Продвижение, реклама, маркетинг, контент: Pressfeed.Журнал, Daily TexTerra, Маркетинг с азов, Exiterra, Svoё Медиа, UniSender.

Программирование и техника: DNS Клуб, Proglib.io, Stereo, журнал «Код», Indicator.

Обо всем: Тинькофф—Журнал, Skillbox Media, Лайфхакер.

Договориться о публикации гостевой статьи можно практически с любым блогом или отраслевым медиа. Придумайте интересную тему, составьте план и отправьте предложение редактору.

Журналистские запросы

Через журналистские запросы можно попасть в крупные СМИ, отраслевые и новостные порталы, тематические и бизнес-медиа и крупные корпоративные блоги.

Авторы регулярно ищут фактуру для статей, комментарии, героев для интервью, а редакторам нужны гостевые статьи и экспертные колонки — запросы на них размещают на сервисе журналистских запросов Pressfeed. Предприниматели, маркетологи, рекламщики выбирают предложения с подходящей темой и отвечают автору прямо в карточке запроса. Материалы, которые понравились журналисту, попадают в статью, а компания и спикер получают бесплатное упоминание в ней.

Сегодня на сервисе 424 предложения от СМИ, запросы меняются каждый день

Сегодня на сервисе 424 предложения от СМИ, запросы меняются каждый день

По такой же схеме можно получить не только комментарий в статье, но и собственную колонку или приглашение на интервью. В итоге все в выигрыше: журналист получил классный материал, медиа — хорошую статью, а компания — рекламу в крупном СМИ.

В какие СМИ можно попасть

На сервисе зарегистрировано больше 13 000 журналистов из разных медиа, в том числе и тех, что в списке.

Большие и важные: «Коммерсантъ», «Секрет фирмы», «Аргументы и факты», «Деловой мир», «Интерфакс», РБК, «Комсомольская правда», Forbes, «Первый канал», Рен ТВ, ТВЦ, ОТР, «Инвест-Форсайт», Business FM, National Geographic.

Новостные: «Интерфакс», РИА Новости, «Москва 24», ТАСС, «Мир 24», «Известия», «ФедералПресс», Газета.ру, Rambler, Lenta, Mail.ru.

Отраслевые: Digital Report, Tproger, «Коммерческий директор», «Управление сбытом», АТИ, Rusbase, Cossa, Bankiros, Novostroy, Авто Mail.ru, «Автопарк».

Корпоративные медиа: Daily TexTerra, Тинькофф—Журнал, Yagla, Skillbox Media, Блог Aviasales, Блог Travelpayouts, Pressfeed.Журнал, Блог HeadHunter, Mediajobs, Гарант, РЖД-Партнер, СберБизнес Live.

Что в итоге?

Попасть без денег и пиарщика можно практически в любое, даже крупное, СМИ. Для этого нужно только найти свои темы, аудиторию и писать интересные, полезные материалы. У вас уже есть все для того, чтобы создавать классные статьи, которые будут собирать тысячи просмотров, — ваш опыт и знания. Осталось только поделиться ими.

P.S. Не забудьте представиться и рассказать о компании и своих достижениях, когда будете отправлять гостевую статью в редакцию или комментарий журналисту.

Вам понравилась статья?

0