Просмотрено 555 Комментарии 6.5 минут

Всё новое – хорошо забытое старое

Всё новое – хорошо забытое старое

Подводить итоги года пока рано, ведь надо дождаться его окончания. А вот обрисовать тенденции, с которыми мы проводим этот год и встретим новый, — в самый раз. Коронавирус по-прежнему влияет на нашу жизнь: слова «антитела», «антиваксер», «кьюаркод» и «вакцинация» прочно вошли в повседневную речь, а многие вещи, например маски и рукопожатия, приобрели новый смысл.

Впрочем, то, что нам сейчас кажется новым, на самом деле существовало давно. История циклична: явления повторяются, но под разными именами и с некоторыми нюансами. Мы решили вспомнить, какие вопросы Мегаплан обсуждал в своих полезных статьях и исследованиях в уходящем году, найти их отражения в прошлом и заглянуть в будущее.

Внимание: льгота для МСП! До 29.12.21 скидка 50% на облачный Мегаплан для малых и средних компаний. Если вы еще сомневаетесь, нужна ли вам CRM, это лучший аргумент «за». Все подробности — на нашем сайте. Если у вас уже есть аккаунт в Мегаплане, пришлите его название и ваш ИНН на price@megaplan.ru. Мы расскажем, что делать дальше.

Доставка

Череда локдаунов привела к взрывному росту сферы доставки. В исследовании агентства OMI сказано, что самая распространенная сумма заказа в России в уходящем году составила 500–1000 рублей. До пандемии она находилась на уровне 300–500 рублей. Любопытно, что среди ключевых вопросов при выборе сервиса доставки почти половина опрошенных называет условия работы и удовлетворенность курьеров.

В нашем блоге на Хабре мы делали перевод американской статьи о девушке-курьере из сервиса доставки Instacart. Элис рассказала, с какими трудностями столкнулась, когда ее боссом стал бездушный алгоритм в виде всемогущего приложения. Советуем почитать.

А вы знали, что доставка была популярна у нас и в начале XX века? Привычных нам сегодня кулинарий тогда не было, а потому готовую еду, например для праздничного стола, можно было заказать в трактире или ресторане. Часто на дом доставляли и то, что гости не доедали в заведениях. Большой популярностью пользовалась разносная торговля. Например, пирожники продавали пирожки с начинкой прямо из висевших у них на плечах ящиков. Клиентами таких разносчиков были те, кто приезжал в крупные города на заработки.

Летом 2021 года спрос на курьеров вырос более чем в три раза по сравнению с прошлым годом. Все идет к тому, что в ближайшем будущем станет больше так называемых дарксторов и темных кухонь, которые работают только на доставку. За счет этого вырастет популярность доставки по клику, где товар будут привозить через 15 минут. Скорее всего, экспресс-доставка не обойдется без помощи роботов, кое-где они уже используются для сортировки товаров на складах. Нас наверняка ждут беспилотные автомобили-доставщики, а может быть, даже пневмотрубопроводы для доставки заказов в квартиру – почему нет.

Кофейни

Тяжело приходится во время пандемии ресторанному бизнесу. Мы говорили на эту тему с рестораторами Андреем Ковалевым и Романом Степановым в нашем бизнес-блоге на сайте VC.ru. Некогда популярный формат кофеен сегодня уже с трудом можно назвать массовым. А бывшие посетители кофеен все чаще предпочитают брать кофе навынос. Сами заведения превратились в полноценные кафе, где можно не только выпить чашечку ароматного кофе, но и сытно пообедать.

Интервью Мегаплана с рестораторами

Первый бум кофеен в нашей стране пришелся на начало ХХ века, но появились они в крупных городах намного раньше благодаря любви Петра I к бодрящему напитку. Тогда же страну заполонили заграничные товары и продукты, включая иностранные сладости и десерты. И все это можно было как раз отведать под чашечку кофе. Самая знаменитая кофейня открылась в 1780 году в городе на Неве и называлась «Кафе Вольфа и Беранже». Ее частыми посетителями были Лермонтов, Чернышевский и Пушкин.

Сегодня многие владельцы сетей кофеен в России, увы, пересматривают свой бизнес. И дело здесь не только в пандемии, которая сильно ударила по общепиту. Попросту стало понятно, что на моноформате выжить тяжело. Именно поэтому в меню таких заведений появились, помимо кофе и десертов, такие позиции, как горячие блюда, закуски и алкоголь.

Удаленная работа

Еще одно явление, которое прочно вошло в нашу жизнь, — это удаленная работа. Большинство компаний позволили своим сотрудникам остаться на удаленке или работать в гибридном формате и после всеобщей самоизоляции в марте-апреле 2020 года. В этом году мы рассказывали, как организован гибридный офис Мегаплана и что мы потеряли на удаленке. Некоторым россиянам тоже понравилось трудиться дома. В первую очередь из-за экономии времени на дорогу и расходов на транспорт.

Форматы работы в пандемию

Работать дома или недалеко от него было принято в России еще в начале XX века. Речь, конечно, шла не о дистанционном труде. В то время представители некоторых профессий жили и работали в одном и том же месте: например, так делали дворники. В том же здании проживали и работали в царское время также врачи, которые вели частную практику. Достаточно вспомнить повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова, в которой главный герой профессор Преображенский организовал операционную в собственной квартире.

Эксперты прогнозируют, что удаленный труд останется с нами навсегда. И для этого есть несколько причин. Дистанционный формат позволяет работать из любой точки мира, что удобно не только работникам, но и работодателям, которые могут нанять специалистов из других городов. Кроме того, наем сотрудников на постоянную удаленную работу позволяет значительно сократить расходы на аренду офиса и обустройство рабочих мест. С большой вероятностью работать вне офиса в будущем станет повсеместной нормой.

Барбершопы

Несколько лет назад в России начался бум барбершопов — парикмахерских для мужчин. Первый барбершоп открылся в нашей стране еще десять лет назад, а сегодня такие салоны есть в каждом торговом центре. Работающие в них мастера, за редким исключением, тоже мужчины. На первый взгляд, может показаться, что мода на подобные заведения пришла к нам из США, но это не совсем так.

Барбершопы существовали в нашей стране и раньше, только назывались по-другому. Первыми парикмахерами были бродячие цирюльники, которые не только стригли волосы и брили бороды, но и лечили раны, делали кровопускания и удаляли зубы. Услугами таких мастеров пользовались простые люди. А более зажиточные господа содержали при своих дворах «тупейных художников» — собственных цирюльников. Название профессии произошло от французского слова, которое в переводе означало «чуб». В начале XX века в Москве и Санкт-Петербурге появились и первые залы для стрижки и бритья.

Если вам интересна история российского дореволюционного предпринимательства, почитайте о самых известных столичных магазинах, строительстве железных дорог, а также узнайте несколько историй об освоении Урала, по которым можно снимать вестерны.

Исторические материалы от Мегаплана

До пандемии коронавируса в России насчитывалось более тысячи барбершопов, добрая половина из них — в Москве. Несмотря на ограничения при посещении общественных мест, предприниматели из этой сферы уверены, что количество парикмахерских для мужчин будет расти и дальше. Одновременно продолжит расширяться ассортимент услуг. Так что через несколько лет мы сможем увидеть полноценные салоны красоты для сильного пола.

Кстати, наше летнее исследование показало, что 75,1% отечественных компаний не ощутили влияния третьей волны коронавируса на свой бизнес. По всей видимости, предприниматели в этом году уже адаптировались к новым условиям, а потребительские тренды оказались сильнее коронавирусных ограничений.

COVID-19

Как мы видим, многие явления, которые пришли к нам с пандемией, не такие уж и новые. Да и саму пандемию чем-то абсолютно новым назвать не получится.

По масштабам распространения и мерам борьбы с ней COVID-19 часто сравнивают с испанским гриппом, который накрыл мир в первой четверти XX века. «Испанка» тоже накатывала волнами, а главными мерами сдерживания болезни были уже такие привычные нам сегодня запреты на массовые мероприятия, комендантский час и повсеместное ношение масок.

В этом году мы провели много опросов на тему вакцинации и отношения к ней бизнес-сообщества. Совместное с порталом вакансий hh.ru исследование выявило, что треть руководителей компаний в России выступает за увольнение антипрививочников. Однако 24,8% из них отметили, что заводить разговоры об увольнении стоит лишь в случае отсутствия у человека уважительных причин для отказа от вакцинации.

Известно, что в 1918 году группа исследователей создала свой вариант вакцины против испанского гриппа, у которой также были свои приверженцы и противники. Так что антиваксерское движение тоже появилось не сегодня. К слову, закончилась эпидемия «испанки» в 1920 году так же стремительно, как и началась: четвертая волна была последней. Будем надеяться, что COVID-19 последует примеру своего предшественника, и мы уже скоро вернемся к привычной жизни с открытыми границами и крепкими рукопожатиями.




Автор: Виталий Гольденберг. Иллюстрации: Константин Амелин

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Директор Мегаплана

Несмотря на то что события в истории человечества повторяются, отмечу наше более выигрышное положение по сравнению с предками, жившими 100 лет назад. У нас есть интернет и видеосвязь. Можем устроить видеосозвон с бабушкой, которая живет в деревне, не подвергая ее здоровье риску. Или собрать на вебинар всю компанию для подведения итогов года, не приглашая всех в офис.

Современные технологии, такие как наш Мегаплан, позволяют максимально легко адаптироваться к новой реальности. Для вас скоро в видеозвонках внутри Мегаплана появится функция демонстрации экрана, уведомления о выключенном микрофоне, улучшится скорость видеопотока и добавятся несколько полезных фичей, которые сделают вашу работу еще проще и удобнее.

Вам понравилась статья?

0