Кто вами руководит: начальник или лидер? И, если вы сами руководите командой, кто вы: лидер или начальник?
Итак, в чем же разница между просто начальником и настоящим лидером? Колумнист сетевого издания
Делает вещи правильно vs делает правильные вещи
Какая разница? Огромная! Начальник озабочен тем, чтобы подчиненные соблюдали установленные нормы и правила, точно выполняли свою работу. Еженедельный отчет? Лучше подготовить его вовремя, в соответствии с форматом, отразить в нем все метрики, ничего не забыть и не перепутать, иначе не поздоровится. Будьте также готовы ответить на пару вопросов, которые находятся вверху списка.
Среднестатистические начальники не хотят гнать волну, поэтому им важно быть уверенными, что все идет по плану. Это вовсе не значит, что начальник не прав. Это всего лишь значит то, что он старается избегать любых рискованных действий, это стратегия минимизации риска. Качество неплохое, но не слишком вдохновляющее.
Лидеры делают правильные вещи, даже если для этого приходится нарушать правила. Если ты запускаешь новый продукт, нет смысла делать еженедельный бизнес-отчет, и лидер не заставит тебя это делать просто потому, что так нужно по правилам.
Лидеры, фокусирующиеся на том, чтобы делать правильные вещи, поощряют осознанный подход к тому, почему та или иная задача должна быть выполнена вместо механического следования указаниям сверху. С их точки зрения, гораздо важнее выполнить задачу, которая принесет реальную пользу, чем тратить время на что-то только для того, чтобы поставить галочку в чек-листе.
Количество vs качество
Начальники предпочитают количественные и легко измеримые показатели. Они часто просто одержимы цифрами, которые выражают отдельные таргеты. Ничего плохого в таком подходе, разумеется, нет, и по факту умение разбираться в таких показателях, как выручка, доход, стоимость привлечения клиента и т. д., является необходимым профессиональным умением менеджера в большинстве случаев.
Но те начальники, которые слишком зациклены на количественных показателях, часто упускают из виду картину в целом.
Например, однажды я работал с продакт-менеджером, который намеренно и необоснованно снизил цены, чтобы увеличить метрики по количеству установок продукта от нового бренда. Он руководствовался следующим аргументом: «Это нормально. Давайте сначала наберем объем, а уже потом будем волноваться о прибыли!» Но иногда даже объем не может спасти твой бизнес.
Его действия были примером управленческой близорукости, потому что снижение цен ударило по бизнесу сразу четырьмя способами:
- 1. Привлекло сегмент аудитории, которая повелась на низкую цену, но даже и не думала использовать софт в дальнейшем.
- 2. Снизило потребительскую ценность продукта.
- 3. Спровоцировало ценовую войну с конкурентами.
- 4. Это была слишком низкая цена, экономика «не сходилась» даже при большом масштабировании.
Неудивительно, что продукт провалился. Усилия целой команды, которая разработала отличный софт, пошли прахом из-за одного бестолкового менеджера.
Лидеры фокусируются на долгосрочной перспективе и на создании ценности продукта, то есть на качественных составляющих. При этом они не упускают из виду важность количественных характеристик и основные метрики. Настоящие лидеры всегда думают о том, как достичь максимально высокой позиции на рынке или минимизировать издержки. Исходя из этого, они могут искать и находить самые разные пути решения задачи, в том числе допускать рост издержек в коротком временном периоде, если это приведет к их значительному сокращению в будущем.
Управлять при помощи страха vs вести за собой, используя личный пример
Начальники дают задачу и говорят тебе о последствиях ее невыполнения. Они организуют командную работу вокруг идеи возможного наказания, иногда транслируя это четко и недвусмысленно, а бывает хуже: в последний момент вы узнаете, что годовую премию «порезали» из-за невыполнения командой какого-то KPI (ключевые метрики эффективности).
Или начальник может быть слишком ленивым, но в то же время достаточно изворотливым, чтобы произносить тирады вроде «Ну вы постарайтесь сделать способом X, потому что в прошлый раз кто-то так не сделал и случился P, а нам этого не надо». Это часто выдается за мудрый совет, но на самом деле значит: «Или делай, как я сказал, или на твое место найдется кто-нибудь более сговорчивый».
Лидеры же на контрасте скажут что-то типа «Я сделал X, используя данный метод. И это сработало, но я вполне открыт для того, что ты будешь использовать что-то другое, если это позволит достичь той же цели или даже цели выше. Так что чувствуй себя свободно, используй и то, что я сделал тогда, и то, что, как ты думаешь, может сработать сейчас».
Обычно лидеры дают своей команде возможность самостоятельно принимать решения и свободу интерпретировать, заимствовать и импровизировать процесс, исходя из того, что их личные примеры всего лишь частный случай и одно из многих успешных решений.
Кем бы ни был ваш руководитель или вы сами как руководитель: начальником или лидером, — и в том и в другом случае есть положительные и отрицательные примеры. Вы не можете изменить людей, с которыми приходится работать, но вы однозначно можете изменить свой стиль работы с ними, понимая их мотивацию и наклонности.
Фото: Photo by
Источник:
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
Низкая цена отпугнула клиентов, ожидавших большего. Лидер думает о качестве, а не только о выгоде.